«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
статья по теме
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Общей целью обучения – является формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Задачи:
v развивать интеллектуально - нравственную личность;
v формировать критическое и творческое мышление;
v создавать проблемную ситуацию;
v вызывать интерес.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения:
· Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
· Сам процесс учения должен быть творческим
· Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование деятельностного метода в практике позволит мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Урок на основе деятельностного подхода обеспечивает:
· качественное усвоение знаний;
· развитие интеллекта и творческих способностей;
· воспитание активной личности.
Задачу по формированию учебной деятельности необходимо решать буквально с первых уроков 1 класса. Особое внимание я планирую уделять развитию учебно-познавательных мотивов.
Это сохранит у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.
· тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
повторить знания об имени прилагательном;
определить, с какими частями речи сочетается;
изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
определить закономерность изменений, сделать вывод.
· работа над понятием
· подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
· собери слово
Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока "Глагол".
– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.
· ситуация яркого пятна
· группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например, тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9
· исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)
Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Анализируем ответы вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.
Преимущества деятельностного подхода
• У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
• формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
• возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
• интерес к предмету побуждает к поиску дополнительной информации, что расширяет их познания в области данной науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod1.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая тема «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер
Общей целью обучения – является формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Приёмы, способствующие формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся . тема-вопрос работа над понятием подводящий диалог собери слово ситуация яркого пятна Группировка исключение
Тема-вопрос Тема: " Как изменяются имена прилагательные ?" Построить план (алгоритм) действий : 1) 2) 3) 4) 5) 1) Повторить знания об имени прилагательном; 2) Определить , с какими частями речи сочетается 3) Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными; 4) Определить закономерность изменений, 5) Сделать вывод
Работа над понятием Тема: "Словосочетание" Определяем задачу урока:
Подводящий диалог мороз зима солнце - Что общего? (Явления природы, существительное, нарицательное, неодушевленное) - В чем различия? ( Окончания, корень, значения, род ) «Род имен существительных»
Собери слово реметь аскать таковать оворить кружать овить ГЛАГОЛ Г Л А Г О Л
Группировка Тема урока: ” Двузначные числа ” 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9 Разделите на две группы числа
Исключение "Насекомые" Собака Белка Медведь Корова Волк Заяц Бабочка Кошка
Преимущества деятельностного подхода У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы Формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи Возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе Интерес к предмету побуждает к поиску дополнительной информации, что расширяет их познания в области данной науки оятельной работы ;
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33. Использованные материалы и Интернет-ресурсы http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе
Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...
Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС
Презентация подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....
Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...