Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
статья (3 класс) на тему
отсеживать результативность работы по формированию метапредметных универсальных учебных действии на уровне отдельных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_metapredmetnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
ФГОС начального общего образования даёт качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающийся из комплекса показателей. Владение умениями учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоиндентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.
О качестве образования и эффективности профессиональной деятельности педагогов свидетельствуют наличие у учащихся необходимых предметных знаний, владение различными способами познания и сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС планируемые и метапредметные, и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – ещё и оценке.
Контрольная работа или опрос предназначены для оценки предметных результатов за определенный период времени (урок, тема, раздел, курс, учебный год, образовательная ступень (начальная школа)). Так постепенно, в ходе образовательного процесса, педагог вместе с учеником анализируют, как происходит усвоение необходимого объема учебной информации и предметных умений.
Метапредметные универсальные учебные действия формируются также постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокие метапредметные и личностные результаты педагог может только путем систематической работы над развитием УУД в течение всего периода обучения в начальной школе. И для этого ему нужен иной измерительный инструмент, который должен быть метапредметным. Он позволяет определять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием и поможет изучать процесс развития УУД, а не только константировать их наличие или отсутствовие.
Мониторинг – наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценивать результативность осуществляемой деятельности и принять современные и обоснованные решения.
Мониторинг основан на следующих теоритических и методических положениях.
- Уровень сформированности УУД показывает, насколько ученик владеет определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления, оценки. Формирование УУД зависит от того, как организована учебная деятельность ребенка и какие она проходит последовательные стадии, характеризующиеся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
- Мониторинг проводится на основе системы специально разработанных заданий, каждое из которых направлено на выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД. Сформированность каждого умения проверяется на материале двух и более учебных предметов.
Формулируя третью задачу, важно подчеркнуть значимость мониторинга не только для педагога. Полученные результаты предоставляют директору образовательного учреждения и его заместителю по учебно– воспитательной работе в начальной школе возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показаний.
Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД должна проводится, по мнению авторов УМК «Учимся учиться и действовать» с начала 1 класса.
В этих целях предлагается педагогу в сентябре провести в своем классе стартовую диагностику на основе УМК «Школьный старт», позволяющего определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы к достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.
В разработанном мониторинге оценка уровня сформированной УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных предметов и направлены на применение определённого метапредметного УУД-я. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий: на выполнение, на ориентацию в метапредметном способе, на его описание и т.д.
Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении отдельного учащегося и класса в целом к достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, определенных стандартом.
В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на регулятивные , познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД
Метапредметные УУД Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Так, и регулятивным УУД относятся, например, принятие и сохранение учебных целей, планирование, контроль, оценка действий и рефлексия и др.
Коммуникативные УУД включают также, как использование речевых средств и средств ИК – технологий для решения различных коммуникативных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог , признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К познавательной УУД относятся, например, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для созданий моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, владение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
По родовидовым признакам, установления аналогией и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям и др.
На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Таким образом, цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
С помощью мониторинга учитель может решать следующие задачи:
1.Определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2.Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
3.Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия – является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах - выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов – выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов.
Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса.
Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся с 1 класса являются 8 умений, 2 класса – 13 умений, 3 класса – 19 умений.
Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему их двух истории, составленных на материале разных предметов);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради для выполнения ребенком для мониторинговых заданий ( с этим бланком работает только учитель).
Все диагностические истории имеют одинаковую структуру : введение, образец, три диагностические задания ( А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля.
Показатель Предметные области Типы диагностических заданий
Задания на выполнение
История 1 (1 или 2 предметные области) Задания на ориентацию
Умение Задания на описание
Задания на выполнение
История 1 (1 или 2 предметные области) Задания на ориентацию
Задания на описание
УУД, которые могут подлежать отслеживанию.
Этапы мониторинга метапредметных УУД.
Каждый тип диагностических заданий имеет свою направленность.
Первое задание истории (задание А) направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнения.
Второе задание истории (Б) направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия метапредметного способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на ориентацию.
Третье задание истории (В) направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задания на описание.
Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его описание.
Мониторинг проводится в три этапа:
Первый этап – планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим мониторинга.
Два варианта.
1) Выделение на проведение мониторинга специальных уроков. Их количество зависит от уровня учащихся класса.
2)В течение четырех недель учитель раз в день выделяет на своих уроках по 12 – 13 минут на выполнение заданий одной истории. Дробить задание одной истории ни в коем случае нельзя.
Второй этап – диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока. Важное замечание: процедура диагностики проведения учителем без ассистентов.
Третий этап – обработка и анализ результатов. Первичная обработка результатов осуществляется в специальных банках, которые представлены в рабочей тетради. Для каждого модуля заполняется отдельная таблица с первичными баллами.
После выполнения учащимися всех заданий итоговые баллы переносятся в сводные таблицы. Анализ результатов осуществляется как на основе индивидуальных листов первичной обработки результатов, так и на основе сводных таблиц.
Процедура проведения мониторинга.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля. Однако при некоторых обстоятельствах допустимо завершение мониторинга до середины мая.
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от выбранной схемы.
1.Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время вводной части и перед первой историей.
2.каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б, В выполняется полностью от начала до конца. Дробить историю на части и переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительно задание выполняется по желанию ребенка и не учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и желание, чтобы выполнить его.
4.Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу – при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневке), после урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.
5.На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схем проведения диагностического этапа мониторинга.
Схема №1.
Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного дня. Например, 5 апреля. На уроках русского языка и технологии дети выполняют задания на синтез, т.е. истории 5ч 1д. При такой схеме мониторинга ( с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг каждой недели апреля).
Схема № 2.
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1 - 2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть любой). Всего проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной части).
Если учитель знает, что тот или иной ребенок не успевает работать в одном темпе со всем классом, то такому ученику нужно предложить остаться после уроков и пройти диагностику индивидуально или в малой группе. В этом случае необходимо снизить темп подачи материала и оказать ребенку помощь в понимании инструкции и работе с заданиями. Тот факт, что ребенок работал один или в малой группе в замедленном темпе, необходимо отразить в индивидуальном бланке. Если замедленный темп выполнения мониторинговых заданий у учащегося проявился вор время работы со всем классов, необходимо попросить ребенка приостановить работу, отметить задание, которое он считает выполненным, и предложить продолжить в другое время.
Если ребенок что-то перепутал или сбился в выполнении задания, можно предложить ему выполнить аналогичное задание из истории другого варианта в удобное время. Именно эти результаты вносятся в таблицу при условии, что ребенок выполнил все задания из одной истории самостоятельно.
Результаты мониторинга желательно получить в полном объеме не позднее 15 мая.
УДД – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дат педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, 21 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья" Метапредметные универсальные учебные действия"
Метапредметные универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные универсальные учебные действия обеспечивают овладение кл...
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
План отслеживания формирования УУД младших школьников....
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий...
Доклад " Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий"
Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, ...
Доклад " Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий"
Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, ...
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий
Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников....