ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИКТ В УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья на тему
“ Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.” В.Я.Брюсов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.
Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Но в учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» отсутствует. Значит, формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить в других предметных областях начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_soderzhaniya_ikt_yarullina.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИКТ В УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
“ Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.” В.Я.Брюсов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.
Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Но в учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» отсутствует. Значит, формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить в других предметных областях начальной школы.
Ведь интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Мы решили выяснить, в содержание каких предметов учебного плана входят понятия, использующиеся в информационно – коммуникационных технологиях. Наш лицей работает по УМК «Перспектива».
На первом этапе был проведен анализ примерных программ по предметам, учебного плана лицея и рабочих программ учителей начальной школы. По результатам анализа составили сетевой план-график изучения содержания предметов в течение года.
Для составления сетевого графика в программе Excel была построена единая для всех таблица. В эту таблицу учителя вписывали подлежащие изучению в течение года темы в той последовательности и с теми сроками, которые предусмотрены в их рабочих программах.
На следующем этапе мы проанализировали содержание рабочих программ в соответствии с кодификатором ИКТ – компетентности выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС, разработанным педагогами школы №630, и внесли в сетевые графики из кодификатора понятия и системы понятий, формируемые на конкретном уроке.
Вот так выглядят проанализированные нами сетевые графики изучения математики, окружающего мира и технологии во 2 классе.
Затем сетевые планы-графики объединили в технологическую карту.
Мы обнаружили, что понятия из ИКТ в большей или меньшей степени входят в содержание практически всех предметных областей учебного плана начальной школы. Наибольшим, по нашему мнению потенциалом для формирования ИКТ-компетентности выпускников начальной школы обладают такие предметы, как математика, окружающий мир и технология.
В качестве примера приведу фрагмент технологической карты изучения математики, окружающего мира и технологии в третьем классе.
В результате анализа технологических карт мы наметили пути согласования содержания учебных предметов и ИКТ, которые включают в себя:
- Формирование общих метапредметных методов поиска информации и работы с информацией
- Выполнение проектов и презентаций с помощью средств ИКТ
- Серии интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
- Согласование понятийного аппарата
- Контроль метапредметных знаний учащихся.
- Разработка заданий для комплексных работ по формированию УУД.
Проанализировав технологические карты, мы выявили, что элементы ИКТ – грамотности начинают формироваться у учащихся начальной школы уже с первого класса.
Начальная школа – это первые шаги ребёнка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить своё дальнейшее образование.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему “учитель-ученик-учебник” прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребёнок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации.
Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. В рамках предмета учебным планом выделяется время на данную учебную деятельность. Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в I четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков.
Пример: Алгоритмы. Объекты.
Человек и информация. Текст и текстовый редактор. Практика работы на компьютере. (Что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система.
Русский язык: Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок ). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.
Математика и информатика: Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Работа с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, сравнение геометрических объектов.
Пример: Множества и действия над ними. Множества и подмножества.
Действия с информацией. Информация. (получать, наблюдать за объектами, запоминать, передавать, обрабатывать, выделять главное, находить, сравнивать).
Окружающий мир: Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов. Поиск дополнительной информации. Использование компьютера при работе с картой, добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Пример: Состав объекта. Признаки объекта и частей объекта. Действия объекта и частей объекта. Адрес объекта. ОБЪЕКТЫ
Виды информации. ИНФОРМАЦИЯ
Состав объекта. ОБЪЕКТЫ
Виды информации. Текстовая информация.
Технология: Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Изобразительное искусство: Знакомство с простыми графическим редактором изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, музыкальных произведений.
Литературное чтение: Работа с мультимедиа сообщениями. Конструирование небольших сообщений (добавление иллюстраций, видео и аудио фрагментов). Презентация. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы. Кодификатор
Итак, по новым стандартам в области поиска, сбора, обработки, анализа, организации, интерпретации, предоставлении, передачи информации с помощью средств ИКТ учащиеся должны уметь:
- Осуществлять ввод текста – с клавиатуры, изображения – с видеокамеры.
- Проводить цифровую обработку текстов, изображений, измеряемых величин.
- Выступать с аудио-, видео-, графическим сопровождением.
Уже в начальных классах ученик должен составить выступление, суметь подобрать себе графический материал, видеофрагменты, каким-то образом это соединить и выступить.
Реализуем это мы на своих уроках и внеурочной деятельности ( исследовательские проекты, интернет-конкурсы, ведение портфолио, работа с электронными тренажерами для закрепления ЗУН ).
Роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объекты и средства материально - технического обеспечения по учебным предметам начальной школы
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования....
Использование проектной деятельности в процессе освоения основных учебных предметов начальной школы
Отчёт учителя начальных классов по теме самообразования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык
Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Литературное чтение Л.А. Ефросинина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с ос...
Программа по учебным предметам начальной школы
Программа представлена по всем предметам, "Школа России"...
Презентация. Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку.
Презентация выступления на ШМО приемственность по теме: Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку....
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....