Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Кто такие птицы?
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие красоту;
учить выделять существенные признаки природных объектов;
продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;
карточки для работы в группах; рисунки птиц,
плакат с изображением Зеленого острова; чучела птиц,
перья птиц (большие и маленькие); застежка-молния; видеоаппаратура; видеофильм, запись голосов птиц на аудиокассете, магнитофон.
ХОД УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
-Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на наш природный островок. Мне очень приятно путешествовать с вами вместе, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза мне говорят о том, что вы не просто путешественники - вы исследователи.
-Какое замечательное название предмета- «Мир вокруг нас»! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть на него сверху! Давайте попробуем взлететь. Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось? Тогда давайте попробуем со словами. И сделаем еще одну попытку.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем!
Что мы сидим?
(Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц).
-Опять не вышло? Почему, ведь мы так старались!
(Мы люди. Люди не летают как птицы.)
-Ребята люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.
-Ребята, видели ли вы птиц? Где?
(Выслушиваются ответы детей).
-Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Кто такие птицы?»
( Учитель прикрепляет к лесной поляне фигурку птицы.)
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
( Учитель берет в руки «яйцо». Оно раскрывается, из яйца появляется цыпленок).
-Ой, кто ты? Не знаешь? Что-что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птички? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос - кто такие птицы, а заодно и найти маму цыпленка.
(Звучит песня «Кто же такие птички?».) Дети слушают куплет, и припев.
-Кого считают птицами? Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)
-А кто еще умеет летать? «бабочка, стрекоза, летучая мышь).
-Ребята, посмотрите на нашу зеленую полянку. На окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур. Большая бабочка пролетела над цветущей поляной. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.
А в глубине леса с ветки на ветку прыгает перелетает удивительное животное
- белка-летяга.
—Какие разные животные! Но все они умеют летать. Значит все они птицы?
(Петух - это птица. Бабочка - насекомое.)
-Кто такая летучая мышь мы не знаем.
-Кто такая белка-летяга, мы тоже не знаем.
-Чтобы точно определить, какое животное - птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Подходит ли признак - умение летать? (Умение летать не подходит. Мы знаем что не только птицы умеют летать, но и насекомые. А птица петух летает очень плохо). И еще птица страус, пингвины не могут летать. Поэтому можем ли мы утверждать, что умение летать - главное у птиц? (нет, умение летать не главная особенность птиц.
- Значит, мы не нашли ответ.
ЗВУЧИТ 2 КУПЛЕТ ПЕСНИ.
- Согласны ли вы с тем, что птицы поют? (мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пение. Но поют также дельфины, касатки, значит, и это не главное.
ЗВУЧИТ ТРЕТИЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.
- Что скажете? Согласны ли вы с тем что, птицы вьют гнезда? (да, птицы вьют гнезда.)
- Ребята, но есть такие птицы, которые кладут просто яйца на камни, на землю. «Вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно сделать? ( то, что птицы вьют гнезда,- тоже не главное)
ЗВУЧИТ ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.
-О чем говорится в этом куплете? (птички несут яйца).
-Да птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.
- Значит, ребята, и это не главное.
-Ну, давайте сделаем вывод о том, что умеют делать птицы птицы?
ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, ПОЮТ, НЕСУТ ЯЙЦА, ВЬЮТ ГНЕЗДА.
- А другие животные умеют это делать? (да).
- Можно ли утверждать, что это не главные отличия для птиц?(да).
- Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, что он просил. Так давайте, ребята, поможем нашему гостю, продолжим наше наблюдение.
- Ребята, обратите внимание на чучело птицы. Что у него есть такого, чего нет у других животных? ( перья)
- Можно ли отнести летучую мышь и белку-летягу к птицам? (нет, их тело покрыто шерстью).
- Ребята, а если Мудрая черепаха прицепит перья, станет она птицей?(нет).
- Тогда ответьте, кто же такие птицы? (животные, тело которых покрыто шерстью)
- Давайте прочитаем вывод на странице 24.
- А сейчас мы с вами рассмотрим строение тела птицы. Поможет нам в этом рисунок на стр. 24. Как называется эта птица? (голубь)
- Как вы поняли, что это голубь? (ВИДЕЛИ НА УЛИЦЕ.)
- А это птица?
Учитель открывает на доске рисунок гуся.
-Я называю части тела голубя, а вы показываете обратной стороной ручки ту часть тела голубя, которую я назвала. А я буду прикреплять карточки с названиями частей тела к изображению гуся.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.
-Как устроено тело гуся и голубя? (одинаково).
-Найдите те же части тела у курицы.
-А теперь рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна? (ноги)
-Сколько ног у птицы? (две).
-Передние ноги птиц уже давно превратились в крылья. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
-Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных - наличие перьев на теле. Ребята, а хотелось ли вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп - лупу и будем исследовать перья. Выньте из конвертов перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они? (разные). -Что общего у всех перьев? (есть стержень, волоски).
-Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки(волоски).Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния
-Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож? (на пустую трубочку)
-Значит, перо легкое, там воздух.
-А теперь тихо встаньте, положите на ладонь перо и подуйте так, чтобы оно
не улетело далеко. Почему перо взлетело? (оно легкое).
-Садитесь.
УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ ЛИСТ БУМАГИ, ДЕРЖИТ ЕГО ЗА КРАЙ. ДВА УЧЕНИКА СНИЗУ ДУЮТ.
-Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.
-Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?(стало тепло).
-Сделайте вывод.
-Перья согревают тело птиц.
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью над хвостом, и перья не намокают.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Муравей-Вопросик говорит, что очень хотел бы себя почувствовать птицей и немного полетать.
-Давайте мы с вами руками помашем
И что-нибудь птичье давайте мы скажем...
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем - что мы сидим?
6. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
- Посмотрите и назовите птиц, которые изображены на этой странице (дятел, синица, воробей, сова, ласточка, утка).
- Сейчас мы с вами посмотрим этих птиц на экране, но мы их еще и послушаем.
7. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА.
- ДЯТЕЛ. Неутомимый лесной барабанщик - это дятел. Когда дятел стучит клювом по стволу дерева, по лесу разносится барабанная дробь.
- УТКА. Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, Спотыкалочку.
- ЛАСТОЧКА Спереди шильце,
Сзади - вильце,
Сверху-черное суконце,
Снизу белое полотенце.
-Это, конечно, же, ласточка. Жизнь ласточки напрямую связана с жизнью человека. Они строят свои уютные гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов. Люди издавна относились к ласточкам с любовью, дали им ласкательное имя.
- СОРОКА. Сорока - это, конечно, известная всем с детства «сорока- белобока». Голос сороки-стрекотание повторяющееся «чек-чек». Сорока- ловкая, подвижная, суетливая птица.
- ВОРОБЕЙ. Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных
птичек. Люблю их бодрое чириканье. Стало сильнее пригревать солнышко и сразу на крышах начинают громко чирикать веселые воробьи.
- ВОРОН. Крупная птица, в два раза больше голубя, черная с синеватым
отливом. Молодые птицы выкрикивают «каа, каа»; с возрастом голос становится более низким, и они издают гортанное «кру- кру».
- КУКУШКА. Трудно представить лес без птиц, без их пения, но еще труднее без кукушки. Громкое «ку- ку» каждый из нас неоднократно слышал.
- СОВА. Днем я сплю, а ночью летаю хорошо я поступаю? Сова издает скулящие звуки и свист, жалобное « у- у у», ухает.
- СИНИЦА. Никак не пойму, почему вас называют синицами? – спросила
белка у сидевшей на ветке - птицы. Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видела.
- А ты лучше послушай как я разговариваю,- ответила желтогрудая птица с черной головкой, - сразу станет ясно.
- Си- си -си- услышал зверек. Птица громко попискивала, будто сама себя называла.
8. ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ «КТО БОЛЬШЕ?»
- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Вы должны назвать по очереди птиц. За каждую названную птицу группа получает перо. Выигрывает та группа, которая больше получит перьев.
9. ИТОГ УРОКА.
- Вы теперь уже специалисты, по своим наблюдениям приблизились к ученым-орнитологам и можете сказать: чего не знал цыпленок?
- Он нам задавал вопрос « КТО ЖЕ ТАКИЕ ПТИЦЫ?»
- Давайте мы ему ответим.
- Животные, тело которых покрыто перьями.
- Ребята, а кто же его родители?
УЧИТЕЛЬ ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕТУХА И КУРИЦЫ.
- Кто вырастет из цыпленка?
- Петух или курица.
- До свидания, цыпленок! Помашем ему рукой.
- Мир птиц разнообразен. На земле их больше 9 тысяч видов. Существуют птицы разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны - они очень красивы, интересны. Их надо беречь.
10.ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ С ГОЛОСАМИ ПТИЦ.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Найдите в библиотеке книги о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»
Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Кто такие птицы
Конспект урока в 1 классе "Кто такие птицы"...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц" по программе Начальная школа 21 века
Открытый урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц зимой" по программе Начальная школа 21 века (общие признаки, виды, охрана)...
Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России" в 1 классе "Где зимуют птицы". Презентация.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, главной задачей которого является знакомство учащихся с зимующими и перелётными птицами Самарской области. Урок сопровождается презентацией....
Окружающий мир Технологическая карта урока по теме "Кто такие птицы?"
Предмет: Окружающий мир.Программа: «Гармония»Автор: О.Т. ПоглазоваТема: «Кто такие птицы?» 1 класс...
Открытый урок по окружающему миру "Птицы"
Задачи деятельности учителя: создать условия для повторения отличительных признаков птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; способствовать расширению знание о питании птиц; прослед...
Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс
Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...