ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ :«Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ»
статья по теме
Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_fgos_2017-2018.docx | 694.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете
«Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ»
учитель начальных классов : Суманева В.В.
2017-2018 уч. год
В нашем обществе всегда были люди с ограниченными возможностями здоровья. Отношение к ним в разные времена было неоднозначным: от агрессии и нетерпимости до признания их прав на качественное и доступное образование.
Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, также, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательной организации особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей.
На государственном уровне приняты Федеральная целевая программа
«Доступная среда на 2011-2015 годы» И Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, нацеленная на обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование и включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную среду.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыки социально-адаптивнго поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребёнка, но и его семьи.
Кроме т ого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или заключаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Стандарт преследует следующие цели:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;
● обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
● обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
● обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
● обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .
Одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой взгляд, только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика. Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует, а варианты для общеобразовательных классов нам не совсем подходят. Поэтому, я сама выбрала разделы, которые ,на мой взгляд, наиболее оправданы для коррекционных классов.
Основная функция портфолио ученика коррекционных классов- показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка, при этом зачастую перекладывая роль воспитания и развития на педагогов. Поэтому составлять, оформлять и пополнять портфолио приходится учителю.
Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.
Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность: - знаний и представлений об окружающем мире; - умственных операций, действий и навыков; - речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.; - познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации; - регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.
В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС: -ИКТ; -личностно-ориентированное обучение; -перспективно-опережающее обучение; -здоровьесберегающие и игровые технологии; - технология раннего оптимизированного варианта известных методик для развития устойчивых каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ
Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с ОВЗ очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге.
Также разработана воспитательная система класса, цель которой – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.
Также разработана воспитательная система класса, цель которой – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Одной из проблем, на мой взгляд, является имеющийся в коррекционной школе УМК. Особенно много вопросов вызывают учебники математики и отсутствие методической литературы.
Используемые ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педсовете "Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО"
В презентации представлены направления деятельности по развитию речевой деятельности в начальной школе....
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"...
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
Выступление на педсовете "Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах"
В выступлении раскрываются особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах, требования к результатам освоения ООП, к структуре ООП, к условиям реализации ООП. Также рассматриваются некоторые разде...
Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».
ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство интегрировано в урочн...
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.
Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....