Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"
статья (2 класс) на тему
Данное выступление освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль в эффективности управления учебным заведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_obrazovaniya_v_usloviyakh_realizatsii_fgos_noo.rar | 26.4 КБ |
prezentatsiya.zip | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения»
(Н.Рерих) /2 слайд /
Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, полученные на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, я, как учитель начальных классов должна не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников.
Существует несколько определений понятия мониторинга. / слайд 3/
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного
слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения.
Цель мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность обучения;
- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
- проанализировать успешность обучения ;
- обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
- Учебные возможности младших школьников;
- Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
- Коррекционную работу на перспективу.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.
В решении задач, поставленных перед современной школой стандартами второго поколения, большое значение придается педагогическому мониторингу.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающее непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями. Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.
Я поведу разговор о мониторинге, проводимым учителем, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Рассмотрим внутреннее и внешнее строение мониторинга
Вот его внешнее строение: /4 слайд/
По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:
- контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.
Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.
Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.
Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы. /слайд 5/
Выделим виды мониторинга и его задачи
/ слайд 6/
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
- по целям –
•оперативный
• стратегический,
• тактический
- по этапам обучения –
• входной
•учебный
•итоговый
по временной зависимости –
•ретроспективный;
•предупредительный
•текущий
- по охвату объекта наблюдений –
•локальный;
•выборочный;
•сплошной
-по организационным формам –
•индивидуальный;
•групповой;
•фронтальный
Организация мониторинга в школе /слайд 7/
3 этапа
Наибольшего времени требует II этап – практический – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.
Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц и диаграмм.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.
Объекты мониторинга: /слайд 8/
1.Универсальные учебные действия младших школьников;
2.Психолого – педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе: проектное обучение, личностно-ориентированное обучение,проблемное обучение, здоровьесберегающее.
4. Внеурочная деятельность
Программа действий мониторинга (алгоритм) / 9 слайд /
1.Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
2.Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
3.Промежуточный контроль.
4.Повторная коррекция.
5.Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
6.Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
7.Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
8.Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
9.Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).
10.Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогический мониторинг – это анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае я покажу, как отслеживалась работа по написанию изложения текста, решение задач разных видов, проверка техники чтения. /слайд 10 -12 /.
Точно также я провожу мониторинг и по другим областям: списывание текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д. / слайд 13- 15 –листок достижений ученицы /
Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД. /слайд - индивидуальная и сводная ведомость по отслеживанию УУД у учащихся /
В последующих классах продолжается такая же работа.
В целях реализации региональной программы мониторинговых исследований качества образования, утвержденной приказом Министерства образования Саратовской области от 05.06.2008 года № 1108 ежегодно в апреле проводится мониторинг учащихся 4-х классов за курс начального образования по учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Следует подготавливать учащихся к нему постепенно. Для этого в своей работе я использую:
1.Бунеев Е.В. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс (3-4 классы).
2.Мурашкина И.А., Сучкова С.В. Промежуточная аттестация. 3 класс.
3.Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А. Комплексные задания к текстам. 2 (3,4 класс).
Необходимо вовремя доводить до сведения родителей на родительских собраниях всю информацию, касающуюся мониторинга и анализ этих работ.
Заключение
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, логопеда.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Итак, мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:
-созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.
Мониторинг как средство отслеживания результатов учащихся полностью оправдывает себя:
- выявляет «западающих» тем;
- помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
- заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
- способствует усилению успешности учащихся.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, выясняются такие вопросы, как достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.
Рекомендации
С целью улучшения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО я предлагаю:
1. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения.
2. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта ( процент успеваемости), качество знаний ( процент качества знаний), степень обученности класса.
3. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней.
4. Результаты всех видов мониторинга доводить до сведения учащихся и в обязательном порядке – до сведения родителей.
Приложение
Мониторинг успешности учащихся 2-б класса по математике – решение задач
№ | Фамилия имя ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Авдонина Александра | |||||
2 | Алипов Степан | |||||
3 | Бокарев Иван | |||||
4 | Бокарев Платон | |||||
5 | Бычковая Лада | |||||
6 | Вавилова Елизавета | |||||
7 | Волков Вадим. | |||||
8 | Гембарук Данила | |||||
9 | Грищенко Никита | |||||
10 | Гурин Александр. | |||||
11 | Гурина Виктория. | |||||
12 | Демичев Алексей. | |||||
13 | Джаксимбекова Соня | |||||
14 | Евсюкова Диана. | |||||
15 | Жиганова Валерия | |||||
16 | Ивашенцев Александр | |||||
17 | Иванова Вероника | |||||
18 | Калашникова Ольга | |||||
19 | Коляченкова Дарья. | |||||
20 | Овчухов Никита | |||||
21 | Паршутина Анна | |||||
22 | Пронин Владимир | |||||
23 | Ромашкина Диана | |||||
24 | Сивохина Ангелина | |||||
25 | Шувалова Кристина. | |||||
26 | Шумарина Влада. | |||||
27 | Шалыгина Екатерина |
1 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого |
2 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого |
3 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого |
4 | Решение обратных задач |
5 | Логические задачи |
Мониторинг успешности учащихся 2-б класса по русскому языку– изложение текста
№ п/п | Фамилия имя ученика | 1 | 2 | 3 |
1 | Авдонина Александра | |||
2 | Алипов Степан | |||
3 | Бокарев Иван | |||
4 | Бокарев Платон | |||
5 | Бычковая Лада | |||
6 | Вавилова Елизавета | |||
7 | Волков Вадим. | |||
8 | Гембарук Данила | |||
9 | Грищенко Никита | |||
10 | Гурин Александр. | |||
11 | Гурина Виктория. | |||
12 | Демичев Алексей. | |||
13 | Джаксимбекова Софья. | |||
14 | Евсюкова Диана. | |||
15 | Жиганова Валерия | |||
16 | Ивашенцев Александр | |||
17 | Иванова Вероника | |||
18 | Калашникова Ольга | |||
19 | Коляченкова Дарья. | |||
20 | Овчухов Никита | |||
21 | Паршутина Анна | |||
22 | Пронин Владимир | |||
23 | Ромашкина Диана | |||
24 | Сивохина Ангелина | |||
25 | Шувалова Кристина. | |||
26 | Шумарина Влада. | |||
27 | Шалыгина Екатерина |
Не справился - красный квадрат
Есть проблемы - синий квадрат
Молодец! - зелёный квадрат
1 | Закат солнца |
2 | Прогулка по зимнему парку |
3 | Жаркий день |
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________ класса МОУ сош № ____________________________________________ на _______________ учебный год
(фио)
Учебные предметы | Период обучения | ||
Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Чтение: осознанность правильность выразительность темп чтения | |||
Русский язык: каллиграфия орфография развитие устной речи | |||
Математика: устный счет письменные вычислительные навыки решение задач логические задачи геометрический материал | |||
Окружающий мир: умение наблюдать умение устанавливать причинно-следственные связи умение применять полученные знания на практике | |||
Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности умение планировать предстоящую деятельность умение осуществлять запланированные действия умение контролировать ход и результаты деятельности умение оценивать ход и результаты деятельности | |||
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания отношение к учению отношение к труду отношение к людям | |||
Уровни: высокий – красный цвет; средний – зеленый цвет; низкий – синий цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________/
.
Подписи к слайдам:
Автор: Дьякова С.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
А.С. Белкин «Основы педагогических технологий»
МОНИТОРИНГ
Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи
Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений
Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза
Система сбора анализа, информации
Информация для принятия решений
Экспертиза деятельности
Система информации
Система контроля
оперативный стратегический тактический
входной учебный итоговый
ретроспективный предупредительный текущий
локальныйвыборочный сплошной
индивидуальный групповой фронтальный
Универсальные учебные действия Психолого- педагогические условия обучения Педагогические технологии Внеурочная деятельность
Не справился
Молодец!
Есть проблемы
№
Фамилия имя ученика
1
2
3
4
5
1
Авдонина Александра
2
Алипов Степан
3
Бокарев Иван
4
Бокарев Платон
5
Бычковая Лада
6
Вавилова Елизавета
7
Волков Вадим.
8
Гембарук Данила
9
Грищенко Никита
10
Гурин Александр.
11
Гурина Виктория.
12
Демичев Алексей.
13
Джаксимбекова Соня
14
Евсюкова Диана.
15
Жиганова Валерия
16
Ивашенцев Александр
17
Иванова Вероника
18
Калашникова Ольга
19
Коляченкова Дарья.
20
Овчухов Никита
21
Паршутина Анна
22
Пронин Владимир
23
Ромашкина Диана
24
Сивохина Ангелина
25
Шувалова Кристина.
26
Шумарина Влада.
27
Шалыгина Екатерина
1
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
2
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
3
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
4
Решение обратных задач
5
Логические задачи
№
Фамилия, имя/месяц
09
02
05
1
Авдонина Александра
32
50
55
2
Алипов Степан
59
65
73
3
Бокарев Иван
60
69
76
4
Бокарев Платон
59
60
72
5
Бычковая Лада
43
53
79
6
Вавилова Елизавета
40
52
59
7
Волков Вадим
46
51
53
8
Гембарук Данила
47
60
63
9
Грищенко Никита
60
61
63
10
Гурин Александр
30
37
45
11
Гурина Виктория
34
40
47
12
Демичев Алексей
40
50
59
13
Джаксимбекова Софья
60
75
81
14
Евсюкова Диана
74
87
105
15
Жиганова Валерия
40
45
55
16
Ивашенцев Александр
46
57
60
17
Иванова Вероника
63
75
80
18
Калашникова Ольга
40
57
60
19
Коляченкова Дарья
51
50
59
20
Овчухов Никита
59
67
69
21
Паршутина Анна
38
53
56
22
Пронин Владимир
51
55
60
23
Ромашкина Диана
72
81
100
24
Сивохина Ангелина
53
71
71
25
Шувалова Кристина
51
67
75
26
Шумарина Влада
59
64
75
27
Шалыгина Екатерина
61
70
89
ученицы Авдониной А. 2-б класса МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево» на 2013-2014 учебный год
Учебные предметы
Период обучения
Начало учебного года
1 полугодие
2 полугодие
Чтение: осознанностьправильностьвыразительностьтемп чтения
Русский язык: каллиграфияорфографияразвитие устной речи
Математика: устный счетписьменные вычислительные навыкирешение задачлогические задачигеометрический материал
Окружающий мир:умение наблюдатьумение устанавливать причинно-следственные связиумение применять полученные знания на практике
Учебно-организационные умения:умение определять цель деятельностиумение планировать предстоящую деятельностьумение осуществлять запланированные действияумение контролировать ход и результаты деятельностиумение оценивать ход и результаты деятельности
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений:активность познанияотношение к учениюотношение к трудуотношение к людям
Уровни: высокий – красный цвет; средний – зеленый цвет; низкий – синий цвет.Подпись учителя _________________ /Дьякова С.А/
Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся 2 – б класса МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
№
УУД
1класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Познавательные УУД
1
Подготовка дополнительной литературы к урокам всегда
3
4
5
6
7
7
8
8
редко
15
15
14
14
15
15
14
14
никогда
10
9
9
8
5
5
5
5
2
Проявление познавательного интереса часто
17
17
18
20
21
21
21
22
редко
11
11
9
8
7
7
6
5
почти никогда
-
-
-
-
-
-
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»....
Достижение качества образования в условиях реализации ФГОС.
Выступление для педагогического совета. Характеристика качества образования в начальных классах в условиях реализации ФГОС. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
Мониторинг качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО
Статья посвящена стартовой диагностике первоклассников....
МО начальных классов"Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» 2022 -2023
Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Школьная система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС . Мастер-класс
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основныхобразовательных программ начального общего образования. Особое место вреализации ФГОС отводится формированию универсальных учебныхдейств...
Школьная система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС . Мастер-класс
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основныхобразовательных программ начального общего образования. Особое место вреализации ФГОС отводится формированию универсальных учебныхдейств...