Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему
В данном эссе я излагаю суть моей педагогической философии. В эссе содержатся цитаты известных педагогов, аргументы в пользу выбора моей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 рабочего посёлка (пгт) Прогресс Амурской области»
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Выполнила: Клименко Наталья Андреевна
учитель начальных классов МОБУ СОШ №20
2014 год
«Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Я - учитель… Звучит это особенно.
И вот мечта сбылась! Мой первый класс, мои первые ученики. Вряд ли я раньше осознавала всю ответственность, которую приняла на себя. В классе только дети и я... А я как учитель должна быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого, так как именно от меня зависит то, какими вступят дети во взрослую жизнь, как они смогут адаптироваться среди других людей. Мы учимся, я учу их, а они меня. Тебе верят, а вера, по словам Шалвы Александровича Амонашвили, «магнит, притягивающий знания».
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись?
Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.
Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим. Ткач уже через час видит плоды своих работ, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты. Пахарь через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения.
У младших школьников самым высоким авторитетом является учитель. Дети верят в своего учителя, в его знания, в его справедливость. Очень важно, чтобы учитель, во – первых, сохранял и закреплял свой авторитет среди детей. Во – вторых, использовал его для благотворного влияния на формирование личности каждого ребёнка.
Любимый учитель – хрустально – прозрачное, чистое стекло, через ко-торое ученик смотрит на жизнь. Он не замечает самого «стекла», но с вели-чайшим увлечением, удивлением, восхищением, радостью, упорством всмат-ривается в предметы и явления, которые как по «щучьему велению» откры-ваются в окне познания, задаёт бесчисленные «почему?, а что, если?», выска-зывает свои сомнения, утверждения, умозаключения, точки зрения, нрав-ственные представления и позиции. Мои суждения воспринимаются детьми как единственно правильная позиция, которую они будут защищать и утверждать.
Моя стратегическая цель – раскрыть привлекательные стороны обучения в начальной школе, показать его красоту и стройность, научить решать нестандартные и творческие задачи, добиться качественного результата освоения учащимися учебного материала, и поэтому мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь. А главное я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю».
Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне? Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена – любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. И до тех пор, пока у меня есть желание и учить, и учиться, я буду стараться соответствовать самой высокой планке, которую установили для меня время и общество.
Дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
Я прекрасно понимаю: быть учителем начальных классов, очень трудно и ответственно. Ведь именно мне необходимо построить «фундамент» успешности для будущего развития детей, сформировать умение учиться и создать на уроке такие условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка. Поэтому важно тщательно продумывать ход и содержание уроков, применять эффективные формы, методы обучения, подбирать занимательный материал и включать игровые моменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, использовать средства обратной связи для постановки общих и личных целей на следующий урок.
Сложность учительского труда еще и в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности – философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия – одна из самых ответственных.
Как учитель, я не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: «Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится». Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
У каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу: «Молодец!», «Умница!», даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, испытывать чувство гордости за свой труд. Ведь это пробуждает интерес к знаниям. Бывает так, что я могу быть строгой и требовательной, но если ученик чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его детских тайн, которые он доверил мне, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи ставят знак равенства между веселой лучистой улыбкой и здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Считается, что ребенок с раннего детства, погруженный в атмосферу радости, будет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Современный учитель должен уметь грамотно управлять деятельностью ребят, вдохновлять их. А вдохновить учеников, может только воодушевлённый учитель. Я в своей работе стараюсь делать так, чтобы ученикам было легко со мной общаться; пользоваться тем языком, который им понятнее – языком интернета, мультимедийных технологий, компьютерной техники. Мне в какой-то степени повезло – я успела захватить то время, когда компьютер и интернет не обладали таким влиянием на личность, которым обладают сейчас. Поэтому есть уникальная возможность попробовать совместить в своей работе то хорошее, что предоставляла нам педагогика раньше, с тем новым и интересным, что предлагает нам педагогика сейчас.
Имея за плечами довольно небольшой педагогический опыт, понимаю, что от личностных качеств и от отношения меня, как учителя, к каждому конкретному ученику зависит расцвет их учебных и творческих способностей. Ведь каждый из них подобен бутону цветка, и от моей кропотливой работы зависит, в какой цветок превратится этот бутон – в великолепную розу или в невзрачный цветок крапивы. Каждый ребёнок уникален и неповторим. Иногда за внешней неприметностью скрывается огромное разнообразие задатков и возможностей, которыми он обладает. Задача учителя заключается в том, чтобы разглядеть эти способности и возможности. Каждый учащийся – это целый мир, в котором разобраться не просто, но возможно.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку». И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно я выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Первое направление - это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать ученику реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки
Второе направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
Третье направление - спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита будут поддерживать меня в будущем, потому что учитель – это не профессия, а образ жизни.
В заключение хочу заметить следующее: моя педагогическая философия еще не сформулирована четко и однозначно. Она в стадии развития. Главное же я поняла: мне нравится моя работа, нравятся дети, которых учу. Думаю, что путь избран, верно.
Суть философии моей
В том, чтобы каждый был из дней
Наполнен радостью, любовью
И царством радостных затей.
Чтобы ученье в радость было,
Чтоб каждый день - не как другой,
И чтобы дети не забыли
Про положительный настрой.
Чтоб они знания вкушали
С открытым ртом, без лишних слов,
Всегда вопросы задавали:
Когда? Откуда? Чей? Каков?
Чтобы им солнышко светило
В ненастный даже самый день,
И прибавлялись только силы,
И не тревожила бы лень.
Чтобы отчаянье и горечь,
Ненастье стужа и тоска
Не смели бы их беспокоить,
И прочь вся ненависть ушла.
Но если силы вдруг покинут,
Иль дома страшная беда,
Все тучи сможет отодвинуть
Его учителя рука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия. Мысли вслух....