рабочие программы Доноведение 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Рабочая программа "Доноведение" 4класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_donovedenie_4kl.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16

Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08

Юридический адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,  ул. Мира, 16

Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru

_______________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 24.08.2020 г.

   _______________

Руководитель МО

(Афанасьева Н.Н.)

   СОГЛАСОВАНО

 с заместителем директора по ВР

Калашникова Т.И.

         (Подпись)

24.08.2020 г.

          ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от 28.08.2020г.        Председатель  

 _________________

С.О.Звягинцева

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________

С.О. Звягинцева

Приказ от 31.08.2020г. № 49

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Доноведение»

 

           Уровень общего образования : начальное общее, 4 класс

           Направление деятельности: гражданско-патриотическое

Количество часов в неделю: 1 час

Педагог дополнительного образования: Телицына Инесса Зиновьевна

Квалификационная категория: первая

                                                2020-2021 учебный год

                                  Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

Постановление:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «СП 3.1/2.4.3598-20, Санитарно-эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824).

     -Концепции «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания  внеурочной деятельности  в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо департамента  государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от18 августа 2017г.№09-1672

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

-Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ Дячкинской СОШ;

-Плана внеурочной деятельности МБОУ Дячкинской СОШ на 2020-2021 учебный год

- Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной    деятельности «Доноведение» канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской. Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС».2014г

Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Доноведение» рекомендовано для внеурочной деятельности новым стандартом.

      Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

                Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

          Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

 Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. 

  • Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим  материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

  • Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются  простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными  на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства  - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.  
  • Для детей целесообразно рекомендовать такие  задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых  дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
  • При  подготовке  к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание  младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
  • парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
  • групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
  • командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

   Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся  не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата. 

 На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя  могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

  • При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
  • В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
  • Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание  обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.

Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио»

Экскурсии

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий  музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»

      Место учебного предмета

  Программа внеурочной деятельности «Доноведение»  в 4 классе рассчитана на 34 часа из расчета 1 ч в неделю.

Согласно календарному учебному графику МБОУ Дячкинской СОШ  на 2020-2021 и расписанию занятий по внеурочной деятельности,  планирование составлено на 34ч., так как 2 часа приходятся на праздничные дни (3.05, 10.05.). Программный материал будет реализован полностью за счет уплотнения занятий по повторению. Срок реализации программы с 2.09.20г по 19.05.21г

Раздел 2. Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета

«Доноведение»

Предметные УУД

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся  4 класса должны: 

Учащиеся получат возможность научиться:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края;

Учащийся научится:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;
  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Личностные, метапредметные УУД

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

                       Раздел 3. Содержание  предмета «Доноведение»

                                                      4 класс

Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.  

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.  

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской (20ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

  Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Жизнь на Дону (3ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии

В музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий  музей своего города, села с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,  «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»

                 

Раздел 3.Календарно- тематическое планирование курса «Доноведение»  

                                                      4 класс (1 ч в неделю) 

п/п

Тема

Кол-во

час

Дата

план

Дата факт

Контроль

и виды деятельности

1

Донской край – мой край!

1

2.09

Исследовательская работа «Край, в котором я живу» Работа с картой

Ростовской  области

Практическая

работа

2

3

Что ты знаешь о роде своём?

2

9.09

16.09

Защита проекта «Моя семья»

4

На казачьем Кругу

1

23.09

Конкурс рисунков

5

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

30.09

Экскурсия в местный музей

Конкурс рисунков

6

Ермак Могучий.

1

7.10

Составление теста

7

Степан Разин.

1

14.10

Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8

9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2

21.10

28.10

Составление летописи города Азова.

10

Таганрог – первый порт России

1

11.11

Составление летописи города Таганрога.

11

Крепость Димитрия Ростовского

1

18.11

Составление летописи города Ростов на Дону

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

25.11

Доклады-сообщения учащихся

13

Вместе с Суворовым

1

2.12

Доклады-сообщения учащихся

14

Платов Матвей Иванович

1

9.12

Доклады-сообщения учащихся

15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

16.12

Составление летописи города Новочеркасска

16

Бакланов Яков Петрович

1

23.12

Диспут.

17

За землю и за волю.

1

13.01

Составление летописи Вёшенской

18

Дон в годы строительства новой жизни

1

20.01

19

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

27.01

Экскурсия в школьный музей.

20

День освобождения родного села

1

3.02

Чествование участников войны. Экскурсия к памятнику освободителям села Дячкино, проект

21

22

Мирное время на Донской земле.

2

10.02

17.02

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской обл».

23

Волгодонск – город молодости

1

24.02

Составление летописи города Волгодонска.

24

Дом, в котором мы живём

1

3.03

проект

25

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

10.03

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных  знаков «Береги воздух»,

«Береги воду»

26

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

17.03

Конкурс рисунков

Викторины,

Кроссворды

27

Экологические проблемы почв родного края

1

31.03

Работа с дополнительной литературой

28

 Охрана полезных ископаемых родного края.

1

7.04

Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора

29

Экологическое равновесие в природе

1

14.04

проект

30

31

Охранять природу – значит охранять Родину

2

21.04

28.04

Проект  «Красная книга» Ростовской области.

32

Троица

1

5.05

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

33

Ивана Купала.

Спасы

1

12.05

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

34

Я – гражданин Ростовской области

1

19.05

Викторина. Экскурсия по  мини- музею (выставка  поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год) Проект

                                        Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Кол-во

экскурсий

Кол-во

проектов

1

Я и окружающий мир (3ч)

3

1

1

2

Человек и природа ( 8ч)

8

2

1

3

Яркие страницы истории земли Донской (20ч) 

         20

1

3

4

Жизнь на Дону (3ч)

3

1

Итого

34

4

6

         

     

Раздел 5. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений)

В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертные выступления, защита творческих работ и проектов, докладов, тематические чтения, собеседования.

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: Доноведение

Класс: 4

Учитель: Телицына И.З.

№ уро-ка

Дата

 по плану

КТП

Дата по факту

Тема

Кол-во час

по плану

Кол-во час

по факту

Причина

 корректировки

Способ

корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Внеурочная деятельность.Рабочие программы"Доноведение"

Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соот...

Рабочая программа. Доноведение.

Рабочая программа. Доноведение 1 класс....

рабочая программа 2 класс доноведение

составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

рабочие программы Доноведение 2 класс

Рабочая програма "Доноведение" 2класс...

рабочие программы Доноведение 3 класс

Рабочая программа "Доноведение" 3класс...