Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе «Сохранение культурных, духовных ценностей в школе через программу «Мы - будущее России»
статья (2 класс)
Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия». Напомним, что внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е внеурочная деятельность, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО и ООО. Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков, и образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.). Как мы уже сказали, современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Конечно, нет сомнения, что вся внеурочная деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Отсюда - функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Занятия, проходящие в образовательном учреждении, может выбрать сам ребёнок, по более интересующему его направлению. Таких направлений существует 5 видов. • Спортивно - оздоровительное направление • Духовно-нравственное направление • общекультурное направление • Общеинтеллектуальное направление • Социальное направление Правильная организация внеурочной деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка. Как в нашей школе происходит формирование творческого потенциала учащихся, их самоопределение и самореализация? Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Воспитание гражданина сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
«Сохранение культурных, духовных ценностей в школе через программу
«Мы - будущее России»
Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности.
По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
Напомним, что внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е внеурочная деятельность, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО и ООО.
Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков, и образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).
Как мы уже сказали, современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер.
Конечно, нет сомнения, что вся внеурочная деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.
Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо.
Отсюда - функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Занятия, проходящие в образовательном учреждении, может выбрать сам ребёнок, по более интересующему его направлению. Таких направлений существует 5 видов.
- Спортивно - оздоровительное направление
- Духовно-нравственное направление
- общекультурное направление
- Общеинтеллектуальное направление
- Социальное направление
Правильная организация внеурочной деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.
Как в нашей школе происходит формирование творческого потенциала учащихся, их самоопределение и самореализация?
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Воспитание гражданина сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить своих близких, беречь природу, любить свою Родину, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы культурных и духовных ценностей.
В школе до 2003 года отсутствовала система работы по духовно-нравственному воспитанию в начальном звене: проводились внутришкольные мероприятия большей степени для среднего и старшего звена, у детей начальной школы не создавалось впечатления целостной картины, и в работе с родителями духовно-нравственному воспитанию отводилось мало места.
Приходя в школу, многие дети не посещали дошкольных учреждений. Поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию в 1 классе мы начинаем с диагностики детей. Выявив уровень подготовки, начинается работа по программе внеурочной деятельности «Мы – будущее России».
Программа внеурочной деятельности «Мы – будущее России» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся начальных классов.
Цель программы:
Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
Новизна программы «Мы – будущее России» заключается в том, что в рамках новых ФГОС НОО большое внимание уделяется вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. При этом школа рассматривается не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и т.д. Также учитывается уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения.
И еще Новизна программы состоит в том, что впервые программа рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии, усложняющихся с каждым годом обучения.
- Моя Родина – Россия.
- Великая Отечественная война.
- Моя пионерия.
- Мы – тимуровцы.
Самое главное на этом этапе духовно-нравственного воспитания: учет возрастных особенностей детей. Ведь особенности младшего школьного возраста – эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей данного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке. Но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Исходя из этого, занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Форму занятий можно определить как коллективную и индивидуальную.
- Моя Родина – Россия.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии).
- Великая Отечественная война
«Никто не забыт и ничто не забыто!», «Письма из прошлого», «Дети о войне», «Моя семья в годы ВОв», «Боевой путь моего прадеда», «История одной фотографии…», «Что я думаю о войне?», «Этот день Победы!», «Мы гордимся!», Проект «Мой прадед на войне».
- Моя пионерия.
В программу «Мы – будущее России» мы включили 2 больших раздела «Моя пионерия» и «Мы тимуровцы». В школе с 2002 года возрождена пионерская организация. Целесообразно было включить в программу духовно-нравственного воспитания эти разделы. В разделе «моя пионерия» ребята с первого класса знакомятся с детским объединением, изучают законы пионеров, узнают в школе будущих пионеров «Обязанности в отряде», «Кто такой активист?», «Символы и атрибуты», «Органы самоуправления: Сбор» и многое другое.
- Мы – тимуровцы
Мы - тимуровцы 21 века
Мы ищем, творим, дерзаем,
Не любим без дела сидеть!
Ведь недаром, ребята, недаром
Нас называют: «Отряд беспокойных сердец"!
Для каждого человека важны такие духовно-нравственные ценности, как любовь к Родине, родителям, общественно - полезный труд, защита Отечества, гражданский долг, товарищество, верность традициям, исторической памяти.
Огромным зарядом гражданского воспитания обладает тимуровское движение, рожденное в пионерской организации в 1940 году. Уже много лет оно привлекает пионеров, живет яркой жизнью, став исторической «принадлежностью», традицией пионерской организации. Цель - включение ребят в непосредственную активную деятельность, содержательную, интересную, эмоционально привлекательную, ориентированную на общественную пользу и личностную значимость.
В этом разделе программы ребята узнают о тимуровском движении, об организации разных акций: уход за памятником в Комсомольском парке, Операция «Чистота – залог здоровья», операция «Дети – детям» (сбор книг в библиотеку детского сада), день рождения А. П. Гайдара, поздравление ветеранов к праздникам, участие в организации вахты памяти у памятника в Комсомольском парке, акция «Неделя добрых дел», оформление цветника, уборка территории возле памятника в Комсомольском парке, помощь д/саду в высадке цветов.
В последнее время наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому стараемся вовлечь родителей в работу клуба «Мы – будущее России», и уже на выходе из начальной школы можно увидеть динамичный рост в осознанном воспитании юного патриота России.
Для того, чтобы отследить изменения, происшедшие с воспитанниками за 4 года нами разработаны памятки – ориентиры для всех возрастных групп, ключевыми словами для ребят стали: ЗНАЮ, УМЕЮ, ДЕЙСТВУЮ.
Памятка – ориентир для 1 класса:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах; -берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной
семьи;
Памятка – ориентир для 4 класса:
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской области;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны
Опыт работы по программе внеурочной деятельности нами опробирован и успешно используется всеми педагогами, работающими в начальной школе нашего образовательного учреждения.
Макаренко говорил: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
Выступление на Педагогическом совете о значении внеурочной деятельности в образовательном процессе в школе и итогах курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Капельки" в 4 классе....
«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...
Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...
Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...
«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...
Зональный Семинар "Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"
Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе. Цель нашего семинара: обменяться, поделиться опытом проведения внеурочной деятельности у мл.школьник...
ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования основная обр...