Рабочая программа. Доноведение.
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа. Доноведение 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_donovedenie_1_klass.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Семикаракорский район г. Семикаракорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2им. А.А. Араканцева г. Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 2
Приказ от ____ ____2015___№ ____
_______________ /Гердт Н.И./
Рабочая программа
по доноведению
Уровень общего образования: 1 класс
Количество часов – 66
Учитель: Стельмашова Л.П
Программа разработана на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Е. Ю. Сухаревской «Доноведение» и Т. А. Бутенко «Край родной»
Рассмотрено: Согласовано:
На заседании ШМО Зам.директора по УВР Пр.№1 « » 2015г. « » 2015г.
ДОНОВЕДЕНИЕ 1класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Доноведение» 1класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Е. Ю. Сухаревской «Доноведение» и Т. А. Бутенко «Край родной»Программа рассчитана на 66 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Описания места предмета в учебном плане
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
- Я и окружающий мир,
- Природа Донского края,
- Человек и природа,
- Жизнь на Дону,
- Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края;осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного краяс обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Общая характеристика программы
Методические основы изучения курса
«Доноведение».
- Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
- Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
- Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
- При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
- При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
- В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
- Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (66ч)
- Введение (2ч)
- Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
- Я и окружающий мир (4ч)
- Родной край.
- Природа Донского края (52ч)
- Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
- Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
- Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
- Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
- Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
- Человек и природа ( 8ч)
- Занятия людей Донского края в разные времена года.
- Экскурсии[1]
- В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
- «Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определятьпоследовательностьсобственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить ипользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств;использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Тематическое планирование курса «Доноведение»
1 класс
№ урока | Тема урока | № задания в тетради | Виды деятельности на уроке | Кол-во часов | Дата проведения | |||
1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) | 01,09 | ||||
2 | Экскурсия по городу | 1 | Знакомство с достопримечательностями города | 05,09 | ||||
3 | Родной край. | 2 | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). | 08,09 | ||||
4 | Родной край. | 2 | Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. | 12,09 | ||||
5 | Времена года. | 3 | Экскурсия по пришкольному участку. | 15,09 | ||||
6 | Времена года. | 3 | Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето | 19,09 | ||||
7 | Осень. Осенние месяцы. | 4 | Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. | 22,09 | ||||
8 | Осень. Осенние месяцы. | 4 | Разгадывание кроссворда (с.7). Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. | 26,09 | ||||
9 | Экскурсия. | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. | 29,09 | |||||
10 | Экскурсия. | Сбор природного материала. | 03,10 | |||||
11 | Осенние изменения в природе. | 5,6 | Беседа об осенних изменениях в природе. | 06,10 | ||||
12 | Осенние изменения в природе. | 5,6 | Раскрашивание картинки (с.9). | 10,10 | ||||
13 | Растения осенью. | 7,8,10 | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». | 13,10 | ||||
14 | Растения осенью. | 7,8,10 | Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) | 17,10 | ||||
15 | Листья жёлтые летят.. | 10, 9,11 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). | 20,10 | ||||
16 | Листья жёлтые летят.. | 10, 9,11 | Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. | 24,10 | ||||
17 | Занятия людей осенью | 12 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). | 27,10 | ||||
18 | Занятия людей осенью | 12 | Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. | 31,11 | ||||
19 | Что растёт на огороде и в саду? | 13,14,15. | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. | 10,11 | ||||
20 | Что растёт на огороде и в саду? | 13,14,15. | Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. | 14,11 | ||||
21 | Что растёт в поле? | 16, 17 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. | 17,11 | ||||
22 | Что растёт в поле? | 16, 17 | Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) | 21,11 | ||||
23 | Жизнь животных осенью. | 18, 19 | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». | 24,11 | ||||
24 | Жизнь животных осенью. | 18, 19 | Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. | 28,11 | ||||
25 | Осень в моём краю. | 20 | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. | 01,12 | ||||
26 | Осень в моём краю. | 20 | Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. | 05,12 | ||||
27 | Экскурсия. | Беседа о зимних изменениях в природе края. | 08,12 | |||||
28 | Экскурсия. | Декламированье стихотворений о зиме. | 12,12 | |||||
29 | Зимняя сказка. | 21, 22 | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. | 15,12 | ||||
30 | Зимняя сказка. | 21, 22 | Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. | 19,12 | ||||
31 | Зимние изменения в природе. | 23, 24 | Представление своих сочинений. | 22,12 | ||||
32 | Зимние изменения в природе. | 23, 24 | Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. | 26,12 | ||||
33 | Жизнь животных зимой. | 25, 26, 27 | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. | 29,12 | ||||
34 | Жизнь животных зимой. | 25, 26, 27 | Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. | 12,01 | ||||
35 | Живой уголок. | 28 | Экскурсия к живому уголку в школе. | 16,01 | ||||
36 | Живой уголок. | 28 | Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. | 19,01 | ||||
37 | Занятия людей зимой. | 29 | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» | 23,01 | ||||
38 | Занятия людей зимой. | 29 | Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. | 26,01 | ||||
39 | Весна. Весенние месяцы. | 30 | Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). | 30,02 | ||||
40 | Весна. Весенние месяцы. | 30 | Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок. | 02,02 | ||||
41 | Экскурсия. | Беседа об изменениях в природе края. | 06,02 | |||||
42 | Экскурсия. | Декламированье стихотворений о весне. | 09,02 | |||||
43 | Весенние изменения в природе. | 31, 32, 33 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. | 13,02 | ||||
44 | Весенние изменения в природе. | 31, 32, 33 | Сочинение. | 16,02 | ||||
45 | Растения весной. | 34 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» | 20,02 | ||||
46 | Растения весной. | 34 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. | 27,02 | ||||
47 | Жизнь животных весной. | 35, 36 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). | 02,03 | ||||
48 | Жизнь животных весной. | 35, 36 | Учимся рисовать птиц и животных. | 06,03 | ||||
49 | Занятия людей весной. | 37 | Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 09,03 | ||||
50 | Занятия людей весной. | 37 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Сочинение. | 13,03 | ||||
51 | Экскурсия. | Беседа о летних изменениях в природе края. | 16,03 | |||||
52 | Экскурсия. | Декламированье стихотворений о лете. | 20,03 | |||||
53 | Летние изменения в природе. | 38,39,40,41 | Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 03,04 | ||||
54 | Летние изменения в природе. | 38,39,40,41 | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. | 06,04 | ||||
55 | Что растёт на лугу? | 42 | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растениях луга и поля. | 10,04 | ||||
56 | Что растёт на лугу? | 42 | Раскрашивание картинок. | 13,04 | ||||
57 | Экскурсия на водоём | Беседа о водоёмах края. | 17,04 | |||||
58 | Экскурсия на водоём | Рисование. | 20,04 | |||||
59 | Что растёт у водоёма? | 43 | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Раскрашивание картинок. | 24,04 | ||||
60 | Что растёт у водоёма? | 43 | Беседа «Как вести себя на водоёме». | 27,04 | ||||
61 | Жизнь животных летом | 44 | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Учимся рисовать птиц и животных. | 01,05 | ||||
62 | Жизнь животных летом | 44 | Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). | 8,05 | ||||
63 | Занятия людей летом | 45 | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Раскрашивание картинок. Сочинение. | 11,05 | ||||
64 | Занятия людей летом | 45 | Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 15,05 | ||||
65 | Обобщающий урок. | 46-47 | «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. | 18,05 | ||||
66 | Обобщающий урок. | 46-47 | Повторение названий всех месяцев в году. | 22,05 |
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учащихся
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе– Ростов-на-Дону«ИздательствоБАРО– ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
- Сухаревская Е.Ю., БакреваМ.Н.,ЗыбинаЕ.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение:Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение:Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение:Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение:Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
для учителя
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
- Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
- Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
- Донской народный костюм. СостТ.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
- Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
- Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
- Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
- Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
- По старым казачьим станицам. Под.ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
- Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
- Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
- Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
Материально-техническое обеспечение:
- Интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, телевизор.
- Электронное приложение CD-диск «Доноведение».
- Таблицы по темам.
- Презентации по разделам программы.
- Раздаточный материал, карточки для индивидуально-дифферинцированной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Доноведение"
Рабочая программа курса «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Гос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ДОНОВЕДЕНИЕ".
Данная программа расчитана для внеурочной деятельности. Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает по...
Внеурочная деятельность.Рабочие программы"Доноведение"
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соот...
Рабочая программа по доноведению
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...
рабочие программы Доноведение 2 класс
Рабочая програма "Доноведение" 2класс...
рабочие программы Доноведение 3 класс
Рабочая программа "Доноведение" 3класс...
рабочие программы Доноведение 4 класс
Рабочая программа "Доноведение" 4класс...