Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
методическая разработка
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet._2._04.2018g._.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет. 2. 04.2018г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский |
Помимо урочной деятельности, АМО активно применяются и во внеурочной деятельности. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. И это не всегда действует позитивно.
Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.
Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. С этой целью в начальной школе ведутся кружки. Они разнообразны по своему виду деятельности и главным целевым ориентиром является направление деятельности.
Ф.И. учителя | Класс | Вид деятельности | Направление деятельности |
Макарова Л.В. | 1 | «Литература и фантазия» | Научно – познавательное направление |
Фролова Е.В. | 3 | «Творческая мастерская» | Художественно – эстетическое направление |
Курылева О.В. | 4 | «В мире информатики» | Научно – познавательное направление |
Курылева О.В. | 2,4 | «Вокруг света» | Научно – познавательное направление |
Курылева О.В. | 2,4 | «Клуб любителя танца» | Художественно – эстетическое направление |
Фролова Е.В. | 3 | «Клуб любителей природы» | Научно – познавательное направление |
Основная задача этих кружков заключается в развитии творческих способностей, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Занятия в кружках сочетают различные виды: экскурсии, игровую деятельность, классные часы, беседы, практические работы, проектную деятельность. Именно во внеурочной деятельности дети ведут себя иначе, что дает возможность увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности. Например, на предметных неделях все дети были вовлечены во все конкурсы. Были задания, к которым надо было подготовиться. Дети сами предлагали разобрать задания во внеурочной деятельности.
В основе кружка «В мире информатики» также лежат активные формы организации деятельности детей, направленные на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с выполнением вначале простейших, затем более сложных заданий и их художественным оформлением.
Также развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе задания, встречаемые в технологии ОС «Школа России» с изготовлением поделок в технике оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы.
Особое место среди внеурочных форм обучения занимают интеллектуальные игры «Знайки», «Математическая карусель», «Шпаргалка», «Я познаю слово», «Что? Где? Когда?» и др. . Игры направлены на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора, познавательных способностей учащихся, формируют у детей умение общаться, брать на себя роль организатора, воспитывают ответственность за коллективное дело.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Так вот с утра дети, рассматривали стенды, дабы удостовериться висит ли его работа?
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Во внеурочную деятельность входят также: олимпиады –усиливают интерес к предмету. Ученики начальных классов –неоднократные победители различных уровней олимпиад, конкурсов, дистанционных игр и др.., проектные работы учащихся.
Внеурочная деятельность позволяет уделить внимание каждому ученику, помогает учащимся адаптироваться с учителями и со сверстниками, развивает такие способности, как творчество, нравственность, доброжелательность.
Работу по формированию и развитию творческих и интеллектуальных способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
К сожалению, с течением времени необратимо утрачиваются развитие творческих и интеллектуальных способностей., поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смита, Б.Н.Никитина, Л.Кэррола, можно выделить шесть условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.
Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развитиятворческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
Свое выступление я хочу закончить словами:
«Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь».
Подготовила:Курылева О.В., учитель нач.кл. МБОУ СОШ с.Сластуха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе"
Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения"...
Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....
Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....
Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».
Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...
Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Презентация на тему "Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприяитных условий личностного роста обучающихся" с описанием примен...
«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...
Активные формы и методы обучения детей со слабо сформированными навыками учебной деятельности
Активные формы и методыобучения детей со слабо сформированными навыкамиучебной деятельности...