Выступление на педсовете "Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах"
статья на тему

Силаева Светлана Владимировна

В выступлении раскрываются особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах, требования к результатам освоения ООП, к структуре ООП, к условиям реализации ООП. Также рассматриваются некоторые разделы ООП начального общего образования и направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, патриотическое, образовательное, общественно-полезная деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_realizatsii_fgos_noo_v_nachalnyh_klassah.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах.

     Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

     В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года  373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

     Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования.

     Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

     Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,  сформированность основ российской, гражданской идентичности;

     Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

     Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

     Требования определяют планируемые результаты начального общего образования. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

     Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

базисный учебный план образовательного учреждения;

программу формирования универсальных учебных действий уобучающихся на ступени начального общего образования;

рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

     Рассмотрим некоторые разделы основной образовательной программы начального общего образования.

1. Базисный учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей и направленной внеурочной деятельности по классам.

2. Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». За счёт часов данного раздела обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника. В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность.

1). .Спортивно-оздоровительное.        Сохранение и укрепление здоровья, улучшения физического развития обучающихся; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;формирование навыков здорового образа жизни. (Спортивные часы или «Часы здоровья»; соревнования и спартакиады; турниры, конкурсы, товарищеские встречи по спортивным играм; оборонно-спортивные и физкультурно-массовые мероприятия (День защиты детей, День здоровья); занятия в спортивных секциях; походы выходного дня; туризм; конкурсы газет по спортивной тематике; классные часы («Спорт в жизни людей», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня» и др.); беседы (просветительская работа) с родителями и учащимися по профилактике заболеваемости, вредных привычек, пропаганде ЗОЖ и т.д.)

2). Патриотическое.        Формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.        (Общешкольные линейки; тематические уроки Мужества («Присягают Родине сыны», «Времен связующая нить», «Поклонимся Великим тем годам» и др.); торжественные собрания; концерты, посвященные великим датам; литературно-музыкальные композиции; встречи с ветеранами; акции «Доброе слово ветеранам»; выставки «Защитникам Отечества посвящается»; викторина «Знатоки ВОВ»; конкурс сочинений («Что я знаю о войне» и др.); конкурс чтецов («Есть праздник, что всегда с тобой», «Строки, опаленные войной» и др.); конкурс военной песни («Этих дней не смолкнет слава», «Эх, дороги ...» и др.); экскурсии в историко-художественные музеи, к памятникам и мемориалам, обелискам; пополнение экспозиции уголка боевой славы).

3) Образовательное.        Осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.        (Интеллектуальные марафоны и викторины;интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;кружки по интересам в классе и в школе;студии для развития обучающихся школы; творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов; создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами между командами учителей, школьников и родителей); балы науки и предметные вечера).

4). Общественно-полезная деятельность.        Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии.        (Тимуровская деятельность; рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста»; трудовую акцию или субботник).

     Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Содействие образованию ребенка проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Учитель создает условия для совместной с учащимися деятельности в данном направлении, предлагая к использованию такие технологии учета достижений, которые требуют от учащегося развития навыков самооценки, постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую поддержку в их реализации. В современных условиях особенно актуальными становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах (индивидуальный дневник достижений, портфолио и т.д.).

     Альтернативные подходы к оценке достижений обучающихся обусловлены тем, что основанные на них педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также, что очень важно, здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства. Ведь состояние здоровья школьников внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

     Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

     Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Реализация современных требований требует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы.

     Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии  способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ :«Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и...

Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах. Анализ работы в 4 классе

Анализ работы учителя начальных классов Вандановой Н.Д. по ФГОС 4 класс 2018/2019 учебный  год....

Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах.

Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление культуры деятельности и повед...

Анализ реализации ФГОС НОО учителя начальных классов Гладких Н.Д.

Системно-деятельностный подход позволил развить личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не прос...