Использование краеведческих знаний в содержание предметов начальной школы
статья (3 класс) на тему
Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kraevedeniyu.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческих знаний
в содержание предметов начальной школы.
В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения:
- потеря интереса к учению, низкий уровень познавательного и читательского интереса;
-низкий уровень толерантности, отсутствие умения учащихся и их родителей общаться друг с другом;
- отсутствие навыков самостоятельной и исследовательской работы;
- равнодушное отношение детей и взрослых к народной и собственной национальной культуре, пренебрежение к изучению краеведения Якутии.
Психологи практически единодушны в том, что младший школьный возраст сенситивен для преодоления всех этих затруднений, поскольку свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, а результаты развития обычно обнаруживаются значительно позже.
Исследования показывают, что каким бы хорошим не был учитель, он один обеспечить полноценное личностное развитие младших школьников не может. Для этого необходимо организовывать взаимодействие с семьями обучающихся, между собой в процессе учебной деятельности; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы, эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
Кроме того, через специально организованную работу родителей с детьми в помощь учителю возможно эффективное повышение культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, педагогической и психологической компетенции родителей.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте через интегрированное обучение. Интеграция помогает сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира. Интегрированные уроки выступают не как простое объединение учебных предметов, а как создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов (воспитательных целей, содержания учебной и краеведческой информации, видов деятельности учащихся), а затем приспособление и объединение их в не существовавший ранее монолит особого качества.
Особое место в ходе проведения интегрированных уроков уделяется включению учащихся в творческую деятельность. Именно в такой деятельности формируются такие наиболее значимые интеллектуальные и социально-личностные компетенции: анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки, сравнивать и классифицировать объекты, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия и др.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников содержат теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника и ориентируют на:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Система базовых национальных ценностей должна получить свое относительное завершение в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения выпускника школы .
В своем выступлении я продемонстрирую, как на основе системы дидактических принципов гуманистического воспитания, построенной на основе системно-деятельностного подхода интегрируется в урок система краеведческих знаний:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
Принцип минимакса – школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.
Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции в УВР национально- регионального компонента Якутии, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.
Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности.
Традиционно на уроках внеклассного чтения используется чтение сказок,
мифов, легенд народов, традиционно проживающих на территории Якутии;
дополнительной литературы на темы краеведения.
Уроки технологии дают возможность работы с природным материалом при
создании композиций, аппликаций и объемных поделок «Мы живем в лесном краю»; лепки, вышивки («Устройство и предметы быта народов, проживающих в Якутии», изготовление полотенца, используя якутский орнамент. Шитье одежды для куколы в народном стиле.).
Решение задач на уроках математике , включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор учащихся .
Материал для составления задач может быть получен не только из
краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов
природы во время экскурсий.
1. Задачи по математике на краеведческом материале
- В 1987 году был построен автомобильный мост, соединивший правый и левый берега города. Сколько ему сейчас лет?
- Через 11 лет, рядом с автомобильным мостом, был построен железнодорожный мост через реку Алдан. В каком году был построен мост?
- Сколько лет исполняется Томмоту в этом году, если он был основан в1925г.?
На уроках русского языка краеведческий материал возможно интегрировать
Замени число буквой, используя порядковый номер буквы в алфавите,
расшифруй слово: 24 8 16 9 17 20 3
Как якутяне увековечили фамилию прославленного земляка?
( В Томмоте в честь него названа улица Семёнова)
новгородов
II. Словарные диктанты (фрагмент этапа урока русского языка в 4
классе) Диктуются учителем слова, учащиеся их записывают: Батон, вокруг, восток, лагерь, ворона, картина, одежда, восемь.
а) называется род имен существительных
б) называется орфограмма каждого слова + ассоциация+ «слово в слове»
в) называется подходящий признак для каждого существительного
г) называется «лишнее» + объясняется, почему?
д) нарисуйте картину, на которой будут изображены все предметы. Что
нарисовать не сможем?
Выпишите на новую строку:
-непарный твёрдый звонкий согласный 1 слова
-безударный гласный первого слога 2 слова
-парный звонкий твёрдый согласный 3 слова
-звонкий согласный 2 слога 4 слова
-ударный гласный слова ворона
-звонкий согласный 1 слога слова картина
-слог, который нельзя переносить из слова одежда
-третий слог в слове посуда
- твёрдый звонкий парный согласный последнего слова.
-образуйте слово (Новгородов.)
Назови правило записи слова
Кто сможет назвать имя и отчество этого человека?
Что вы знаете об этом человеке?
(Он был первым составителем якутского букваря.)
Комментированное письмо: С.А. Новгородов изменил и дополнил первый ? букварь.(учащиеся предлагают подходящее по смыслу предложения прилагательное, которое вставляется вместо знака вопроса.) Комментируются орфограммы и правила написания слов в предложении)
Повествование на тему «Любимые места города», «В музее» (по
экскурсии).
Рассуждение на тему «Почему …..».
На уроках окружающего мира на основе местного материала используются сведения по экологии и охране природы Якутии.
- Природа в опасности
- Берегите воду!
- Охрана растений и животного мира.
- Растения и животные, занесённые в Красную книгу Якутии.
- В царстве грибов.
- Разнообразие природы родного края – проект.
Природа в опасности. На этих уроках мы говорим об окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить нарушенное очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Сегодня человечество быстро развивается, на Земле живет более 5 миллиардов людей, а через 30 лет это число может удвоиться. И каждому человеку нужно сегодня, и завтра будет нужно пространство для жизни, работы и отдыха, нужны пища и одежда, и потому для природы остается все меньше и меньше места, сокращается численность многих видов растений и животных, загрязняется атмосфера, мелеют реки, пересыхают озера... Неужели природа должна погибнуть? Конечно, нет. Мы должны сохранить ее для грядущих поколений, чтобы и они могли любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.
Краеведение использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Составление ребусов, кроссвордов, викторин в качестве творческого домашнего задания послужит средством возбуждения интереса к изучаемому материалу по национально-региональному компоненту Якутии, повышению внимательности и работоспособности учащихся на уроках.
Важнейшие задачи образования в начальной школе – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, возможно реализовать за счет расширения краеведческой части содержания образования , в которой на основе знаний о прошлом и настоящем своего края, будут развиты потребности о заботе будущего родного края, о сохранении его культурного и природного наследия.
Краеведение - основа нравственного воспитания народа. Д.С.Лихачев
Публикация на сайте: www.school8-het3dh.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...
Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"
Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...
Использование проектной деятельности в процессе освоения основных учебных предметов начальной школы
Отчёт учителя начальных классов по теме самообразования....
Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.
Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на лицензионных дисках....
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИКТ В УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
“ Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.” В.Я.Брюсов.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образов...
Статья на тему "Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе"
Историческое образование – это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода для эффективного усвоения материала для всех школьников в целом, а не только для младших школьников. Одна...
Практические приемы формирования естественно-научной грамотности и возможности их использования применительно к разным предметам начальной школы
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на при...