Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
материал на тему
Выступление на Педагогическом совете о значении внеурочной деятельности в образовательном процессе в школе и итогах курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Капельки" в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost-vazhneyshiy_komponent_sovrem_obraz_protsessa_v_shkole.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Внеурочная деятельность –
важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила
педагог дополнительного образования,
учитель музыки
I квалификационной категории
Миронова Нина Викторовна
2015 год
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность.
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей учебного плана ОУ, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика. Эти часы распределены по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:
* Спортивно-оздоровительное
* Духовно-нравственное
* Социальное
* Общеинтеллектуальное
* Общекультурное
Следует учитывать, что внеурочная деятельность:
-является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;
-способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального и общего образования;
-преимуществами данного компонента образовательного процесса является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;
-наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.
При организации внеурочной работы в условиях стандартов второго поколения от руководителей и педагогов образовательных учреждений требуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействует переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями ходили в поход, рисовали панно для проведения праздника, подготовили концерт).
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет своё временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Следует рассматривать обозначенные направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных видах внеурочной деятельности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Подводя итоги четырёхлетней внеурочной деятельности в нынешнем 4 классе, могу отметить, что занятия были результативными, и ребята приобрели:
- устойчивые навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение вокальных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки, пение под минусовую фонограмму с элементами бэк-вокала);
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа, принадлежность произведения к тому или иному жанру;
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство, стремление следовать примеру выдающихся исполнителей-вокалистов;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения по поводу исполняемых произведений различных стилей и жанров, определять художественную ценность новых произведений современных авторов;
- умение петь под фонограмму без дублирования мелодии интонационно чисто, уверенно, владеть своим голосом и дыханием.
Дети принимали участие в музыкальных постановках, импровизациях движения под музыку, в концертной и пропагандистской деятельности на уровне класса, школы, посёлка (День учителя, осенние тематические праздники, концерты «От всей души» в Доме культуры, День матери, Новый год, Вечер встречи, День защитника Отечества, Женский день 8 марта, День Победы, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, соблюдения ПДД и т.д.). Заметно повышение исполнительского мастерства, культуры поведения на сцене.
Пришлось столкнуться в работе и с рядом проблем. Ещё в самом начале занятий была видна существенная разница в вокальной подготовке детей, пришедших после детского сада, и не посещавших ранее детский сад. Вторая группа детей, в основном, мальчики, испытывали затруднения не только в чисто музыкальном плане, но, например, в запоминании текста песен, сценическом движении, умении контролировать своё поведение на занятиях. Поэтому первоначально пришлось как бы «отступить» назад, к менее сложному, если не сказать, примитивному репертуару, что не позволило более одарённым детям развиваться дальше довольно долгое время. Вместе с тем, активное участие в классных и школьных мероприятиях помогло более слабым детям «подтянуться» и достичь к концу освоения курса определённого прогресса в занятиях. Со второго года занятий время на их проведение сократилось с 40 минут до 25, но на деле всё равно приходится заниматься полный урок, чтобы дети не бродили по школе до звонка.
При составлении репертуара главный принцип для меня – выбирать самые яркие, эмоционально насыщенные, высокохудожественные произведения композиторов-песенников прошлого и современных авторов для детей и юношества. Больших усилий и временных затрат требует поиск качественных минусовых фонограмм. Зачастую приходилось отказываться от разучивания понравившейся ребятам песни из-за отсутствия фонограммы должного качества. Хотелось бы иметь более совершенное оборудование, например, проектор и экран, стойки для микрофонов. На данном этапе я могу показать записи концертов, вывести текст песни только на небольшой монитор, что не очень удобно для зрения детей.
Проект решения педсовета.
- Рассматривая внеурочную деятельность как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе, продолжать укреплять материальную базу для занятий, повышать компетентность педагогов, обеспечивать реализацию всех направлений внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС НОО.
- Совместно с классными руководителями помогать ребятам в развитии их талантов и воспитании лучших качеств личности, создавать возможности для применения полученных знаний и навыков в классных, общешкольных мероприятиях, коллективных творческих делах, на уровне школы, посёлка, района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...
Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...
Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...
«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...
Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе «Сохранение культурных, духовных ценностей в школе через программу «Мы - будущее России»
Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а...
Зональный Семинар "Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"
Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе. Цель нашего семинара: обменяться, поделиться опытом проведения внеурочной деятельности у мл.школьник...
ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования основная обр...