Статья на тему: " Инклюзия — реальность или иллюзия для современной школы?"
статья на тему
Данная статья представляет собой размышления автора о проблемах инклюзивного образования .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИЯ — РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ?
Чудновская Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15 с УИОП»
г. Гусь – Хрустальный,
Все дети должны учиться вместе!?
Инклюзивное образование… Еще 20 лет назад вопрос о такой организации процесса обучения в нашем обществе не стоял. Мы жили по законам советской педагогики, которая считала, что ребенок со специальными нуждами должен быть изолирован от здоровых детей, и образование он мог получить только в специальном учебном заведении. Существовало 8 видов таких школ, в которых для этих детей разрабатывалось самое необходимое для их самообслуживания и жизнедеятельности. И все же в современном обществе встал вопрос об инклюзии, о расформировании таких заведений.
Главный принцип инклюзивного образования заключается в том, что «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
На мой взгляд, эта прекрасная идея, несет в себе множество проблем и сложностей для всех участников образовательного процесса, так как принципы инклюзивного образования предполагают отказ от традиций отечественной коррекционной педагогики и ликвидацию специально созданных условий. И вопрос не в том, насколько внедрение инклюзивного образования реально в данный момент для современной школы, а в том, насколько реально сделать это качественно для детей и безболезненно для педагогов.
Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не просто учителем, а целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в тесном междисциплинарном сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства, по методическим рекомендациям Института проблем инклюзивного образования, должны участвовать учителя начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы. Такая команда профессионалов действительно сможет создать необходимые условия и помочь детям с особыми образовательными потребностями, но реально ли это в условиях обычной провинциальной школы? На протяжении нескольких последних лет в нашей школе нет логопункта, свободна вакансия медицинского работника, а педагогический коллектив стремительно «стареет». Круг обязанностей простого учителя постоянно расширяется, поэтому меня, как учителя начальных классов, интересует, не придется ли мне в ближайшем будущем взять на себя обязанности специалистов коррекционной педагогики? Ведь уже сейчас я оказываю первую медицинскую помощь и занимаюсь коррекцией речи, помимо своих должностных обязанностей.
К тому же, как в рамках инклюзива учитывать специфику обучения детей с различными ограниченными возможностями? Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Также существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и здоровым детям. К примеру, в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида (для детей с умственной отсталостью) математику преподают только в предметно-практической направленности, то есть для использования в повседневной жизни. Нет ни химии, ни физики, как таковых – они изучаются в рамках естествознания. Ученикам не преподают алгебру – они просто не могут её усвоить, при этом обязательны специальные занятия по ритмике, развитию речи, социально-бытовая ориентировка и т.п. Поэтому, как бы я не старалась и какими бы знаниями не обладала, вряд ли смогу обеспечить качественную инклюзию всем участникам образовательного пространства, а участвовать в «формальной» инклюзии я не могу себе позволить.
Во всем мире вопрос инклюзивного образования остается очень деликатным и щепетильным, и решать его нужно осторожно и продуманно, учитывая то, что на сегодняшний день современное российское общество не готово целиком и полностью принять нетрадиционную систему образования.
Хочется надеяться, что экспериментальные площадки, открытые в разных регионах России, помогут не только ответить на многочисленные вопросы по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в массовых школах, но и поспособствуют повышению уровня толерантности, самосознания здоровых членов общества к проблемам социальной интеграции детей с особенностями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: " Какой должна быть современная школа".
В статье описаны мои рассуждения о школе....
Статья по теме: " Инклюзив: за и против "
Если «Инклюзивное обучение» означает «искать пути обучения детей всех вместе, учитывая их потребности и возможности», то, необходимо создать условия в поддержку обучающимся и п...
Статья по теме: " Инклюзив: за и против "
Статья по теме:" Инклюзив: за и против " На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законо...
Статья по теме"ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА"
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Организовать урок в соответствии с этим требованиями м...
Статья на тему : Инклюзия- реальность или иллюзия для современной школы?
Инклюзия- реальность или иллюзия для современной школы? Должность : учитель начальных классовДермер Елена ВалерьевнаГУ «Средняя школа № 4» ...
Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"
Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"...
Статья по теме :" Каким должен быть современный учитель - дефектолог"
Статья подходит для выступления на МО....