Программа кружка внеурочной деятельности "Школа этикета"
рабочая программа на тему

Мельник Лариса Васильевнав

.     Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка "Школа этикета"129.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Программа  кружка  «Школа этикета» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы  Хухлаевой  О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.

        Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.     Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

        

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

        

Цель: курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

        

Задачи: мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

  Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

  Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

  Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

  Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к   мнению собеседника.

  Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

  Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Объём курса в 3 классе 68 ч.  из расчета 2 ч. в неделю.

Познавательные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

- декватно воспринимать оценку учителя

 КоммуникативныеУУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

- учиться контролировать свою речь и поступки

- учиться толерантному отношению к другому мнению

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

- формулировать своё собственное мнение и позицию

- учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Умение владеть собой (13 часов)

Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно     слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит  «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 12 часов)

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (17 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения?  Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине.  Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (14 часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

- из умения понять другого;        

- из умения договориться;

- из умения уступить, если это нужно для дела;

- из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?

 Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?

Раздел 5. Речь- как средство передачи мыслей и чувств (12 часов)

- построение предложений;

- учимся передавать свои мысли, чувства правильно;

- вырабатывать грамотность речи;

- умение правильно вести диалог;

Как понять собеседника? Как слово влияет на человека?

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

           

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        

Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1. Введение в тему.

                2. Развёртывание темы.

                3. Индивидуализация темы.

                4. Завершение темы                

  Формы организации :

Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Личностные и  метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- Развивать  творческие способности детей;

- Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- извлекать необходимую информацию  из текста;

- определять и формулировать цель в совместной работе;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

- декватно воспринимать оценку учителя

 

КоммуникативныеУУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

- учиться контролировать свою речь и поступки

- учиться толерантному отношению к другому мнению

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

- формулировать своё собственное мнение и позицию

- учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры,  психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы . Основной формой работы является психологический тренинг.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Кол-во часов

По плану

Фактически

Ауди

торные

Внеауди

торные

Всего

1

5.09

Я – третьеклассник. Я-фантазер.

Рисунок «Идеальная школа»

1

1

2

5.09

Я умею фантазировать.

Просмотр мультфильма «Фантазеры»

1

1

3

12.09

Мои сны.

Рисунок «Рисунок сна»

1

1

4

12.09

Я умею сочинять.

Рисунок к стих.Остера «Вредные советы»

1

1

5-6

19.09-19.09

Я - ученик .

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»

1

1

2

7

26.09

Мои  мечты.

Сочинение «Мои мечты»

1

1

8

26.09

Фантазии и ложь.

Беседа

1

1

9

3.10

Ложь большая и маленькая.

Занятие мини-диспут

1

1

10

3.10

Я и моя школа.

Рисунок

1

1

11

10.10

Что такое лень?

Игра-драматизации

1

1

12-13

10.10-17.10

Я и мой учитель.

Сказка «О мальчике Вале»

1

1

2

14

17.10

Как справляться с «Немогучками»

Беседа

1

1

15

24.10

Я и мои родители.

Презентация «Моя семья»

1

1

16

24.10

Я умею просить прощения.

Ролевая игра

1

1

17

31.10

Почему родители наказывают детей?

Мини-диспут

1

1

18

31.10

Тест «Наказание детей в семье»

Составление теста

1

1

19

14.11

Настоящий друг.

Рисунок «Мой друг»

1

1

20

14.11

Умею ли я дружить? Настоящий друг.

Сочинение «Мой друг»

1

1

21

21.11

Трудности в отношениях с друзьями.

Тренинг «Изобрази ситуацию».

1

1

22

21.11

Ссора и драка.

Диспут

1

1

23-24

28.11-28.11

Что такое сотрудничество.

Беседа

1

1

2

25

5.12

Я умею понимать другого.

Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?»

1

1

26

5.12

Я умею договариваться с людьми.

Тест

1

1

27

12.12

Мы умеем действовать сообща.

Рисунок «Мой класс»

1

1

28-30

12.12-

19.12-

19.12

Что такое коллективная работа?

Диспут

1

2

3

31-32

26.12-26.12

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.

2

2

33

16.01

Коллективная работа «Мы»

Коллективный плакат: Таланты, достижения, мечты.

1

1

34

16.01

Праздник «Наш удивительный класс»

Занятие-праздник

1

1

35

23.01

Правила вежливости.

Мини-диспут

1

1

36

23.01

Волшебные слова.

Беседа

1

1

37

30.01

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Ролевая игра

1

1

38

30.01

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим;

Игра драматизация

1

1

39

6.02

Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Беседа

1

1

40

6.02

Знакомство с коллективными играми

Правила игр

1

1

41

27.02

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Установление добрых отношений с окружающими.

1

1

42

27.02

Проявление элементарного уважения к окружающим.

Диспут

1

1

43

6.03

Добрые и вежливые отношения в семье.

Составление коллективного плаката

1

1

44

6.03

Виды труда детей в школе.

Оценивать свои действия и действия товарищей во время дежурств

1

1

45

13.03

Виды труда детей дома.

Оценивать свои действия.

1

1

46

13.03

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Беседа

1

1

47

20.03

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека

Беседа

1

1

48

20.03

Полезность вещей, их значение в жизни человека

Диспут

1

1

49

3.04

Полезные советы, как сохранить свою одежду

Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку.

1

1

50

3.04

Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека

Аппликация. Изготовление одежды.

1

1

51

09.04

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо»

Деловая игра, ее правила.

1

1

52

10.04

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях.

Ролевая игра

1

1

53

10.04

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Использовать доброжелательный тон в общении;

1

1

54

16.04

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.).

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах

1

1

55

17.04

Понятие «праздник». Праздник в школе и дома.

Беседа

1

1

56

17.04

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

1

1

57

23.05

Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика.

Формулирование  правил общения по телефону.

1

1

58

24.05

Волшебница речь

Игра интонаций

1

1

59

24.05

Язык мой - друг мой

Урок-игра

1

1

60

30.05

Учимся строить предложения

Игра знаков препинания

1

1

61

8.05

Час – общения.

«В гостях у дедушки Этикета»

Беседа

1

1

62

8.05

Чудесные превращения слов

Просмотр отрывков мультфильмов, обсуждение.

1

1

63

14.05

Красота внешняя и внутренняя

Рисунок

1

1

64

15.05

Улыбнись улыбкою своею.  Занятие практикум «Скажи улыбкой»

Применение улыбки в разных жизненных ситуациях.

1

1

65

15.05

Слово-это тоже поступок

Ролевая игра

1

1

66-67

21.05-22.05

Как вести себя в гостях. Правила гостеприимства

Игровая программа  «Быть хорошим хозяином совсем не просто»

1

1

2

68

22.05

Напиши мне письмо

Написание письма другу.

1

1

Итого:

37

31

68

ЛИТЕРАТУРА

Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:

1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.

Москва, «Генезис», 2008.

2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет"

Данная программа представляет собой познавательный и несложный курс этикета для детей, т.к. этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является нормой поведения, и в жизни общества играет ...

Программа для внеурочной деятельности "Этикет"

Программа предназначена для учащихся 1 класса. Этот курс предназначен для формирования культуры поведения обучающихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»

Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....