Открытый урок в 1 классе по окружающему миру: "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру

Макаровец Екатерина Викторовна

Открытый урок УМК "Школа России" с приметением технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kto_takie_ryby.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто такие рыбы?»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Число: октябрь 2023 год

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Ведущая технология: проблемное обучение

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,  

УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и  раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

-Прозвенел звонок и смолк,

  Начинается урок.

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?

- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Я буду загадывать, а вы - отгадывайте.

1. На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик...  
Как зовут его? .
..(Кузнечик) (Слайд 1)

  1. Кто на пасеке живёт,
    запасает летом мёд?
    Работяга так мала!
    Целый день в трудах... (Пчела) 

(Слайд 2)

3. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький …(Комар)(Слайд 3)

4. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ...
  (Божья коровка) (Слайд 4)

  1. У реки, над камышами,
    Вот с та – а – а - акущими глазами,
    Зависает вертолёт.
    Пассажиров не берёт!
    И пропеллер... И глаза...

Да ведь это - ... (Стрекоза!) (Слайд 5)

-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Это насекомые)

- Кто такие насекомые? (Насекомые - животные, у которых 6 ног).

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)

2. Проверка знаний.   - А  Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то делаем крестик из рук.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)

5. Паук – это насекомое? (нет)

6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III. Физкультминутка:

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз - росой она умылась

Два - изящно покружилась

Три - нагнулась и присела

На четыре - полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

 – Стрекоза, это насекомое? (Да)

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Настрой на изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю. (Рыба)        

- Кто такие рыбы?

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке. Что бы вы хотели о них узнать?

-А где живут рыбы?( в воде)

-Насекомые где живут? (На суши)

-Почему рыбы живут в воде, а не на суши наша сегодняшняя задача в этом разобраться.

-Ваши предположения?

- В конце урока мы должны опровергнуть или согласиться с вашими высказываниями.

  1. Постановка перед детьми учебных задач.

Возможные ответы детей: кого называем рыбами, их строение и разновидность рыб.

- Героями каких сказок являлись рыбы? (Показ книг)

- Где могут жить рыбы? (в воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы?

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоёмов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: «А могут ли рыбы жить на суше?» Кто согласен? Муравьишка сомневается.

- Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-понаблюдать

- посмотреть в компьютере

- спросить

- почитать в книге

- подумать

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы)

V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

- Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, вначале вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34.

- Кто знает, как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы.

-Назовите части тела рыбы.

Как вы думаете какую функцию выполняет каждая часть тела?

Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?

Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)

-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!

VI. Физкультминутка:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Садятся за парту)

2. Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? (Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская, практическая работа. «Как устроена чешуя рыб?»

- Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку. О ком она?                             

  И у мамы, и у деток

   Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки-чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

-Скажите, как расположена чешуя у рыб? (близко друг к другу)

-Давайте попробуем изучить этот рисунок и попробуем продолжить эту закономерность.

- Поработаем парами. На столе у вас нарисована рыба, я раздала монетки, вырезанные из бумаги, напоминающие чешую. Попробуйте расположить их как в учебнике у рыбок.

-Какой вывод вы сделали? (чешуйки расположены в шахматном порядке, близко друг к другу, без пробелов)

- Почему чешуйки так расположены, сделайте предположение?

-Какую роль они еще выполняют? (защиту от повреждений)

  1. Работа по учебнику в парах. Исследуем виды рыб в зависимости от места обитания.

-Посмотрите на картинку в учебнике, почему рыб поделили на группы?

 Ваши предположения?

- Значит наша проблема выяснить это.

-Как вы это можете сделать?

Давайте попробуем узнать их,

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.

-Где они живут?

Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Кто каких рыб знает? Эти рыбы живут где? (в море.) - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала.

-Какую задачу мы ставили? (На какие группы делятся рыбы в зависимости от места обитания?)

- Решили эту проблему?

На какие группы делятся рыбы в зависимости от места обитания? (морские и речные)

5. Игра «Поймай рыбку».

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

  Учитель читает загадки.

                           На дне, где тихо и темно,

                          Лежит усатое бревно.  (Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

                             На дне один

                             Лежит плоский блин.  (Камбала.)

Камбала  - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

                             Драчун и забияка

                             Живёт в воде,

                             Кости на спине,

                             И щука не проглотит. (Ёрш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

                              Хвостом виляет,

                              Зубастая, а не лает. (Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

                                  Живу глубоко.

                                  Плыву легко,

                                  Зубастая, большая,

                                  Я рыба морская. (Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.

VIII  Работа в рабочей тетради  с.24

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?».
  2. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (Д/з)

IX. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

-значит почему они являются водными жителями, по какой причине?

X. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то раскрасьте рыбку, которая лежит у вас на партах зелёным цветом. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то раскрасьте её красным цветом.

- Покажите своих рыбок.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе с применением компьютерных технологий....

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру "Что такое Солнце?"

Урок во 2 классе по окружающему миру УМК "Гармония" способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий....

Разработка урока в 1 классе по окружающему миру "Кто такие рыбы"

Урок разработан с использованием УУД. Подробно указаны все основные этапы урока. Использованы новые образовательные технологии....

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Презентация к уроку 1 класса по окружающему миру по теме: "Кто такие рыбы?"

На уроке ученики познакомились внешним строением и отличительными признаками рыб....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Знакомство  с общими признаками и разнообразием рыб. Умение отличать морских от речных рыб. Знакомство с аквариумными рыбами....

Открытый урок и презентация по окружающему миру 3 класс "Экономика и экология" ФГОС Школа России

Открытый урок содержит:разработку урока по окружающему миру 3 класс  ФГОС по программе  Школа России на тему "Экономика и экология"презентацию к уроку....