Развитие орфографической зоркости у детей
статья на тему

Развитие орфографической зоркости у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_u_detey.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости у детей

младшего школьного возраста

И.И. Квасова, С.Д. Минакова, учителя

МКОУ «Хохольский лицей» Хохольского района

 

Как научить грамотно писать – эта проблема всегда волновала учителей и учёных. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий.

В обучении русскому языку часто пропускается начальный этап, на котором ученики должны самостоятельно искать и выделять орфограммы в момент письма. Изучение работ П.С. Жедек, М.Р. Львова, В.В. Репкина, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М.Р. Львов «целенаправленное обучение обнаружению орфограмм начинается с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов». К сожалению, мы часто этого не учитываем. Однако существенные шаги в этом направлении были сделаны в методике Д.Е. Эльконина – В.В. Давыдова. Ещё в 60-70-е годы ими были разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным  является этап формирования  умения видеть орфограмму. В основу данной статьи легли основные принципиальные положения системы Д.Е. Эльконина – В.В. Давыдова. Конкретные приёмы обучения может использовать любой учитель. Предполагаемая методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять не частую орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова.

Система по развитию орфографической зоркости первоклассников разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперёд.

На первом этапе работы ( в период обучения грамоте) дети учатся безошибочно и  быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующий ему гласной буквой.

На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова,  то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой в слабой.

На следующем этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Безударный гласный звук [а] может быть обозначен буквами а или о. На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как с явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.

Следующим шагом вперёд является восприятие орфограммы на слух.

Заключительный этап – это выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается при знакомстве с корнем, как значащей части слова. Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствует друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.

Пути развития орфографических умений и навыков многообразны.  Результат они дадут только тогда, когда будут использованы учителем в системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у детей с ОВЗ

Одной из форм работы над формированием орфографической зоркости у младших школьников является игра. В игре удается сконцентрировать внимание самых инертных и школьно-незрелых детей. На начальном этапе...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

"Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста"

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило и его применение ....