Использование проектной деятельности в процессе освоения основных учебных предметов начальной школы
статья на тему
Отчёт учителя начальных классов по теме самообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт учителя начальных классов
МБОУ СОШ №5 г. Пушкино
по теме самообразования:
«Использование проектной деятельности
в процессе освоения
основных учебных предметов
начальной школы»
Хрусталёвой Р. Н.
Тема самообразования: «Использование проектной деятельности в процессе освоения основных учебных предметов начальной школы».
Над данной темой работала четыре года.
Актуальность темы.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной. У каждого ребёнка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка.
Цель: Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся.
Задачи: - Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
- Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, способности к организации деятельности и управлению ею, умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над темой начата в 2009 г. 1-й год: диагностический. Поставлена проблема, изучена литература, вёлся подбор материалов по теме для тематической папки. Определены цель и задачи работы над темой. В конце учебного года была апробация внедрения темы в практику как в учебной, так и внеучебной деятельности. Проведён урок по окружающему миру по теме: «Древние пресмыкающиеся», учащиеся сделали презентацию своих проектов.
В работу были вовлечены и родители. Проведено родительское собрание на тему: «Роль совместного отдыха родителей и детей» с последующим проведением внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья». Серия совместных мероприятий родителей и детей была разработана на все последующие годы обучения:
- 2 класс: «Папа. мама, я – читающая семья»;
- 3 класс: «Папа. мама, я – дружная семья»;
- 4 класс: «Бабушки и внуки».
На ШМО сделано сообщение по данной теме.
2 - ой год: прогностический. Разработала систему мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов.
Предполагаемый результат:
- Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
- Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
- Творческая активность воспитанников.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, раннее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций»
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему его пониманию. Под компетенцией я мыслю результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашего класса, можно отметить следующие моменты.
Проектная деятельность в классе осуществлялась в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
Проектная деятельность в учебном процессе используется мной на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, основ религиозных культур и светской этики, технологии и ИЗО. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т. д.
Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требуют систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают мои наблюдения, более 80% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Ещё один вид проектной деятельности – это межпредметные и надпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность предметного и метапредметного характера выполняется учащимися по их свободному выбору. Носит развивающий, личностный характер. Примером могут служить работы учащихся класса: «Звёзды и планеты», «Мой любимый город», «Бородино». «Гигиена и здоровье», «Золотое правило нравственности», « Полезные ископаемые и минералы», «Необычные природные явления», «Проблемы современного города», «Красная Книга», «Великие русские полководцы», «Великие правители русской земли», «Россия – Родина моя», «Моя семья», «Зоны России» и др. Такого рода проекты способствуют подъёму уровня ключевых компетенций участников, т.к. требуют решения сложных задач из разных научных и социальных полей, привлечения знаний, полученных из различных источников, быстрой реакции, навыков сотрудничества, понимания, умения работать в команде, аргументации решений и отстаивания своего мнения.
3-й год: практический. Наша деятельность стала более обдуманной и целенаправленной, старались учитывать определённые этапы работы над проектами.
1-й этап. Погружение в проект.
Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения.
2-й этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению.
3-й этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.
4-й этап. Обработка и оформление результатов.
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные фильмы и прочее..
5-й этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля каждого ученика.
6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещённым с 5-ым этапом. Оформленные результаты представляются определённой аудитории в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.
Изучив всё и попробовав свои силы на практике учащиеся 4 «В» класса, перейдя в среднее звено обучения не потеряются и справятся с любым видом проектной деятельности, т.к. в стенах начальной школы все ребята участвовали в том или ином проекте. Одними из самых крупных проектов, в которых были задействованы не только ребята, но и родители были такие как: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мам, я – читающая семья», «Папа, мама, я – дружная семья». Во втором классе был долгосрочный проект, который длился весь учебный год. Не секрет, что новое поколение детей не любит читать книги. Чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию, мы и запланировали этот проект. В начале года открыли свою классную библиотеку, куда были собраны самые интересные книги. Каждый ученик собственноручно сделал себе учетную карточку, куда заносятся прочитанные книги. Завели дневники учителя. В октябре совершили экскурсию в ВВЦ (павильон «Жили-были…»), где ребята много нового узнали о сказках братьев Гримм. В начале II четверти было проведено родительское собрание на тему «Семейные чтения», целью которой было содействие воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей, приобщение их к семейному чтению. Итогом этого проекта стало внеклассное мероприятие «Папа, мам, я – читающая семья», где ребята обменялись знаниями детской литературы, волшебных сказок, умениями решать кроссворды и отгадывать загадки. А самое главное: два призовых места по литературному чтению в школьной олимпиаде принесли Маслова Екатерина 1 место и Серёгина Полина 2 место нашему классу. Серёгина Полина стала победителем в интеллектуальном марафоне по литературному чтению в 2012 2013 учебном году. В последующих 3-м и 4-м классах старались продолжить цепь совместных проектов родителей и детей. После летних каникул в начале года подытоживаем летние задания по чтению книг. На внеклассном мероприятии «В гостях у сказки», ребята ещё раз доказали, что данный проект был необходим. Они показали блестящие знания по сказкам.
Конечно, очень большую помощь оказывают родители в проектах по окружающему миру. Пройдя какую-то интересную тему по предмету, родители (во главе с Серёгиной А.Е.) ищут подобающую экскурсию. Так были посещены музеи: музей космонавтики и музей «Ледниковый период» в ВВЦ, музей занимательных наук «Экспериментаниум», Государственный музей им. К.А.Тимирязева, где дети очень много узнали о растениях, побывали в оранжерее. Музей игрушек в г.Сергиев-Посад, музей подносов в Жостове, где ребята сами расписывали подносы.
У нас были и творческие проекты, такие как: выпуск стенгазеты ко Дню Победы, за которую наш класс занял первое место(1 класс), выполнение коллективного панно «Зеленый Луг», выпуск стенгазеты «Зимушка-зима», оформление общешкольного стенда с интересным названием, придуманным самими детьми «2013 год. Какой он? Наши прогнозы!». Приняли активное участие в школьном проекте, посвящённом юбилею школы: выпустили коллективную газету «Школа любимая», в которую были собраны все поздравления и пожелания школе. Маристов Артём из всей начальной школы участвовал в конкурсе сочинений и получил грамоту.
На всех заявленных конкурсах в 2012-2013 учебном году наш класс принимал активное участие и занял все призовые места: второе место в конкурсе «Лучший украшенный класс к Новому году», второе место в конкурсе «Лучший классный уголок».
Подводя итог своей работы, я считаю, что выбрав эту тему для самообразования, я не ошиблась, т.к. ожидаемые результаты превзошли себя. Я очень довольна работой.
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашем классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объекты и средства материально - технического обеспечения по учебным предметам начальной школы
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования....
Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе
В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....
Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Презентация создана для проведения обучающих семинаров учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и их использованию ...
Организация парной и групповой работы через проектную деятельность учащихся на уроках технологии по программе "Начальная школа XXI века"
Я представила виды работ при организации парной и групповой работ на уроках технологии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык
Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ...
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....
Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе.
Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе....