Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему
Школа… Мир радующий и удивляющий. Сколько дорог она открывает перед тобой?!
Решив стать учителем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к ее вершинам – Добру, Истине, Красоте, Знаниям.
Урок… Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепнет мне мой внутренний голос? «Сеять разумное, доброе, вечное»?.. Дать ученику определенный набор знаний? Научить Истине?.. Не отрицая силы и значения Разума, в основание всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо «уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни», - писал И. Бунин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Моя педагогическая философия" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Туманова Надежда Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП
«Все начинается с детства», - сказал поэт. Может быть, это звучит несколько банально, но свое призвание я начала ощущать еще в дошкольные годы. Уже тогда моим любимым занятием стало обучение и воспитание… сначала кукол, потом друзей.
Школа… Мир радующий и удивляющий. Сколько дорог она открывает перед тобой?!
Решив стать учителем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к ее вершинам – Добру, Истине, Красоте, Знаниям.
Урок… Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепнет мне мой внутренний голос? «Сеять разумное, доброе, вечное»?.. Дать ученику определенный набор знаний? Научить Истине?.. Не отрицая силы и значения Разума, в основание всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо «уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни», - писал И. Бунин.
Очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения детей. Надо помочь детям начинать самоутвердиться, создавая теплый микроклимат понимания, участия и творчества, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, направляя шалости детей в нужное русло. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты можешь сделать их счастливыми. Именно поэтому я и работаю УЧИТЕЛЕМ!
Для меня стержнем образования является процесс становления человеческого в человеке. Образование человека через ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в рамках которой он осваивает мыслительные и деятельностные средства. Выделяю две стратегии как два правила, ориентира, задающих общий контекст всей моей педагогической практике:
- ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ проработка и распредмечивание материала по формуле: материал + форма + содержание = образование личности.
- Задавание культурного контекста.
И здесь я бы выделила как минимум два слоя ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО содержания.
Слой, скрытый собственно в материале, и слой коммуникативный. В первом заключён тот материал, который изучается по предмету. Он изучается как основа. В нём необходимо вскрывать способы и средства, орудия и формы ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей. Я как учитель и есть основной носитель и материала, и содержания, и формы. Но я несу не сам по себе материал. Я несу тип работы с этим материалом: ставлю проблему, задаю вопрос, составляю план, проект, программу, помогаю в поиске средств решения задачи или проблемы и пр. И маленький человечек чувствует, когда ему трудно - учитель здесь. Так формируется уверенность в себе, которая так нужна в жизни! Всякий раз восхождение к содержанию совершаешь по-новому. Как взмах смычка.
Стратегия распредмечивания дополняется стратегией задавания культурного контекста. Она проста в объяснении, но сложна в осуществлении и понимании. Она означает, отношение к себе и к другому не просто как к партнёрам по общению (ученик, учитель, родитель, директор и пр.), а просто к людям. Я - просто человек, с именем и личной историей. Вот я. Со мной говори. Я не представитель кого-либо или чего-либо. За мной никто не стоит. Я никого не замещаю. Это практически сложно сделать: вся мировая литература посвящена тому, чтобы человек стал человеком. Первый шаг к этому – попытка представить себя никем, кроме как самим собой. Это интересный и полезный опыт. Это не просто. Бывает и так, что после снятия всех и всяческих масок от человека ничего не остаётся. А король-то голый! Это и есть – задавать культурный контекст! В нём я становлюсь существом культуры. Такая стратегия – не технологическая, а ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ.
Что главное для педагога? Для него главное – увидеть человека в человеке, создать условия для осуществления собственного образования, создать педагогическую ситуацию выбора и развития. Педагогика там и начинается, где есть выбор и самоопределение. Но сколько учеников, столько и мнений. Они имеют право на своё, я – на своё. Не менее важно разобраться, почему наши дети чересчур стеснительны или почему они вредничают, грустят, не справляются с занятиями в школе, любят всё ломать и тому подобное. На детей оказывает сильнейшее воздействие то, как думают и что чувствуют у них дома, какие в нём господствуют модели поведения. Ребёнок ежедневно делает выбор и принимает решения на основе этих моделей и системы ценностей, выработанной в семье.
Я свято верю, что множества проблем с детьми можно избежать, если приучить их задавать себе один простой вопрос, прежде чем что-то делать. Этот вопрос – «Смогу ли я думать о себе лучше, сделав это?». Мы можем помочь своим ученикам увидеть в любой ситуации возможность выбора. ВЫБОР и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ делают людей сильными. Они позволяют им действовать по своей воле, не ощущая давления извне. Я внушаю своим воспитанникам, что они не должны подчиняться обстоятельствам и что, взяв на себя ответственность за свою жизнь, они смогут изменить её. И мне ни раз приходилось быть свидетелем их достижений.
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?». Ответить на них могут помочь их друзья, сверстники и, конечно же, мы взрослые.
По мнению ведущих психологов, если есть условия, способности развиваются, то есть способности развиваются в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности, а также проследить, как под влиянием социально – культурной среды происходит развитие личности ребенка.
В настоящее время развитие ТВОРЧЕСКОЙ одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для учителя начальных классов – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
Передо мной встала практическая задача – выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать ТВОРЦОМ самого себя. Для этого я использую различного рода тесты, анкеты, творческие игры, конкурсы и другие пути сбора информации для выявления творческих способностей детей.
Моё педагогическое кредо – каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему.
Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, я стараюсь максимально насытить образовательную среду, чтобы детям было, где приложить свои способности:
- они участвуют в объединениях по интересам (изо, вокал, хореография, театр);
- в интеллектуальных марафонах, играх-конкурсах, различных школьных мероприятиях;
- выпускают классные газеты;
- совместно со мной и родителями готовят и проводят праздники, имеющие разную направленность.
И еще я уверена, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужными, понимал свою значимость в общественной жизни класса, ему нужна помощь педагогов и родителей. Это значит, что мы должны работать рука об руку: Дети + Педагоги + Родители!
Родители нашего класса сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, спортивных соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья», оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д. Мы вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Я думаю, что если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким:
• Отдых – значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.
• Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
• Коллективизм – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.
• Творчество – ищи в новом старое, в старом-старое, в новом-новое.
• Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
• Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.
Сейчас наблюдая за своими первоклассниками, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе, как и прежде, получится насыщенным, интересным, плодотворным. Главное, что каждый ребенок ДЕЙСТВОВАЛ, ТВОРИЛ и СОТРУДНИЧАЛ, и тогда ребенок будет чувствовать себя нужным и значимым, раскроет все свои ТВОРЧЕСКИЕ способности. И главное я буду вознаграждена тем, что вновь и вновь буду слышать нежный звон серебряных колокольчиков…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия. Мысли вслух....