Факультатив "История родного края" 1 класс
элективный курс (1 класс) на тему
Предлагаемая программа «История родного края» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rodnorgo_kraya.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемая программа «История родного края» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Представленная программа «История родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 1 класса.
Концептуальные идеи программы
Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.
Задачи программы:
- Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.
- Осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона.
- Развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей.
Программа построена на принципах:
- развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
- свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотеки.Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Формы занятий кружка
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- лекции;
- аналитические и эвристические беседы;
- учебные спектакли, сценки;
- праздники, ярмарки;
- экологические сказки;
- народные, подвижные и интеллектуальные игры;
- ролевые игры;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с объектами живой и неживой природы;
- читательские конференции;
- тестирование;
- анкетирование;
Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческого музея города, экскурсиями в близлежащем парке, различных природных комплексах.
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек, встречи с учеными и специалистами.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.
Режим занятий
1-й год реализации программы (1-й класс) рассчитан на 33 учебных часа: из них теоретические занятия - 17 час; практические занятия - 16 часов.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы: учащиеся 1 класса, педагоги, работники библиотек.
Направления реализации программы
1. Экологическое краеведение
2. Литературное краеведение
3. Историческое краеведение
Условия реализации программы
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.
Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- тестирование;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- олимпиады;
- выставки творческих работ учащихся;
- защита проектов;
Возможные критерии результативности
1. Активность учащихся во внеурочное время.
2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
3.Положительная тенденция роста участников конкурсных программ, выставок, викторин, школьных олимпиад.
4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Показатели результативности
1. Активное участие во внеклассной работе.
2.Активное участие школьников в интеллектуальных играх и конкурсах.
4.Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Используемая литература:
- Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края»,
авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс».
Тематическое планирование
Направление | Содержание | Количество часов | дата | ||
Теория | Практи- ка | план | факт | ||
Экологическое направление | Раздел 1 | ||||
1 | Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности | 1 | |||
2 | Растительный мир города, области. Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) | 1 | |||
3 | Редкие и исчезающие растения района и области, занесенные в красную книгу. | 1 | |||
4 | Зеленый мир вокруг нас (викторина) | 1 | |||
5 | Раздел 2 Мир насекомых родного края. Охрана полезных насекомых борьба с вредителями | 1 | |||
6 | Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?» | 1 | |||
7 | Раздел 3 Рыбы, обитающие в реках города, области. Охрана рыбных богатств | 1 | |||
8 | Игра-викторина «Золотая рыбка» | 1 | |||
9 | Раздел 4 Обитатели воздушного пространства родного края. Охрана птиц. | 1 | |||
10 | Сооружение и установка кормушек. | 1 | |||
11 | Интеллектуальная игра «Птичий час» | 1 | |||
12 | Раздел 5 Животный мир родного края (общие понятия) | 1 | |||
13 | Дикие и домашние животные. Составление портрета животного | 1 | |||
14 | Викторина-игра «Ребятам о зверятах» | 1 | |||
15 | Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | 1 | |||
16 | Животные, занесенные в Красную книгу. | 1 | |||
17 | Раздел 6 Охрана природы родного края. Охраняемые территории | 1 | |||
18 | Час информации в детской библиотеке «Заповедные места родного края. | 1 | |||
19 | Литературно-экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край родной!» | 1 | |||
Литературное краеведение | Раздел 7 | ||||
20 | Обзор «Мы читаем русских писателей» | 1 | |||
21 | Литературный час | 1 | |||
22 | Обзор-беседа по произведениям . | 1 | |||
Историческое краеведение | Раздел8 | ||||
23 | Русская изба | 1 | |||
24 | Гончарное искусство | 1 | |||
25 | Первые жители Ельца | 1 | |||
26 | Первые железнодорожники Ельца | 1 | |||
27 | История школы. | 1 | |||
28 | Памятники архитектуры города | 1 | |||
29 | Живопись местных художников. | 1 | |||
30 | История ВОВ 1941-1945. Цикл бесед : «Герои земляки» | 1 | |||
31 | Народные промыслы города | 1 | |||
32 | Итоговая игра по станциям «История родного края» | 1 | |||
33 | Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений. | 1 |
Список дидактических и методических материалов к учебному курсу
- карточки-задания для усвоения нового материала;
- карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
- карточки правила;
- викторины по каждому изучаемому направлению и разделу;
- кроссворды по каждому изучаемому направлению и разделу;
- загадки по каждому изучаемому направлению и разделу;
- рассказы-загадки;
- биологические, экологические, исторические и литературные задачи;
- экологические, исторические и литературные игры, сказки, ситуации;
- видеофильмы по каждому изучаемому направлению и разделу;
- использование в работе ИКТ (проектора, интернет-ресурсов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс
Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...
Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)
Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова...
Урок-конференция по литературному чтению "Земля - наш дом родной" 3 класс, УМК "Школа России"
Урок построен в форме конференции, деловой игры. Дети играют роль журналистов, представляющие отделы газеты. Использутся технология групповой работы, работа с лидерами. Очень буду рада, если мой урок ...
Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс
Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:· Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...
классный час Башкортостан - мой край родной 2 класс
Разработка классного часа во 2 классе "Башкортостан - мой край родной!" в форме устного журнала с презентацией....
изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс
изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс...
Учебно - методический комплект. ИЗО. Дорогие, любимые, родные. 3 класс
Конспект и презентация к уроку ИЗО. Дорогие, любимые, родные. Портрет мамы. 3 класс...