ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИКТ В УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья на тему
“ Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.” В.Я.Брюсов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.
Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Но в учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» отсутствует. Значит, формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить в других предметных областях начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИКТ В УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
“ Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.” В.Я.Брюсов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.
Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Но в учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» отсутствует. Значит, формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить в других предметных областях начальной школы.
Ведь интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Мы решили выяснить, в содержание каких предметов учебного плана входят понятия, использующиеся в информационно – коммуникационных технологиях. Наш лицей работает по УМК «Перспектива».
На первом этапе был проведен анализ примерных программ по предметам, учебного плана лицея и рабочих программ учителей начальной школы. По результатам анализа составили сетевой план-график изучения содержания предметов в течение года.
Для составления сетевого графика в программе Excel была построена единая для всех таблица. В эту таблицу учителя вписывали подлежащие изучению в течение года темы в той последовательности и с теми сроками, которые предусмотрены в их рабочих программах.
На следующем этапе мы проанализировали содержание рабочих программ в соответствии с кодификатором ИКТ – компетентности выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС, разработанным педагогами школы №630, и внесли в сетевые графики из кодификатора понятия и системы понятий, формируемые на конкретном уроке.
Вот так выглядят проанализированные нами сетевые графики изучения математики, окружающего мира и технологии во 2 классе.
Затем сетевые планы-графики объединили в технологическую карту.
Мы обнаружили, что понятия из ИКТ в большей или меньшей степени входят в содержание практически всех предметных областей учебного плана начальной школы. Наибольшим, по нашему мнению потенциалом для формирования ИКТ-компетентности выпускников начальной школы обладают такие предметы, как математика, окружающий мир и технология.
В качестве примера приведу фрагмент технологической карты изучения математики, окружающего мира и технологии в третьем классе.
В результате анализа технологических карт мы наметили пути согласования содержания учебных предметов и ИКТ, которые включают в себя:
- Формирование общих метапредметных методов поиска информации и работы с информацией
- Выполнение проектов и презентаций с помощью средств ИКТ
- Серии интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
- Согласование понятийного аппарата
- Контроль метапредметных знаний учащихся.
- Разработка заданий для комплексных работ по формированию УУД.
Проанализировав технологические карты, мы выявили, что элементы ИКТ – грамотности начинают формироваться у учащихся начальной школы уже с первого класса.
Начальная школа – это первые шаги ребёнка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить своё дальнейшее образование.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему “учитель-ученик-учебник” прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребёнок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации.
Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. В рамках предмета учебным планом выделяется время на данную учебную деятельность. Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в I четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков.
Пример: Алгоритмы. Объекты.
Человек и информация. Текст и текстовый редактор. Практика работы на компьютере. (Что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система.
Русский язык: Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок ). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.
Математика и информатика: Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Работа с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, сравнение геометрических объектов.
Пример: Множества и действия над ними. Множества и подмножества.
Действия с информацией. Информация. (получать, наблюдать за объектами, запоминать, передавать, обрабатывать, выделять главное, находить, сравнивать).
Окружающий мир: Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов. Поиск дополнительной информации. Использование компьютера при работе с картой, добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Пример: Состав объекта. Признаки объекта и частей объекта. Действия объекта и частей объекта. Адрес объекта. ОБЪЕКТЫ
Виды информации. ИНФОРМАЦИЯ
Состав объекта. ОБЪЕКТЫ
Виды информации. Текстовая информация.
Технология: Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Изобразительное искусство: Знакомство с простыми графическим редактором изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, музыкальных произведений.
Литературное чтение: Работа с мультимедиа сообщениями. Конструирование небольших сообщений (добавление иллюстраций, видео и аудио фрагментов). Презентация. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы. Кодификатор
Итак, по новым стандартам в области поиска, сбора, обработки, анализа, организации, интерпретации, предоставлении, передачи информации с помощью средств ИКТ учащиеся должны уметь:
- Осуществлять ввод текста – с клавиатуры, изображения – с видеокамеры.
- Проводить цифровую обработку текстов, изображений, измеряемых величин.
- Выступать с аудио-, видео-, графическим сопровождением.
Уже в начальных классах ученик должен составить выступление, суметь подобрать себе графический материал, видеофрагменты, каким-то образом это соединить и выступить.
Реализуем это мы на своих уроках и внеурочной деятельности ( исследовательские проекты, интернет-конкурсы, ведение портфолио, работа с электронными тренажерами для закрепления ЗУН ).
Роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объекты и средства материально - технического обеспечения по учебным предметам начальной школы
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/28/picture-646267-1435474304.jpg)
Использование проектной деятельности в процессе освоения основных учебных предметов начальной школы
Отчёт учителя начальных классов по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-59743-1512820436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык
Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-59743-1512820436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Литературное чтение Л.А. Ефросинина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с ос...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-168208-1356506625.jpg)
Программа по учебным предметам начальной школы
Программа представлена по всем предметам, "Школа России"...
Презентация. Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку.
Презентация выступления на ШМО приемственность по теме: Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-661064-1441211113.jpg)
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....