Урок по обучению грамоте. «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,].
план-конспект урока (1 класс) на тему

Тип урока «комбинированный». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:

- учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;

- знают в чем отличие звуков от букв;

- умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;

- умеют читать схемы предложений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1_klass.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте.

Класс: 1 класс

Тема урока: «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,].

Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д 

Классификация урока:  тип урока «комбинированный». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:

  • учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
  • знают в чем отличие звуков от букв;
  • умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
  • умеют читать схемы предложений;

Краткая характеристика класса: традиционный класс.

Цели урока:

  • Образовательная:  познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
  • Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.

Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

  1. Мобилизирующий момент.

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

  1. Актуализация опорных знаний.

- На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

    III.        Работа над новым материалом.

Отгадайте загадку:

Дятел на стволе сидит,

Дырку в дереве долбит.

Достает вредителя,

Портить ствол любителя.

Дятел постучал везде превратился в букву … (Д)

- О какой букве идёт речь в загадке?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Знакомство  с буквой Д)

- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)

Предлагаю изучить букву Д и выяснить какие звуки она обозначает, где может находиться изучаемая буква в слове, и научиться писать строчную букву д.

-Как звенит колокольчик? Дин - Дон

-Ребята, посмотрите на иллюстрации, назовите, что изображено на них.

-Есть ли в этих словах изучаемая буква?

На какие две группы можно разделить эти слова в зависимости от того, какой звук обозначает буква д?

- Почему Вы так разделили слова?

 (Потому что в первом столбике буква Д обозначает твердый согласный звук, а во втором мягкий согласный звук.)

Где может стоять в слове буква Д?

Итак, ребята, что мы с вами узнали о букве д?

(Она обозначает твердый согласный звук и мягкий согласный звук.)

Работа над развитием фонематического слуха.

А сейчас давайте проверим, кто из вас внимательный. Приготовили ладошки. Я буду читать стихотворение, а Вы слушайте внимательно, если услышите  в слове изучаемые звуки, то хлопайте в ладоши, постарайтесь запомнить слова.

Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую — дождик идет за спиной.
Я шагу прибавил — скорее домой!
А дождик вприпрыжку помчался за мной.
Тогда я сказал, обернувшись к нему: —
Позволь мне вернуться домой одному!
Я знаю — бывают упрямы дожди,
Но этот ответил: —
Ну ладно, иди…

Какие слова вы запомнили? Где может стоять изучаемый звук.

Ребята, давайте продолжим наше исследование и определим какой звук обозначает буква д звонкий или глухой?

Чтение слогов слияний(записать на доске)

ДО-ДО-ДО - эта нота до

ДУ-ДУ-ДУ - Потерял пастух дуду.

ДИ-ДИ-ДИ - Ты скорей гулять иди.

ДЫ-ДЫ-ДЫ – дай попить скорей  воды.

ДА-ДА-ДА - Здесь холодная вода.

В каком слоге буква Д обозначает мягкий согласный звук?

Физминутка.

А сейчас мы с ВАМИ превратимся в водителей автобуса и немного отдохнем.

Работа по развитию речи.

Ребята, вы любите рисовать?

А вы когда-нибудь рисовали картины?

Предлагаю вам нарисовать картину.

Я буду задавать вопросы, а Вы будете выходить к доске и рисовать вместе со мной.

У дороги стоит дом.

-Что идет из трубы?

-Кто живет в домике? Как зовут девочку?

-Кто под окном? Как зовут собаку?

-Что растет у дома?

-Кто сидит на дереве?

-Что есть на дереве?

Назовите слова с изучаемой буквой и с изучаемой буквой.

Работа по Букварю.

Ребята мы с вами нарисовали картину и написали рассказ, и  авторы Букваря приготовили свой рассказ.

Давайте, прочитаем его и сравним. Чем же отличаются наши рассказы.

 Ребята, а почему в Букваре буква Д находится на сине-зеленом фоне?

Инсценировка

Дорогие мои ребята, а Вы любите театр?

Давайте, посмотрим небольшой спектакль.

-Здравствуйте, доктор!

-Здравствуй, девочка! Как тебя зовут?

-Доктор, у меня болит горло.

-Даша, у тебя ангина. Нужно принимать лекарство. Вот тебе порошок, полощи горло.

-Спасибо, доктор!

-Выздоравливай, Даша!

-У кого была Даша?

-Что нужно делать, чтобы не заболеть?

Здоровье-главное богатство человека. Берегите свое здоровье.

В начале урока мы с вами решили узнать все про букву д.

Расскажите, какую работу выполняет буква?

Ну а сейчас мы с вами обратимся к прописи и будем учиться писать строчную букву д.

Письмо строчной буквы Д.  Работа в прописи.

Откройте прописи на странице 21.

Из каких элементов состоит строчная буква д?

Давайте пропишем сначала элементы изучаемой буквы: овал и петлю.

А теперь давайте сконструируем и напишем строчную букву д. (сначала в воздухе.)

Итог урока:

Итак, ребята, – Назовите слова с новой буквой.

– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?

Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок-путешествие по обучению грамоте "Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]"

Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’] ;различать согласные, обозначающие  звонкие и глухие звуки;научить читать слоги и слова с буквами П,п;совершенствовать нав...

Урок обучения грамоте. Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г’]

Познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов...

1 класс. Конспект урока по обучению грамоте «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о букве  «Ь» и её особенностях.Планируемые результатыПредметные:- знать букву «ь»;-знать значение мягкого знака для о...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о]". УМК "Школа России" 1 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление знаний у учащихся о букве «ё», обозначающей два звука [й’] и [о ]Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о согласных и гласных звуках...

Урок обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й\'о]"

Данный урок разработан для учителей 1 классов, занимающихся по программе "Школа России"....