Доклад " Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий"
статья

Шатохина Людмила Алексеевна

Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Быковская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

«Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий»

                                                                              Подготовила: Шатохина Л.А.

        учитель начальных классов

        2019 год

        

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.                

Измерительные инструменты:                                 

  • Мониторинг
  • Контрольные срезы
  • Психологическая диагностика

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.  

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

        Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

        Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Функции мониторинга                                                 

Диагностическая –  определение уровня развития того или иного

                                умения

                                - отслеживание динамики развития  по

                                показателям и в целом

Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных

                        задач (что такое «хорошо»)

Контрольная – критерии успешности работы учителя

Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения  начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре, позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срезмониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Затем мониторинг проводится в конце 2 класса для того ,чтобы увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так вплоть до конца 4 класса. Мониторинг в 1-ых классах проводится в сентябре . Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни. Т.е., стартовая готовность , совокупность умений (т.е владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют  ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Речь идёт не об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях метапредметного характера

Контрольные

 умения

Инструментальный компонент

Коммуникативные умения

Стартовая готовность

Мотивация и ценностное отношение к знанию

Личностный компонент

        

Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций.

 Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц

Психологическая готовность: ребёнок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, усваивать новый материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Поэтому для определения перспектив обучения конкретного ребёнка в классе предполагается оценка целого ряда показателей.        

    Мониторинг сформированости УУД у учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Целью данного мониторинга  - определить уровень сформированности УУД у учащихся  в соответствии с требованиями  к результатам освоения ООП НОО.

Результаты мониторингового среза - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом.

В целом данная система показателей позволит не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важных задач.

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2.Даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими  заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.

Анализ результатов мониторинга по классу в целом даёт возможность учителю грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учётом уровня развития отдельных умений.

        Анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка) во 2  классе сформировано ;

Регулятивные УУД   – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД  – ученики научились ориентироваться в учебнике , находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД – ученики научились оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться  друг с другом  о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Кроме мониторинга метапредметных умений проводится и мониторинг предметных знаний. Все данные вносятся в лист достижения учащегося.

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

п/п

Вид  контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностичес

кая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения  учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение  проектной  задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых  компетентностей

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Ученическое портфолио

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.



Предварительный просмотр:

        

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Быковская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

«Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий»

                                                                              Подготовила: Шатохина Л.А.

        учитель начальных классов

        2019 год

        

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.                

Измерительные инструменты:                                 

  • Мониторинг
  • Контрольные срезы
  • Психологическая диагностика

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.  

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

        Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

        Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Функции мониторинга                                                 

Диагностическая –  определение уровня развития того или иного

                                умения

                                - отслеживание динамики развития  по

                                показателям и в целом

Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных

                        задач (что такое «хорошо»)

Контрольная – критерии успешности работы учителя

Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения  начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре, позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срезмониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Затем мониторинг проводится в конце 2 класса для того ,чтобы увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так вплоть до конца 4 класса. Мониторинг в 1-ых классах проводится в сентябре . Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни. Т.е., стартовая готовность , совокупность умений (т.е владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют  ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Речь идёт не об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях метапредметного характера

Контрольные

 умения

Инструментальный компонент

Коммуникативные умения

Стартовая готовность

Мотивация и ценностное отношение к знанию

Личностный компонент

        

Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций.

 Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц

Психологическая готовность: ребёнок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, усваивать новый материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Поэтому для определения перспектив обучения конкретного ребёнка в классе предполагается оценка целого ряда показателей.        

    Мониторинг сформированости УУД у учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Целью данного мониторинга  - определить уровень сформированности УУД у учащихся  в соответствии с требованиями  к результатам освоения ООП НОО.

Результаты мониторингового среза - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом.

В целом данная система показателей позволит не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важных задач.

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2.Даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими  заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.

Анализ результатов мониторинга по классу в целом даёт возможность учителю грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учётом уровня развития отдельных умений.

        Анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка) во 2  классе сформировано ;

Регулятивные УУД   – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД  – ученики научились ориентироваться в учебнике , находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД – ученики научились оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других; договариваться  друг с другом  о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Кроме мониторинга метапредметных умений проводится и мониторинг предметных знаний. Все данные вносятся в лист достижения учащегося.

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

п/п

Вид  контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностичес

кая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения  учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение  проектной  задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых  компетентностей

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Ученическое портфолио

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Метапредметные универсальные учебные действия"

Метапредметные  универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные  универсальные учебные действия обеспечивают овладение  кл...

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

отсеживать результативность работы по формированию метапредметных универсальных учебных действии на уровне отдельных классов....

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

План отслеживания формирования УУД младших школьников....

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий...

Доклад " Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий"

Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, ...

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий

Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников....