ЭССЕ "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Пронина Ольга Сергеевна

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти и сознании твоих  

учеников, но и в их душах и сердцах...

 

 Ш. Амонашвили

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Эссе учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Прониной Ольги Сергеевны

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти и сознании твоих  

учеников, но и в их душах и сердцах...

Ш. Амонашвили

 

Я очень счастлива, потому что, став взрослым человеком, живу в мире Детства. Не где-то рядом, созерцая, контролируя происходящее, а внутри, являясь активным участником его законов, событий, радостей, огорчений, побед, неудач … Что позволяет мне быть жителем этого мира? У меня есть бессрочный пропуск – моя профессия. Нам, учителям, изначально даётся кредит доверия, разрешение быть в этом мире. А дальше, каждый из нас по-своему, умело или нет, использует эту данность.

Почему я стала учителем? Может, потому что стать учителем мне хотелось с детства. Игра «в школу» была самой увлекательной! Я рано научилась читать. Рассаживала кукол и мягкие игрушки на диване и … начинала воображать себя учителем. Ученики у меня были послушные и очень хорошо учились, я их постоянно хвалила…

Глядя на своих учеников, я невольно вспоминаю себя, свое детство. Только между моим детством и временем, которое переживают мои ученики, есть большая разница. К сожалению, в наше время, в век компьютерных технологий дети пренебрегают чтением книг в свободное время, считая, что его вполне могут заменить интернет и телевидение. Некоторые из книг со временем утратили свою прелесть, другие – актуальны и читаются с интересом и сегодня.

В моем же детстве и в моей семье все было наоборот. Мои родители прививали мне любовь к чтению. Интерес к книге закладывается в детстве, и именно в юном возрасте у взрослых есть возможность вызвать этот интерес, такой, что книга и чтение станут неотъемлемой частью будущей жизни.  Так книга стала для меня не просто банальным инструментом получения знаний, но и источником удовольствия. Книга ввела меня в самое сложное, что есть в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга научила вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Наверное, несложно догадаться, что в школе моим любимым предметом стало литературное чтение. Я с нетерпением ждала изучения новых неизвестных произведений. Эстафетную палочку мои родители передали первому учителю, и она не позволила угаснуть моей жажде чтения.

Теперь я, став учителем начальных классов, принимаю эту палочку в свои руки. Хочу стать для своих учеников тем самым человеком, который откроет им чудесный мир книг. Мне очень повезло, что мои интересы и моя педагогическая идея совпали. Ведь читая, человек расширяет свой кругозор. Книга – это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, путешествовать в другие страны или миры, находясь дома.

Первый шаг на пути приобщения моих первоклашек  к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Так потихоньку на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность.

Ведущий метод обучения литературному чтению – анализ художественного произведения через формирование типа правильной читательской деятельности, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями.

На уроках чтения я стараюсь провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира. Таким образом, не только создаю «зону ближайшего развития» ребенка, но и стараюсь значительно обогатить его интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

При работе над формированием читательской деятельности детей развиваются творческие способности. У ребят формируется наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо тренируется память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Понимаю, что на уроках важно создавать ситуации, позволяющие выразить индивидуальность ученика через различные виды искусства: театрализацию, танец, пение. Правильно организованная исследовательская деятельность помогает в познавательном процессе конструирования.

Развитию творческого воображения и формированию типа правильной читательской деятельности способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое, сочинение сказки.

Опрашивая детей и родителей, прихожу к выводу, что формирование правильного типа читательской деятельности и применение метода творческого и объяснительного чтения и анализа различных подходов позволили мне выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения: высокий уровень интереса к урокам литературного чтения; способность к фантазированию, воображению, моделированию; способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества; проявление самостоятельности в работе. Конечно, работу в этом направлении я только начинаю, но впоследствии надеюсь и на лучшие результаты. Считаю важнейшим результатом своей работы то, что дети полюбили читать.

Мы много говорим о пользе чтения, о любви к книгам, о том, как сделать так, чтобы дети полюбили чтение, как сформировать читательскую компетентность, и тем самым стараемся воспитать человека высоконравственного и высокоинтеллектуального с большой и светлой душой. В этом, наверное, и заключается миссия моей профессии… А уроки литературного чтения – это часть моей профессии, одной из самых лучших.

Мне очень страшно когда-нибудь оказаться за воротами мира Детства, быть изгнанной его жителями. Я думаю, оказаться в такой ситуации может только неискренний учитель, так как дети очень тонко чувствуют фальшь. А все остальные ошибки они великодушно прощают. Что значит быть искренним с детьми? Это значит, не скрывать, не пытаться выкручиваться тогда, когда ты в чём-то не сильна, не знаешь, не на высоте. Признавать, что не только ты учишь детей, но и они могут научить тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....