"С Азбукой по родному краю" . Занятие по внеурочной деятельности на тему: "Реки Брянской области" 1 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
У обучающихся сформируется представление об особенностях рек Брянской области; познакомятся с разнообразием животных и растений рек родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_reki_bryanskoy_oblasti_1_klass.docx | 431.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «С Азбукой по родному краю» 1 класс
Тема урока: Реки Брянской области
Цели:
- сформировать представление учащихся об особенностях рек Брянской области;
- познакомить с разнообразием животных и растений рек родного края;
- закрепить знания учащихся о реках, показать необходимость и способы их охраны;
- способствовать формированию стремления к процессу познания.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрация цапли и водоплавающих птиц, схема бассейна реки Десна , иллюстрации рыб, растений.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, к нам на занятие прилетела цапля с конвертом. Прочитайте содержимое конверта ( читает учащийся) СЛАЙД
«Дорогие ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие». Подпись Цапля.
-Вы любите путешествовать?( ответы детей)
- А куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются.
(Река) СЛАЙД
- С какой рекой познакомились на прошлом уроке? (Десна)
- Сформулируйте тему занятия. (Путешествие по реке Десна)
- Раскрасьте реку Десна и притоки голубым карандашом.
- Что вы можете рассказать о реке Десна? СЛАЙД
(Десна – самая крупная река в Брянской области. На реке Десна стоит город Брянск.Её протяжённость составляет более тысячи ста километров. Исток реки находится в Смоленской области. Десна вытекает из болота «Голубой мох». Устье реки находится в северной части города Киева. Десна впадает в реку Днепр. )
- На каком транспорте можно путешествовать по реке? (Перечисляют виды транспорта)
- А на каком отправимся мы, отгадайте загадку.
Без рук, без ног,
На брюхе плывет,
Спереди носок,
Сзади рулек. (моторная лодка) СЛАЙД
- Откройте конвертик, достаньте содержимое. Прикрепите моторку к истоку реки Десна ( у каждого на столах схема бассейна реки Десна)
3. Организация процесса усвоения учащимися нового материала.
- Отправляемся в путешествие. СЛАЙД (звучит запись «Звуки воды»)
- Проплываем мимо притока Габья, подплывём к притоку Ветьма.
-Остановимся и внимательно посмотрим на речную гладь.
- Может ли река быть чьим – то домом? (ответы детей)
- Ребята, цапля приготовила для вас загадки.
В тихой заводи живёт,
Ходит задом наперёд,
И на дне среди коряг
Всё мечтает свистнуть … (рак)! СЛАЙД
(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию рака)
- Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схватит тебя за палец, то заревёшь от боли. Этим оружием он яростно отбивается от врагов. Летом раков часто можно найти в реке - под камнями у берега. А где раки зимуют, тебе известно? На зиму они забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил. Едва ли найдутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину, при крепостном праве, помещики в виде наказания заставляли провинившихся крестьян зимой доставать раков из-подо льда. Отсюда и пошла поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
- Рак приглашает спустится на дно реки.
- Как это сделать? Ведь мы не можем дышать под водой, люди не приспособлены для жизни под водой, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения - Что можно придумать, чтобы спуститься на дно реки? (Предположения детей.)
- Вот что для этого придумал человек? (Подводное снаряжение). СЛАЙД
И г р а - и м и т а ц и я «Надень маску, акваланг и спустись под воду».
- Кто живёт на дне реки, отгадайте загадки:
1.Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (Щука) СЛАЙД
(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию щуки)
2. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. Сом . СЛАЙД
(учитель на схему прикрепляет изображение сома)
3. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников (окунь) СЛАЙД
(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня)
4. Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (Ерш)
(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня)
- Поднимаемся со дна реки и отправляемся дальше. Проплываем мимо притоков Болва и Снежеть посмотрите внимательно, какие цветы растут на реке? СЛАЙД (кубышка жёлтая, кувшинка)
Рассказ учителя .
Кубышка жёлтая.
Кубышка жёлтая украшает многие реки. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветы белые. Хотя кубышка встречается чаще, она нуждается в охране.
Кувшинка.
Кувшинку называют водяной лилией. Распускаются в одно время с кубышками. И цветут так же долго – до конца лета. Но вот о чём я всё время думаю. Уж больно красива и нежна белая лилия! Уж больно таинственными, сказочными мне кажутся эти цветы!.. А останется ли такая сказка жить …
Другие растения.
По берегам растут ковыль, чабрец, шалфей, пастушья сумка.
(учитель прикрепляет к схеме изображения кубышек и кувшинок)
- Плывём дальше к притоку Ревна. Причалим к берегу и немного отдохнём.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой, это кроль.
Вышли на берег крутой.
Отряхнулись – домой!
- Продолжаем путешествие. Подплывём к притоку Навля. Посмотрите какие растения можно увидеть на берегах рек. СЛАЙД
-Кто знает названия этих растений? (Рогоз, тростник)
(учитель прикрепляет изображения на схему)
- Продолжаем путешествие. Подплывём к реке Нерусса и посмотрим на берег. СЛАЙД (песчаный пляж)
- Выйдем на берег и устроим привал. Кто знает, что означает слово привал? (ответы детей)
- Разожжём костёр, съедим бутерброды. Теперь оправляемся дальше.
- Ребята, почему наша цапля показывает красный цвет? Что мы забыли (Убрать за собой мусор)
(учитель прикрепляет на схему знак «Убери мусор»)
- Отчего загрязняется вода в реках?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнения?
-Подплывая к реке Судость цапля предлагает познакомить со своими подружками. ( на доске иллюстрации птиц: водяная курочка, лебеди, дикие гуси, утки, дятел)
-Какие птицы могут быть подружками цапли?(учащие по очереди группируют птиц)
Как одним словом можем назвать этих птиц? (водоплавающие)
- Вот и закончилось наше путешествие. Цапля прощается с вами.
4. Рефлексия.
- Откройте конвертики под номером два. Что цапля приготовила для вас? (рыбы, растения)
- Украсьте каждый свою схему.
5. Подведение итогов.
- По какой реке путешествовали? (по Десне)
- Какие притоки проплывали? (ответы детей)
- Выразите соё настроение, используя смайлики: красный – ничего не понял на занятии, зелёный – работал, но не всё успел, жёлтый – всё успел, настроение отличное)
Ученик рассказывает стихотворение Е.Шварца
Наша Брянская область –
Удивительный край.
Здесь грибов да черники
Поезда нагружай.
А озёр и озёрец,
А речушек и рек
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Презентация к занятию по внеурочной деятельности по курсу "Мир геометрии.1 класс"
Данная презентация даёт объяснение детям о том, что изучает геометрия. Знакомит с фигурами, их особенностями, учит их сравнивать....
Подборка материала к занятию курса внеурочной деятельности по математике "Математические фокусы" (3 класс)
Подборка математических фокусов с объяснениями для занятия №9 курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"....
Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".
Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....
Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)
Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...
Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе. Викторина “Родная природа”
Конспект занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе. Викторина “Родная природа”. В викторине 4 рануда: загадки, вопросы, пословицы, ребусы. За каждый ...