Программа кружка внеурочной деятельности "Школа этикета"
рабочая программа на тему
. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Школа этикета" | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Школа этикета» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель: курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни.
Задачи: мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Объём курса в 3 классе 68 ч. из расчета 2 ч. в неделю.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- декватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Умение владеть собой (13 часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 12 часов)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (17 часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.
Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (14 часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
- из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
- из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Раздел 5. Речь- как средство передачи мыслей и чувств (12 часов)
- построение предложений;
- учимся передавать свои мысли, чувства правильно;
- вырабатывать грамотность речи;
- умение правильно вести диалог;
Как понять собеседника? Как слово влияет на человека?
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1. Введение в тему.
2. Развёртывание темы.
3. Индивидуализация темы.
4. Завершение темы
Формы организации :
Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- Развивать творческие способности детей;
- Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- определять и формулировать цель в совместной работе;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- декватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы . Основной формой работы является психологический тренинг.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | |||
По плану | Фактически | Ауди торные | Внеауди торные | Всего | |||
1 | 5.09 | Я – третьеклассник. Я-фантазер. | Рисунок «Идеальная школа» | 1 | 1 | ||
2 | 5.09 | Я умею фантазировать. | Просмотр мультфильма «Фантазеры» | 1 | 1 | ||
3 | 12.09 | Мои сны. | Рисунок «Рисунок сна» | 1 | 1 | ||
4 | 12.09 | Я умею сочинять. | Рисунок к стих.Остера «Вредные советы» | 1 | 1 | ||
5-6 | 19.09-19.09 | Я - ученик . | Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя» | 1 | 1 | 2 | |
7 | 26.09 | Мои мечты. | Сочинение «Мои мечты» | 1 | 1 | ||
8 | 26.09 | Фантазии и ложь. | Беседа | 1 | 1 | ||
9 | 3.10 | Ложь большая и маленькая. | Занятие мини-диспут | 1 | 1 | ||
10 | 3.10 | Я и моя школа. | Рисунок | 1 | 1 | ||
11 | 10.10 | Что такое лень? | Игра-драматизации | 1 | 1 | ||
12-13 | 10.10-17.10 | Я и мой учитель. | Сказка «О мальчике Вале» | 1 | 1 | 2 | |
14 | 17.10 | Как справляться с «Немогучками» | Беседа | 1 | 1 | ||
15 | 24.10 | Я и мои родители. | Презентация «Моя семья» | 1 | 1 | ||
16 | 24.10 | Я умею просить прощения. | Ролевая игра | 1 | 1 | ||
17 | 31.10 | Почему родители наказывают детей? | Мини-диспут | 1 | 1 | ||
18 | 31.10 | Тест «Наказание детей в семье» | Составление теста | 1 | 1 | ||
19 | 14.11 | Настоящий друг. | Рисунок «Мой друг» | 1 | 1 | ||
20 | 14.11 | Умею ли я дружить? Настоящий друг. | Сочинение «Мой друг» | 1 | 1 | ||
21 | 21.11 | Трудности в отношениях с друзьями. | Тренинг «Изобрази ситуацию». | 1 | 1 | ||
22 | 21.11 | Ссора и драка. | Диспут | 1 | 1 | ||
23-24 | 28.11-28.11 | Что такое сотрудничество. | Беседа | 1 | 1 | 2 | |
25 | 5.12 | Я умею понимать другого. | Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?» | 1 | 1 | ||
26 | 5.12 | Я умею договариваться с людьми. | Тест | 1 | 1 | ||
27 | 12.12 | Мы умеем действовать сообща. | Рисунок «Мой класс» | 1 | 1 | ||
28-30 | 12.12- 19.12- 19.12 | Что такое коллективная работа? | Диспут | 1 | 2 | 3 | |
31-32 | 26.12-26.12 | Коллективная работа «Подготовим вместе праздник» | Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты. | 2 | 2 | ||
33 | 16.01 | Коллективная работа «Мы» | Коллективный плакат: Таланты, достижения, мечты. | 1 | 1 | ||
34 | 16.01 | Праздник «Наш удивительный класс» | Занятие-праздник | 1 | 1 | ||
35 | 23.01 | Правила вежливости. | Мини-диспут | 1 | 1 | ||
36 | 23.01 | Волшебные слова. | Беседа | 1 | 1 | ||
37 | 30.01 | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | Ролевая игра | 1 | 1 | ||
38 | 30.01 | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; | Игра драматизация | 1 | 1 | ||
39 | 6.02 | Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). | Беседа | 1 | 1 | ||
40 | 6.02 | Знакомство с коллективными играми | Правила игр | 1 | 1 | ||
41 | 27.02 | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Установление добрых отношений с окружающими. | 1 | 1 | ||
42 | 27.02 | Проявление элементарного уважения к окружающим. | Диспут | 1 | 1 | ||
43 | 6.03 | Добрые и вежливые отношения в семье. | Составление коллективного плаката | 1 | 1 | ||
44 | 6.03 | Виды труда детей в школе. | Оценивать свои действия и действия товарищей во время дежурств | 1 | 1 | ||
45 | 13.03 | Виды труда детей дома. | Оценивать свои действия. | 1 | 1 | ||
46 | 13.03 | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Беседа | 1 | 1 | ||
47 | 20.03 | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека | Беседа | 1 | 1 | ||
48 | 20.03 | Полезность вещей, их значение в жизни человека | Диспут | 1 | 1 | ||
49 | 3.04 | Полезные советы, как сохранить свою одежду | Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку. | 1 | 1 | ||
50 | 3.04 | Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека | Аппликация. Изготовление одежды. | 1 | 1 | ||
51 | 09.04 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо» | Деловая игра, ее правила. | 1 | 1 | ||
52 | 10.04 | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. | Ролевая игра | 1 | 1 | ||
53 | 10.04 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. | Использовать доброжелательный тон в общении; | 1 | 1 | ||
54 | 16.04 | Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.). | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах | 1 | 1 | ||
55 | 17.04 | Понятие «праздник». Праздник в школе и дома. | Беседа | 1 | 1 | ||
56 | 17.04 | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. | 1 | 1 | ||
57 | 23.05 | Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика. | Формулирование правил общения по телефону. | 1 | 1 | ||
58 | 24.05 | Волшебница речь | Игра интонаций | 1 | 1 | ||
59 | 24.05 | Язык мой - друг мой | Урок-игра | 1 | 1 | ||
60 | 30.05 | Учимся строить предложения | Игра знаков препинания | 1 | 1 | ||
61 | 8.05 | Час – общения. «В гостях у дедушки Этикета» | Беседа | 1 | 1 | ||
62 | 8.05 | Чудесные превращения слов | Просмотр отрывков мультфильмов, обсуждение. | 1 | 1 | ||
63 | 14.05 | Красота внешняя и внутренняя | Рисунок | 1 | 1 | ||
64 | 15.05 | Улыбнись улыбкою своею. Занятие практикум «Скажи улыбкой» | Применение улыбки в разных жизненных ситуациях. | 1 | 1 | ||
65 | 15.05 | Слово-это тоже поступок | Ролевая игра | 1 | 1 | ||
66-67 | 21.05-22.05 | Как вести себя в гостях. Правила гостеприимства | Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» | 1 | 1 | 2 | |
68 | 22.05 | Напиши мне письмо | Написание письма другу. | 1 | 1 | ||
Итого: | 37 | 31 | 68 |
ЛИТЕРАТУРА
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.
Москва, «Генезис», 2008.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет"
Данная программа представляет собой познавательный и несложный курс этикета для детей, т.к. этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является нормой поведения, и в жизни общества играет ...
Программа для внеурочной деятельности "Этикет"
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Этот курс предназначен для формирования культуры поведения обучающихся....
Образовательная модифицированная (адаптированная) программа курса внеурочной деятельности «Этикет»
Программа предназначена для учащихся начальных классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»
Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....