«Мы, Земля, с тобой одна семья!»
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_proekt_prilozhenie_2.doc | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Начальная общеобразовательная школа
п. Звёздный
Номинация: социальный проект
Социальный проект летнего детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Неунывайка»
смена «Мое зелёное лето»
«Мы, Земля, с тобой одна семья!»
Руководители:
Сиволоб Татьяна Евгеньевна
Дьячкова Анна Сергеевна
Поносова Мария Сергеевна
Участники проекта:
Учащиеся 1-4 классов
п. Звёздный
2014 г.
Раздел 1
Информация о заявителе
Направление | Моя школа – мой дом. |
Название проекта | «Мы, Земля, с тобой одна семья!» |
Тип проекта | Социально-экологический |
По доминирующей деятельности | Практико-ориентированнный |
По продолжительности | Среднесрочный |
Сроки реализации | Январь 2014 года – июль 2014 года. |
Основные сведения о проектной команде
Полное название (если есть) или класс | летний детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Неунывайка» смена «Мое зелёное лето» |
Общее количество участников | 97 |
Учащихся начальной школы | 85 |
Учителя | 12 |
Руководитель проекта: Сиволоб Татьяна Евгеньевна,
Поносова Мария Сергеевна,
Дьячкова Анна Сергеевна
Раздел 2
Описание проекта
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. И так хочется, чтобы возле школы росли деревья, пели птицы и ветер гулял между кронами деревьев.
Природа – великий учитель!
Перед нами встала проблема: как создать уютный уголок природы на пришкольном участке?
Поэтому мы решили создать сад на пришкольном участке.
Цель проекта: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Чтобы достичь цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Узнать о растениях, растущих в п. Звездный и которые хорошо росли бы на пришкольном участке, но в то же время, не сильно разрастались и не заслоняли в будущем окна школы;
- Изучить технологические карты высадки растений;
- Использовать опыт учащихся средней школы при высадке деревьев, подготовить саженцы кустарников;
- Высадить пришкольный сад.
- Подвести итог.
Гипотеза: Если мы высадим сад на пришкольном участке, то это будет способствовать воспитанию экологической грамотности и бережному отношению к окружающей среде.
График (рабочий план) осуществления проекта
Основные этапы проекта и мероприятия | Сроки реализации | Место реализации | Ответственные исполнители |
I этап - исследовательский | |||
| январь 2014 г апрель | Начальная школа библиотеки, интернет-ресурсы | Сиволоб Т.Е., группа №1 (дети). Поносова М.С. группа №2, (дети). Сиволоб Т.Е., Группа №3, (дети). |
II этап - технологический | |||
| февраль-март март май июнь июнь июнь | Начальная школа
| Дьячкова А.С. Поносова М.С., группа №1 Дьячкова А.С., Группа №2 Поносова М.С. Группа №3 педагоги, учащиеся Поносова М.С. учащиеся |
III этап - заключительный | |||
| июль июль сентябрь | Начальная школа | Руководители проекта Сиволоб Т.Е. учащиеся |
Ожидаемые результаты:
- Вовлечение большего количества детей в создание сада.
- Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
- Защитная функция пришкольного сада от дорожной пыли.
- Сплочение классного коллектива.
- Приобретение навыков групповой работы.
- Формирование коммуникативных навыков в совместной деятельности взрослых и детей.
Информационный этап.
В самом начале нашего проекта нас заинтересовало, то что территория школьного двора большая, но на ней нет ни деревьев ни кустарников. И мы с ребятами решили узнать у директора школы можно ли высаживать кустарники на пришкольном участке. И наше удивление было велико, когда выяснилось что нитолько можно, но и нужно бы высадить кустарники. И даже неоднократно высаживали, но почему-то не приживались. Мы провели опрос учащихся и учителей нашей школы. По результатам опроса получили, что 91 % учащихся хотели бы видеть сад на территории школы, но 85% не умеют этого делать, а 97% хотят научится высаживать растения в грунт.
Вопросы анкеты:
- Хотите ли, чтобы на территории пришкольного участка рос сад?
- Вы умеете высаживать самостоятельно деревья?
- Хотите научиться правильно, высаживать растения?
Выяснив у учащихся и педагогов необходимость формирования сада на пришкольной территории. Нас ждала огромная работа: необходимо изучить территорию школы, решить, где растениям будет комфортно; подобрать растениям для данных условий.
На юге от школы - стадион, на севере - тень от соседнего здания, а на западе солнце появляется во второй половине дня. Неоднократно сад пытались создать на западном участке, но растения там не приживались. Самым благоприятным местом для формирования сада северо-восточная сторона в наших условиях.
Начали изучать литературу и интернет ресурсы для подбора растений. Условно все растения, в том числе и декоративно-лиственные можно разделить на две группы. Первая группа – это тенелюбивые и теневыносливые растения. Вторая – солнцелюбивые и солнцевыносливые. Большинство растений имеют свойство приспосабливаться к условиям освещённости, но вырастить здоровый и красивый экземпляр можно только соблюдая идеальные условия выращивания. Изучив литературу решили остановиться на рябине обыкновенной, сирени садовой, клене сахарном – так как они не сильно разрастаются, могут расти в тени.
Ряби́на обыкнове́нная (лат. Sórbus aucupária) — дерево или кустарник, вид рода Рябина семейства Розовые. Растёт отдельными экземплярами, не образуя сплошных зарослей, в подлеске или втором ярусе хвойных, смешанных, изредка лиственных лесов, на лесных полянах и опушках, между кустарниками.
Теневыносливое и зимостойкое растение. Дерево, реже кустарник. Достигает 12 м высоты. Крона округлая, ажурная. Молодые побеги серовато-красные, опушены. Кора взрослых деревьев гладкая светло-серо-коричневая или жёлто-серая, блестящая. Листья до 20 см длиной, очерёдные, непарноперистосложные. Осенью листья окрашиваются в золотистые и красные тона. Цветки пятичленные многочисленные, собранные в густые щитковидные соцветия диаметром до 10 см; соцветия располагаются на концах укороченных побегов.
Сире́нь обыкнове́нная (лат. Syrínga vulgáris) — популярное садовое растение, типовой вид рода Сирень семейства Маслиновые. Сирень обыкновенная — многоствольный листопадный кустарник высотой 2—8 м. Диаметр каждого ствола может достигать 20 см. Кора серая или серо-коричневая, кора молодых растений гладкая. Побеги зеленовато-серые или желтовато-серые, голые, округлые, с заметными чечевичками, продольными многочисленными узкими трещинами. Цветки 6—10мм от лиловых и фиолетовых до белых, душистые, долго неопадающие, собраны в пирамидальные парны. Дикорастущая форма имеет немахровые, лиловые цветки различных оттенков. Цветёт ежегодно в мае - начале июня, с четырёхлетнего возраста.
Клён сахарный (лат. Acer saccharum) — листопадное дерево семейства Сапиндовые (Sapindaceae), произрастающее в восточной части Северной Америки. Дерево высотой 36-45 см с раскидистой кроной. Кора от светло-серой до серо-коричневой, грубая, с глубокими трещинами, с возрастом темнеет. Ветки блестящие, красно-коричневые. Имеет довольно глубокую корневую систему с большим разветвлением. Листья простые, супротивные, на длинных черешках, длиной 5—11 см и примерно такой же ширины, с пятью неглубокими, тупоконечными или коротко-заострёнными лопастями, с шероховатыми зубчатыми краями, в верхней части гладкие и тёмно-зелёные, снизу более или менее шершавые и бледные. Осенью становятся ярко-красными, жёлтыми или оранжевыми.
В ходе работы над проектом, мы узнали, что существуют разные группы растений:
- тенелюбивые и теневыносливые
- солнцелюбивые и солнцевыносливые
Технологический этап
Разделили учащихся на три группы, и каждая группа получила задание. Первая группа создала схему высадки кустарников на пришкольном участке (Приложение 1). Вторая группа составила сценарий (Приложение 2) для торжественного открытия мероприятия «Мы, Земля, с тобой одна семья!»
и проводила репетиции с учащимися. Третья группа подготовила саженцы (Приложение 3).
За помощью, для копки ям под саженцы мы, обратились к директору ЦДТ «Звездный» Фоменко Г.И., которая выделала учащихся старших классов, работающих в трудовом лагере при ЦДТ «Звездный». Ребята с радостью помогли в осуществлении нашей мечты о красивом пришкольном садовом участке.
Началось мероприятие в актовом зале (Приложение 4), после торжественной части нас ждала тяжелая, но интересная работа – высадка кустарников. Всем отрядам раздали схему школьного сада и учащиеся должны посадить саженцы согласно схеме. Дети с азартом и энтузиазмом размещали саженцы по ямкам согласно схеме, носили землю (привезенную заранее на территорию школы), поливали саженцы (Приложение 5).
На этом наша работа не закончилась, ежедневно до окончания лагерной смены дети с любовью поливали саженцы и наблюдали, приживутся они или нет. Саженцы все прижились благодаря стараниям и ежедневному уходу за ними участников нашего проекта. Надеемся, что наши труды не прошли даром, и это станет традицией школы.
Сад был заложен в год двадцатилетия начальной школы.
Заключительный этап
Подвели итоги:
- Своими руками был заложен сад на территории школы.
- Работа над садом объединила учащихся начальной и средней школы.
- Узнали много нового о растениях Пермского края.
- Провели экологическое мероприятие «Мы, Земля, с тобой одна семья!»
Высадив сад на пришкольном участке, мы надеемся, что каждый из участников проекта повысил свою экологическую грамотность, и впредь будет бережно относиться к окружающей среде.
Литература:
- Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. : Просвещение, 1987. С. 58
- Школьные годы чудесные. Сценарий школьных праздников, конкурсов, игр для учащихся 10-11 классов / авторы составители Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. стр. 238
- http://muzofon.com/
- http://holidayscenario.com/svyaz-pokolenij-scenarij-torzhestvennoj-vysadki-derevev/
- http://out-of-school.area7.ru/?m=4569
Приложение 1
Схема высадки сада на пришкольной территории.
Приложение 2.
Сценарий мероприятия
Тема: «Мы, Земля, с тобой одна семья!»
Цель: Повышение экологической культуры.
Задачи: Раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности, воспитывать экологическую культуру, активное, действенное и бережное участие в сохранении и улучшении природы.
Участвуют учащиеся 1-4 классов 2 день - Посадка саженцев деревьев (цветов) на пришкольном участке. ФНГ: Звучит музыкальный фрагмент из произведения П.И. Чайковского «Времена года» Ведущий 1: Дорогие друзья! Сегодня мы пригласили вас принять участие в экологическом фестивале «Земля нам дарит щедро чудеса и ждет взамен заботы и вниманья». Ведущий 2: Замечательный французский поэт Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля и пересесть с него просто некуда». Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по детски беззащитной перед нами. Выходят учащиеся читают стихи . ФНГ: музыка Р. Вагнера «Шелест леса» читают стихи. Ведущий 1: «Перед человеком, - писал В.А. Сухомлинский, - открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи». Ведущий 1: Люди, живущие на Земле, не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей матери, так же должны заботиться о своей планете. И сохранять природу нужно со своего родного края, города, родной улицы. Ведущий 1: Мы восторгаемся красотой родного края, нашими лесами, реками, озерами, но и сами же губим наше богатство. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны Ведущий 1: Богат природой наш Пермский край, и мы должны сохранить эту жемчужину планеты для наших потомков. Выходят ребята, переодетые старушками Экология хромает Жить нам надо завтра тоже, Сохраним моря и воздух Чтобы ели – не болели, Ведущий 2: Чтобы сохранить Землю, нужно не только бережно к ней относиться, но и знать ее. А насколько хорошо вы знаете природу, мы сейчас проверим приглашаются по 1 участнику от каждого класса. Мы проведем викторину и определим лучшего знатока природы. (Выходят участники и им по очереди задаются вопросы.) 1. Почему нельзя делать «домики» для птиц из пластмассы? (образуют повышенную влажность, которая губительна для птиц). Ведущий 1: Молодцы, как много вы знаете. Ведущий2: (на фоне музыки Ф. Лист «Шум леса»). Ведущий 1: И сегодня мы с вами внесем свою лепту в дело охраны природы – на нашем пришкольном участке дружно высадим саженцы деревьев (разобьем цветник). ФНГ: Под звуки фанфар директор лагеря перерезает ленту, окружавшие саженцы. Ведущий 2: А сейчас каждая группа получит саженцы, и мы вместе отправимся на пришкольный участок. Звучит грамзапись П.И. Чайковский «Времена года», каждой группе учащихся вручаются саженцы деревьев и все выходят на пришкольный участок. Под руководством классных руководителей происходит посадка саженцев(цветов). 1. Школьные годы чудесные. Сценарий школьных праздников, конкурсов, игр для учащихся 10-11 классов / авторы составители Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. стр. 238 |
Приложение 3
Подготовка саженцев.
Приложение 4.
Торжественная часть мероприятия, проходящая в актовом зале.
Приложение 5.
Наш будущий сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"
Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников. •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...
Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...
Устный журнал «Земля у нас одна – другой не будет никогда!»
Внеклассное мероприятие для 2 класса. Устный журнал «Земля у нас одна – другой не будет никогда!» ...
Мы с тобой одной крови
В нашем классе почти все любят предмет «Окружающий мир». Но вот совсем недавно мы начали новую тему, в которой говорится о систематике – науке, описывающей все земные существа. То есть о придуманной с...
Экологическая беседа "Земля у нас одна!"
Экологическая беседа "Земля у нас одна!" ...
Экологическое воспитание. "Земля у нас одна" часть1 (презентация)
В работе содержатся материалы по защите окружающей среды...
Конспект классного часа «Земля у нас одна» (2 класс)
Класс: 2 кадетскийТема: «Земля у нас одна»Цель: ознакомление с историей Дня Земли, формирование экологического сознания и интереса к окружающему миру.Оборудование: проектор, компьютер, кар...