Программа кружка внеурочной деятельности "Речевое творчество"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Программа курса "Речевое творчество" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_tvorchestvo_2_klass.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «речевого творчества» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» в 3 классе отводится:
- – количество часов в год – 33 (+ 2 часа резервных) в год;
- количество часов в неделю – 1.
Содержание учебного спецкурса В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/
В содержание спецкурса включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка во 3 классе.
№ | Название тематического раздела | Количество упражнений | Количество часов |
1. | Речь и речевая деятельность. | 9 | 10 |
2. | Речевые жанры | 12 | 4 |
8-12 | Буква к букве – слово получается | 16 | 5 |
13-15 | Вырасти плоды родственных слов! | 7 | 3 |
16-17 | Люби и береги свой родной язык! | 8 | 2 |
18-22 | Книга – друг и помощник! | 14 | 4 |
23-28 | Делать добро спеши! | 15 | 5 |
29 | Подведём итоги | 3 | 1 |
30-33 | ТЛШ (Творческая лаборатория школьника) «Издательство», в котором дети выпускают, оформляют свои творческие работы. | 4 | |
резерв | 2 | ||
Всего | 84 | 33+2 |
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
Подпрограмма спецкурса “Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:
- художественно-эстетический принцип;
- принцип интеграции;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Главная цель спецкурса: разностороннее развитие личности
Задачи:
- Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
- приобщение к ценностям культуры;
- развитие творчества и интереса к познанию;
- формирование здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Отличительные свойства специального курса
“Мастерская речевого творчества»
- Решает задачи формирования активной творческой личности.
- Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».
- Развивает у младшего школьника представления о фундаментальности научных и творческих ценностей.
- Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
- Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.
Данный курс даст возможность УЧИТЕЛЮ:
- привить интерес к учебному предмету;
- углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;
- развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;
- совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным учебным действиям;
- удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;
- формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших школьников ;
- обеспечить ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.
УЧЕНИКУ:
- участвовать в творческой деятельности;
- привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
- учиться чувствовать вкус слова;
- формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
- накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
- получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
- развивать гибкость и самостоятельность мышления;
- учиться делать выводы и обобщения;
- учиться планировать свои действия;
- приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
- приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
- рефлексировать.
РОДИТЕЛЯМ:
- быть активными участниками творческого содружества семьи и школы;
- применять интегрированную методику индивидуальной работы в домашних условиях;
- влиять на личностное развитие ребёнка;
- стимулировать стремление ребёнка к речевому творчеству вне школы;
- определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.
Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Интеллектуально-познавательные творческие умения:
- Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
- Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.
- Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
- Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи.
- Планирование содержания сообщения.
- Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.
- Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра.
Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.
Познавательные УУД:
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия. | Дата. |
1. | От чего зависит настроение. | |
2. | Умей слышать и слушать партнера. | |
3. | Умей слышать и слушать партнера. | |
4. | Значение слова «имя». | |
5. | Значение слова «отчество». | |
6. | Значение слова «фамилия». | |
7. | Гордись своим именем. | |
8. | Учимся участвовать в диалоге. | |
9. | Как задавать вопросы. | |
10. | Учимся выделять главное. | |
11. | Составление рассказа на заданную тему. | |
12. | Игры со словами. | |
13. | Что такое родственные слова. | |
14. | Тренировочное занятие по методике проведения эксперемента. | |
15. | Составление рассказа на заданную тему. | |
16. | Культура речи нашего народа. | |
17. | Сообщение о культуре речи разных народов. | |
18. | Как нужно относиться к книге. | |
19. | Книга- наш друг. | |
20. | Книга- наш друг и помощник. | |
21. | Как работать с книгой. | |
22. | Сообщение о своих любимых книгах. | |
23. | Мысленные эксперементы. | |
24. | Анализ текста. | |
25. | Оценка поступков главных героев произведений. | |
26. | Оценка поступков героев произведений. | |
27. | Выбор темы проекта. Составление плана работы над проектом. | |
28. | Работа над проектом. | |
29. | Презентация проектов. | |
30. | Делать добро спеши. | |
31. | Учимся делать добрые дела. | |
32. | Мои друзья- волшебные слова. | |
33. | Составление словарика настроений. | |
34. | Мини-конференция по итогам работы. |
Задания данного курса прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют культуру общения, навыки речевого самовыражения.
Мы считаем, что разбудить у учащихся интерес к изучению русского языка, создать положительную атмосферу в классе помогут уроки речевого творчества.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Книгопечатная продукция
- Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
- Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
- В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Информационные технологии"
Прграмма кружка "Информационные технологии" включает в себя интегрированные занятия внеурочной деятельности информатика - русский язык в начальной школе....
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
Программа кружка внеурочной деятельности "Школа этикета"
. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует разви...
Программа кружка Декоративно-прикладного творчества
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" для обучающихся 1-4 класса...