Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  для 3 «А»  класса составлена на основе:

- авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова, утверждённой Министерством образования и науки  РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3kl.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.

 Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

        3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»  для 3 «А»  класса составлена на основе:

- авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова, утверждённой Министерством образования и науки  РФ;

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 7)

-  Постановления Правительства Российской Федерации N 142 от 24 февраля 2009 г. «Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

- Приказов Министерства образования и науки РФ

   от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  от  26  ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования …».

   от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

- пункта 19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г.

N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников…».

-  Основной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Общая характеристика предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

 Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан  в 3 классе на 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебных недель ).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметными  результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3 класс

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. 

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание

Кол-во

часов

1

Самое великое чудо на свете

3

2

Устное народное творчество

11

3

Поэтическая тетрадь №1

14

4

Великие русские писатели.

23

5

Поэтическая тетрадь №2

15

6

Литературные сказки

12

7

Были-небылицы

12

8

Люби живое

18

9

Собирай по ягодке- наберешь кузовок

15

10

По страницам детских журналов

5

11

Зарубежная литература

10

Итого:

140ч.

Самое великое чудо на свете (3ч.)

Устное народное творчество (11 ч)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»).

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

 Великие русские писатели (23 ч)

A.  С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной, красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»);  И. А.  Крылов («Мартышка  и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;  «Ворона   и  Лисица»);  М.   Ю.   Лермонтов  («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»;  «Куда девается  вода  из  моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»).

Поэтическая тетрадь № 1 (14ч.)

Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»);.  Саша  Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»);   А.   А.   Блок  («Ветхая   избушка»;   «Сны»;   «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»; «Воробышки»).

Поэтическая тетрадь № 2 (15ч.)

Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер   бушует   над   бором...»;   «Дедушка   Мазай   и   зайцы»); С. М. Соловьев («Смерть птички»); К. Д. Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице...»; «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги...»). С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»).

  Литературные сказки (12 ч)

B.  Ф. Одоевский («Мороз Иванович»);  В.  М.   Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

  Были-небылицы (12 ч.)

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»);

В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак («Двенадцать месяцев»).

  Люби живое (18 ч.)

М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (15 ч.)

Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»     (5 часов)

Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

 Зарубежная литература (10 ч)

Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).  Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).

ТРЕБОВАНИЯ   К   УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема

урока

Формирование УУД

Виды

контроля

по

плану

по факту

Тема: «Самое великое чудо на свете» (3 ч.)

1.

Любите книгу. Рукописные книги Древней Руси.

Вычитывать все виды текстовой информации (П)

(Р) Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы)

2.

Первопечатник Иван Федоров.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

3.

Проверь себя.

Строить речевое высказывание в устной форме (П)

(Р) Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы)

Тема: «Устное народное творчество» (11 ч.)

4.

Русские народные песни.

Вн.чт. Народные промыслы.

(П) Постановка и решение проблемы, анализ, синтез,  осознанное и правильное построение речевых высказываний

 

Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения.

5.

Докучные сказки.

(П) Построение  речевых  высказываний, поиск ответов на вопросы

(К) Работа в парах , развитие диалогической речи

(Л) Нравственно- этическое оценивание героев

6.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

(П) Построение высказываний, анализ и синтез, сравнение двух произведений , выразительное чтение по ролям

(К) Работа в группе

7.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

(Л) Нравственно – этическое оценивание героев.

(П) Умение строить речевое высказывание,  анализ, синтез

8.

«Иван-царевич и Серый волк», русская народная сказка.

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

9.

«Иван-царевич и Серый волк», русская народная сказка.

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

10.

«Иван-царевич и Серый волк», русская народная сказка.

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения

11.

«Сивка-бурка», русская народная сказка.

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

12

«Сивка-бурка», русская народная сказка.

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

13

«Сивка-бурка», русская народная сказка.

(П) Нахождение в тексте ответов на вопросы, построение высказывания с элементами рассуждения

(Р) Оценивание  мнений

14

Проверь себя.

(П) Ответы на вопросы,  развитие  речи

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

тестирование.

Тема: «Поэтическая тетрадь №1» (14 ч.)

15

Как научиться читать стихи 

(П) Работа с текстом, построение высказывания  с элементами рассуждения  и доказательством  

(К) Принятие разных  мнений

16

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

17

Ф.И. Тютчев «Листья» А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка...»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

18

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

19

И. Суриков «Детство»

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

20

И. Суриков «Зима»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

21

Проверь себя.

(П) Ответы на вопросы,  развитие  речи

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

тестирование

Тема: «Великие русские писатели» (23 ч)

22

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «За весной, красой природы...»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

Уметь осознавать и определять свои эмоции (Л)

23

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «За весной, красой природы...»

(П) Нахождение в тексте ответов на вопросы, построение высказывания с элементами рассуждения

(Р) Оценивание  мнений.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

24

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

(П) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

25

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

Уметь осознавать и определять свои эмоции (Л)

26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

27

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

28

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

29

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(П) Ответы на вопросы,  развитие  речи

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Уметь осознавать и определять свои эмоции (Л)

30

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(П) Ответы на  вопросы , пересказ по плану ,выделение главного

31

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(П) Нахождение в тексте ответов на вопросы, построение высказывания с элементами рассуждения

(Р) Оценивание  мнений

32

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

(П)  Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

33

ИА. Крылов «Зеркало и обезьяна»

(П) Ответы на  вопросы,  пересказ по плану ,выделение главного

34

И.А. Крылов «Ворона и лисица»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

35

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко...»

(П) Смысловое чтение,  поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы,  построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

36

М.Ю. Лермонтов «Утес»

(П) Пользоваться разными видами чтения

(Л) Интерес к чтению

(Р) Работать по плану

37

М.Ю. Лермонтов «Осень»

(П) Работа с текстом, построение высказывания  с элементами рассуждения  и доказательством  

(К) Принятие разных  мнений

38

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

39

Л.Н. Толстой «Акула»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

40

Л.Н. Толстой «Прыжок»

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

41

Л.Н. Толстой «Прыжок»

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

42

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

43

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

(П) Ответы на вопросы,  развитие  речи

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

44

Проверь себя.

(П) Ответы на вопросы,  развитие  речи

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

тестирование

Тема: «Поэтическая тетрадь № 2» (15ч)

45

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

46

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

(Л) Формировать интерес к ведению диалога с автором текста

(П) Извлекать информацию из текста

(К) Оформлять свои мысли в устной форме

47

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

48

К.В. Бальмонт «Золотое слово»

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

49

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

50

Проверь себя.

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

Тема: «Литературные сказки» (12ч.)

51

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

Уметь осознавать и определять свои эмоции (Л)

52

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

(П) Нахождение в тексте ответов на вопросы, построение высказывания с элементами рассуждения

(Р) Оценивание  мнений.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

53

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

(П) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

54

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

(Л) Уметь осознавать и определять свои эмоции

55

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

56

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

57

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

58

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

(П) Ответы на вопросы,  развитие  речи

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Уметь осознавать и определять свои эмоции (Л)

59

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

(П) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

60

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

(П) Ответы на  вопросы , пересказ по плану ,выделение главного

61

Проверь себя.

(П) Анализ объектов;

(К) Умение выражать свои мысли  полно и точно.

(Л) Ценностно-смысловая ориентация учащихся;

тестирование

62

Обобщающий урок по первой части учебника.

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(П) Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения.

Тема: «Были - небылицы»  (12ч.)

63

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

(Р) Учиться высказывать свое предположение (версию).

(П) Определять тему и главную мысль текста, использовать новые слова, определяя их значение разными способами.

(К) Уметь задавать уточняющие вопросы.

64

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

(П) Пользоваться разными видами чтения

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

65

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

(П) Извлекать информацию из текста

66

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

67

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

(Л) Формировать интерес к ведению диалога с автором текста

(П) Извлекать информацию из текста

(К) Оформлять свои мысли в устной форме

68

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

69

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

70

А.И.Куприн. «Слон».

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

71

А.И.Куприн. «Слон».

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

72

А.И.Куприн. «Слон».

(П) Ответы на  вопросы,  пересказ по плану ,выделение главного

73

А.И.Куприн. «Слон».

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

74

Проверь себя.

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(П) Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

тестирование

Тема: «Поэтическая тетрадь №1» (14 ч.)

75

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»

(П) Ответы на  вопросы,  пересказ по плану ,выделение главного

76

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

77

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

(П) Смысловое чтение,  поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы,  построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

78

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

79

С. Есенин «Черемуха»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

80

С. Есенин «Черемуха»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

81

Проверь себя.

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(П) Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

тестирование

Тема:  «Люби живое» (18 ч)

82

М.М. Пришвин. «Моя Родина».

(Р) Учиться высказывать свое предположение (версию).

(П) Определять тему и главную мысль текста, использовать новые слова, определяя их значение разными способами.

(К) Уметь задавать уточняющие вопросы.

83

И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

(П) Пользоваться разными видами чтения

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

84

И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

(П) Извлекать информацию из текста

85

В.И. Белов. «Малька провинилась».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

86

В.И. Белов «Еще раз про Мальку».

(Л) Формировать интерес к ведению диалога с автором текста

(П) Извлекать информацию из текста

(К) Оформлять свои мысли в устной форме

87

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

88

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

89

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

90

Б.С.Житков. «Про обезьянку».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

91

Б.С.Житков. «Про обезьянку».

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

92

Б.С. Жидков «Про обезьянку».

(П) Ответы на  вопросы,  пересказ по плану ,выделение главного

93

  В.П.Астафьев  «Капалуха».  

(П) Нахождение в тексте ответов на вопросы, построение высказывания с элементами рассуждения

(Р) Оценивание  мнений.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

94

В.Ю.Драгунский  «Он живой и светится…»

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

(П) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

95

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится…»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

(Л) Уметь осознавать и определять свои эмоции

96

Проверь себя.

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

Тема: «Поэтическая тетрадь № 2» (15ч)

97

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

(П) Ответы на  вопросы,  пересказ по плану ,выделение главного

98

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

99

А. Барто «Разлука», «В театре»

(П) Смысловое чтение,  поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы,  построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

100

А. Барто «Разлука», «В театре»

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

101

С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

102

С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

103

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

104

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

105

Проверь себя.

Контрольное чтение.

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(П) Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

тестирование

Тема: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» (15 ч)

106

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

(Р) Учиться высказывать свое предположение (версию).

(П) Определять тему и главную мысль текста, использовать новые слова, определяя их значение разными способами.

(К) Уметь задавать уточняющие вопросы.

107

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

(П) Пользоваться разными видами чтения

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

108

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

(П) Извлекать информацию из текста

109

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

110

А.П.Платонов. «Еще мама».

(Л) Формировать интерес к ведению диалога с автором текста

(П) Извлекать информацию из текста

(К) Оформлять свои мысли в устной форме

111

А.П.Платонов. «Еще мама».

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

112

М.М. Зощенко. «Золотые слова».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

113

М.М. Зощенко. «Золотые слова».

(П) Анализ поставленных  вопросов ,построение рассуждения, доказательство высказанного мнения, правильное построение речевого высказывания

(Л) Оценивание поступков героев

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

114

М.М. Зощенко. «Великие путешественники».

(П) Выразительное чтение, смысловое чтение, поиск  ответов на вопросы , построение речевого высказывания  с элементами рассуждения.

Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

115

М.М. Зощенко. «Великие путешественники».

(П) Работа с текстом, выделение главного

(Р) Составление  плана

(К) Работа в парах

116

Н.Н. Носов «Федина задача»

(П) Ответы на  вопросы,  пересказ по плану ,выделение главного

117

Н.Н. Носов «Телефон»

(П) Нахождение в тексте ответов на вопросы, построение высказывания с элементами рассуждения

(Р) Оценивание  мнений.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

118

Н.Н. Носов «Телефон»

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

(П) Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

119

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

120

Проверь себя.

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(П) Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

тестирование

Тема: «По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (5 ч)

121

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

(П) Смысловое чтение,  поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы,  построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

122

Г.Б. Остер «Вредные советы»

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

123

Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте, построение устного высказывания.

(К) Контролировать действия партнера

124

Р. Сеф «Веселые стихи»

(П) Смысловое чтение, поиск ответов на вопросы в тексте, построение речевого высказывания, постановка проблемы , построение рассуждения

(Л) Нравственно-  этическое оценивание

125

Проверь себя.

(Р) Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

(П) Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

(К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тема: « Зарубежная литература» ( 8ч.)

126

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

Вычитывать все виды текстовой информации (П)

(Р) Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы)

127

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

Высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

128

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

Строить речевое высказывание в устной форме (П)

(Р) Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы)

129

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

(П) Постановка и решение проблемы, анализ, синтез,  осознанное и правильное построение речевых высказываний

130

Шарль Перро. «Рике с хохолком».

(П) Построение  речевых  высказываний, поиск ответов на вопросы

(К) Работа в парах , развитие диалогической речи

(Л) Нравственно- этическое оценивание героев

131

Шарль Перро. «Рике с хохолком».

(П) Построение высказываний, анализ и синтез, сравнение двух произведений , выразительное чтение по ролям

(К) Работа в группе

132

Шарль Перро. «Рике с хохолком».

(Л) Нравственно – этическое оценивание героев.

(П) Умение строить речевое высказывание,  анализ, синтез

133

Проверь себя.

(П) Смысловое чтение, построение рассуждения  для доказательства

(Л) Нравственно- этическое оценивание,  решение проблемного вопроса

тестирование

134

Административная контрольная работа.

(П) Анализ, сравнение, установление смысловых  связей в сюжете, нахождение необходимой информации в тексте.

(К) Контролировать действия партнера

135

Обобщающий урок.

136

Резерв

 МАТЕРИАЛЬНО  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

1.Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – М.: Просвещение, 2012.

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс – М.: ВАКО, 2013.

Дидактическая литература.

Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2011.

Учебное оборудование:

1. Интерактивный комплекс (доска, проектор, компьютер, многофункциональное устройство).

2. Магнитная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...