Разработка краткосрочного курса "Мой родной край"
методическая разработка (3 класс) на тему
программа курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kratkosrochnogo_kursa_moy_rodnoy_kray_2014-2015_uch._god.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа
краткосрочного курса «Мой родной край»
Возраст обучающихся – 9-10 лет
Программа рассмотрена | Программа согласована | Программа разработана |
на ШМО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР МАОУ «СОШ №15» | учителем начальных классов |
МАОУ СОШ №15 | МАОУ «СОШ №15» | |
Протокол № от «___ »_____20__г. | «____»_______________20____г. | Ситникова Н.В. |
Рук. МО ______________________ |
г. Губаха
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предмета окружающий мир.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Программа кружка «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа рассчитана на школьников 4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Цели:
- Формирование знаний, умений и ценностных ориентаций о природе, культуре, истории своей малой родины.
- Формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.
- Воспитание интереса, уважения к культуре и истории своего края.
Достижение поставленных целей связано с решением следующих задач:
Задачи программы:
1.Систематизировать и расширить представления учащихся о своём крае.
2. Развивать творческие способности по изучению, сохранению и приумножению духовных ценностей родного края, развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
3. Формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край. Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации кружка по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Программа кружка предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, 10 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Тема 1: «Мой край на карте Родины» (1 ч)
1.Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2.Творческая работа по созданию символа (герба) своего района Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 2: «Я и моя семья» (1 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 3: «Моя улица» (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего поселка».
Тема 4: «Наша школа» (1 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
- Выпускники школы – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 5: «Природа нашего края» (1 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир района. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования
Практические занятия:
-разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) – операция “Чистый двор”.
Тема 6: «Что дает наш край стране» (1 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».
Тема 7: «Наш край богат талантами» (1 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей.
Тема 8: «Красная книга родного края» (1 ч)
Совместное обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги района.
Тема 11: «Обобщение» (1ч)
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части занятия | Практическая часть |
1 | Край, в котором я живу. Герб района. История возникновения Губахинского района. | 1 ч | Губахинский район- моя малая Родина. Знакомство с историей Губахинского района. | Выставка рисунков «Край, мой любимый» Рассказ учителя |
2 | Улицы нашего посёлка. | 1 ч | О чем могут поведать названия улиц нашего посёлка. | Рисуем свою улицу |
3 | Водоёмы нашего района. | 1 ч | Знакомство с водоёмами района. | Экскурсия. Фоторепортаж. |
4 | Моя школа Школьная библиотека | 1 ч | Знакомство с историей школы | Конкурс знатоков Беседа библиотекаря |
5 | Посещение краеведческого музея. | 1 ч | Знакомство с экспонатами музея | Рисунки «Мы в музее» |
6 | Моя семья. Мои дедушка и бабушка. Мои родители. | 1 ч | История семьи | Рассказы детей Сочинения детей Семейный альбом |
7 | Достопримечательности района. Предприятия района. | 1 ч | Презентация | Рассказы детей |
8 | Знаменитые поэты и писатели | 1 ч | Знакомство с писателями и поэтами нашего края | |
9 | Зелёная аптека. Что дает нам лес | 1 ч | Лекарственные растения Презентация | Красная книга родного края. Игровая программа |
10 | Обобщающее занятие. | 1 ч | Игровая программа «Знаток края» | ктд |
| Итого: | 10 ч |
|
|
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика района. Выполнение инструкции «движение по маршруту». Развитие воображения;
- Радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в мероприятиях, в праздниках.
Методическое обеспечение:
1. Мультимедийное обеспечение
2. Материалы Интернета
3. Дополнительная литература (материалы журналов, газет, диски)
Список литературы:
- Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Бабанова Т.А. //Начальная школа.- №9.-С.16-17.
- Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа /Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. //Начальная школа.-2003.-№5.-С.64-75.
- Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. Учеб. пособие для студентов. / Болотина Л.Р., Латышина Д.И. -М.: Просвещение, 1978.- 128с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы / Виноградова Н.Ф. //Начальная школа.-1997.-№4.-С.36-40.
- Дерим-Оглу Е.Н, Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем / Дерим-Оглу Е.Н, Фролова Н.А. //Начальная школа.-1994.-№4.-С.34-38.
- Захлебный А.Н, Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / Захлебный А.Н, Суравегина И.Т. -М.: Просвещение, 1984.-67с.
- Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / Зверев И.Д. //Краеведческая работа в школе - М.,1974.-С.3-10.
- Иванов П.В. Современное школьное краеведение /Иванов П.В. //Советская педагогика.-1990.-№10.-С.27-30.
- Краеведческая работа в начальных классах //Сост. Соколова И.В..-М.: Просвещение,1977.
- Матрусов И.С. Школа и охрана природы / Матрусов И.С. - М.: Знание,1976.
- Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению / Минаева В.М. - Минск: Народная Асвета,1980.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Салеева Л.П. -М.,1978.-49с.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Пособие для родителей и педагогов / Цветкова И.В. - Ярославль,1987.-192с.
- Чернова М.А. Краеведческая работа в начальных классах /Чернова М.А. -М.: Просвещение,1997.-224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Наш родной край - Тыва"
Тема: «Наш родной край – Тыва» Цели:* Обучающие: познакомить с произведением С. Козловой «Наш родной край- Тыва», совершенствовать навыки ч...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Методическая разработка урока на тему «Красота родного края»
Методическая разработка урока кубановедения....
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....
Методическая разработка "Разнообразие природы родного края"
Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с природой род...
Методическая разработка «Знай природу родного края».
Методическая разработка посвящена природе Новосибирской области. В приложении содержится раздаточный материал....
Методическая разработка «Защитим природу родного края!»
Тема: «Защитим природу родного края!» Актуальность: экологическое сознание, основы экологических знаний закладываются с детства. Нужно ...