Рабочая программа курс "Путь к граммотности" 2-4 классы
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа курса «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к грамотности» (Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_gramotnosti.docx | 70.26 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УР Тыщенко И.А.
29.08.2014 г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Горького
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Путь к грамотности»
для 2 «а» класса
учителя
Шабатько Оксаны Геннадьевны
на 2014-2015 учебный год
Курс «Путь к грамотности»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к грамотности» (Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).
Отличительные особенности курса.
1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Организация проектной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практические исследования и умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием. Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Цели и основные задачи курса.
Цели:
*формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
*обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
*развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
*развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
*развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
*развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
*формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
*развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
*формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
*формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Общая характеристика курса.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
- во 2 классе- лексика, фонетика;
- в 3 классе-графика, морфология, морфемика, орфография;
- в 4 классе- синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой. В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:
1.Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.
2.Поставить задачи для достижения цели проекта.
3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на этапы).
4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта: тема – цель – задачи – гипотеза – информация – продукт – презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.
Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.
По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель – это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?». Обобщенно формулировка цели начинается со слов: «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как: «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».
Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.
С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 2-4 классов не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане.
№ | класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 | 2 | 0,5(второе полугодие) | 17 |
2 | 3 | 1 | 34 |
3 | 4 | 1 | 34 |
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознании желании служить Отечеству.
Результаты освоения курса.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
класс | метапредметные | предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
2 | обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. | обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. | Получат возможность научиться: определять отличия проектной деятельности от классно-урочной, выявлять с помощью умственных и практических действий отличия речи от языка, применять понятийный аппарат исторического знания и анализа для раскрытия сущности и значения возникновения языка, овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов, овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале, различать словари и определять их назначение расширять свой словарный запас за счет синонимов и антонимов анализировать и сравнивать справочную литературу, использовать полученную информацию в различных видах деятельности, производить исследование по транскрибированию текстов производить исследование звуков речи производить исследование проверяемых и непроверяемых сочетаний планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа гласных звуков, согласных звуков, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность при изучении орфограмм в корне слова определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи, защищать проектную работу |
3 | обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. | обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. | Получат возможность научиться: проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач, выполнять лингвистическое иллюстрирование, выполнять индивидуальное задание по алгоритму, находить необходимую информацию, проводить исследование, исследовать и анализировать научно- популярный текст, составлять алгоритм выполнения творческого задания, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность, выполнять проект, применять алгоритм проведения грамматической игры, овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале, выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи, определять их роль, определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности, овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов, корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя, участвовать в коллективной деятельности, анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию, производить морфемный разбор слов, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова, различным способам запоминания информации применять алгоритм проведения грамматической игры, защищать проектную работу. |
4 | обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. | обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. | Получат возможность научиться: выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений, анализировать состав и структуру предложения, производить синтаксический разбор предложения, анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятельности, проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач, выделять в речи и на письме обращения, следовать нормам написания письма, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа влияния изучения разделов русского языка на грамотность, анализа роли частей речи, способу объяснения правописания безударных окончаний глаголов, выполнять индивидуальное задание по алгоритму,различным способам определения склонения имен существительных, объяснять назначение и роль падежей, находить и анализировать информацию в справочной литературе, различным способам объяснения правописания безударных окончаний имен существительных, поизводить морфологический разбор имен существительных,характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного, писать резюме по шаблону, обобщать информацию и применять на практике знания, выразительно читать стихотворения о русском языке. |
Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого – это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т.п.
Также предлагается использовать фонетические языковые задачки:
Во 2 классе- фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Маша и Медведь»);
В 3 классе- морфологические («Приключения Буратино» и др.);
В 4 классе- морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка» ), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»,), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»).
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.
Разнообразны творческие продукты проектов:
- материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений».);
- интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке», резюме «Каков я?».);
- информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» ).
Дежурный библиограф – это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа – заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других детей работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».
Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «методика эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни.
В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.
После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений обучающихся. В ходе самоанализа происходит оценка обучающимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Тематическое планирование курса «Путь к грамотности».
Класс | Раздел | Темы | Количество часов | |
2 | Наш помощник-язык | Чудо из чудес Язык и речь – одно и то же? Как возник язык? Какие языки есть на свете? Защита проекта | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 4 |
Мир слов | Для чего придуманы словари? Архаизмы, неологизмы, омонимы Синонимы и антонимы Защита проекта по лексике | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 4 | |
Добрые звуки | На сцене гласные! «Опасные» согласные Выходим на главное правило Фонетическая задачка «Колобок» Фонетическая задачка «Маша и Медведь» Защита проектов по фонетике | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | ||
3 | Живые буквы | Кто повелевает буквами? Как человек научился писать? Пиктография. История письменности и древнерусский алфавит. Самая молодая буква современного русского языка. Забавный алфавит. Каллиграфия. Защита проектов по графике. | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 4 |
Части речи | Проекты дают знания. В гостях у частей речи. Все, что существует. Прилагательное. Глагол. Местоимение. Числительное. Наречие. Служба частям речи. Для чего нужна морфология? Защита проектов по морфологии. | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 7 | |
Состав слова | Из чего состоят слова? Зрим в корень! Окончание и основа. Слово о префиксах. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Суффиксы существительных, прилагательных, глаголов. Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались. Защита проектов по морфемике. | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 11 | |
Правописание | Где прячутся ошибки? Самоинструкция. Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Образ слова. Цепочка ассоциаций. Стоп! Перенос! Предлоги и приставки. Пишем раздельно. Защита проектов по правописанию. Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором» | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 12 | |
4 | Синтаксис | Как прекрасен наш язык! Королевство предложений. Виды предложений. Кто здесь главный? Дружба слов. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Родня в предложении. Защита проектов по синтаксису. | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 10 |
Пунктуация | Знаки препинания. Обращение. Как пишут письма? Эксперты предложений. Грамматическое исследование. Защита проектов по пунктуации. | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 6 | |
Морфология | Неутомимые глаголы. Спряжение глаголов. Алгоритм правописания. Всезнающие существительные. Склонение существительных. Слово о падежах. Великолепная шестерка падежей. Слова-помощники. Морфологический разбор существительного. Чувствительные прилагательные. Полезная краткость. Доброта мягкого знака. Суровость твердого знака. Конкурс «Грамотеи». Путь к грамотности. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Лингвистические посиделки. | Выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов. - ставят перед собой задачу, - планируют, - осуществляют, - проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта. - осмысливают учебный материал, - пробуют использовать его в новой для себя ситуации, - рефлексируют. Осуществляют проектную деятельность в полном объеме как исследо-вательскую. | 18 |
Используемый учебно-методический комплекс.
- Рабочая программа «Путь к грамотности» (2-4 кл)(Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк). «ВАКО» 2014г
- Рабочая тетрадь «Проектная деятельность по русскому языку. 2 класс»(Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).
«ВАКО» 2014г
Справочная литература
- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. «ВЕСЬ» 2004 г.
- Орфографический словарь русского языка «Русский язык» 1974 г.
- Словарь синонимов русского языка «Апрель-АСТ» 2002 г
- Сборник проектных задач. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцовой «Просвещение»2012г
- Проектные задачи в начальной школе» Под редакцией А.Б. Воронцовой «Просвещение» 2011г
- Организация проектной деятельности младших школьников. М.В. Дубова «Баласс» 2012г
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАШ ПОМОЩНИК – ЯЗЫК (4 Ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Чудо из чудес | «Открытие» нового знания | Здоровьесбережения, обучения в сотрудничестве, полного усвоения, личностно ориентированного обучения | Что такое проект? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, относящихся к проекту; способов проектирования – создание мини-проекта, исполнение роли биографа, лингвиста. Разработка индивидуального проекта «Любимый портфель». | Научиться определять отличия проектной деятельности от классно-урочной | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, сообщать факты и явления, проводить эксперимент. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Язык и речь – одно и то же? | Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, проектного обучения, проблемного обучения, полного усвоения | Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Что такое язык, его отличие от речи? Как ставить цель и задачи проекта, выдвигать гипотезу? Как возник язык у древних людей? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик. Разработка коллективного проекта «Язык и речь». Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: цель, задачи, гипотеза, первобытные люди, мифы, легенды, лингвист через пантомиму и игру. | Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий отличия речи от языка применять понятийный аппарат исторического знания и анализа для раскрытия сущности и значения возникновения языка | Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать своё мнение добывать недостающую информацию с помощью вопросов. . Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы. . Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования; искать информацию, сравнивать и экспериментировать осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Формирование роли языка как основного средства человеческого общения, своей гражданской идентичности, толерантности мотивации к осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Как возник язык? Какие языки есть на свете? | Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, обучения в сотрудничестве, полного усвоения, проектного обучения | Как собрать информацию к проекту и выполнить его продукт? Откуда на Земле столько языков? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: информация, продукт, легенда, языковые ветви в работе с политической картой мира, тестом. Разработка группового проекта «Какие языки есть на свете?» | Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации, анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты. | Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач, осмысление культурного многообразия мира | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Защита проекта | Обобщение и развивающий контроль | Здоровьесбережения, игровые, полного усвоения, информационно-образовательные | Что мы узнали о проектах? | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов проекта: тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презентация – в игре, кроссворде, исследовании; при проверке «научного» задания с использованием терминов: античный мир, академии, лицеи, гимназии; первый русский букварь, арифметика, чтение, письмо | Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Формирование самооценки, развитие творческих способностей, осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИР СЛОВ (4 Ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Для чего придуманы словари? | «Открытие» нового знания | Здоровьесбережения, полного усвоения, развивающего обучения, информационно-образовательные | Как пользоваться справочной литературой? Для чего придуманы словари? | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала при посещении библиотеки, знакомство со справочной литературой: толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями. | Научиться различать словари и определять их назначение | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | Формирование социальной компетентности: поведение в библиотеке, умения выбирать необходимый источник информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Архаизмы, неологизмы, омонимы | Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, проблемного обучения, игровые, обучение в сотрудничестве | Как проверить гипотезу и провести исследование? Как рождаются новые слова и как слова стареют? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: лексика, неологизмы, архаизмы, омонимы в ходе симпозиума; групповая работа в мозговом штурме | Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языка, о появлении и старении слов | Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, устанавливать рабочие отношения; развивать умение слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначные решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Синонимы и антонимы | Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, обучение в сотрудничестве | Что значит сравнивать факты? Слова-братья. Слова-противники. Что это? | Формирование у учащихся в ходе групповой работы умений построения и реализации новых знаний: словарь синонимов и антонимов, книжная и разговорная речь; парная работа в интеллектуальном тренинге | Научиться расширять свой словарный запас за счет синонимов и антонимов | Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации. Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение. | Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Защита проекта по лексике | Обобщение и развивающий контроль | Здоровьесбережения, игровые, полного усвоения, обучение в сотрудничестве, информационно-образовательные | Что узнали и чему научились с помощью проекта? Как толковый словарь помогает в жизни? | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации: презентация, реклама, визитная карточка, исследование в форме КВН. Защита групповых проектов | Научиться анализировать и сравнивать справочную литературу, использовать полученную информацию в различных видах деятельности | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование самооценки, развитие творческих способностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОБРЫЕ ЗВУКИ (9Ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Транскрипция | Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, проблемного обучения | Как распределить обязанности в группе при выполнении проекта? Как сохранить звук на бумаге? | Формирование деятельностных способностей при исследовании транскрибированных текстов; систематизация знаний: план работы над проектом, распределение обязанностей в группе, транскрипция. Разработка группового проекта «Есть ли у звуков цвет?» | Научиться производить исследование по транскрибированию текстов | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Слабые и сильные позиции звуков | Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, проблемного обучения | Что значит анализировать информацию? Где слабые и сильные позиции у звуков? Что такое позиция? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний-понятий: слабая и сильная позиция звуков; способов действия: игра «Я знаю орфограмму», анализ и исполнение песни «Вот что значит настоящий друг». Сбор информации к коллективному проекту «Добрые звуки». | Научиться производить исследование звуков речи | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изучаемой проблеме, делать выводы | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Тайна фонемы Фонемные и нефонемные правила | Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, развивающего обучения | Как проводить наблюдение в ходе исследования? Для всех ли фонем есть буквы? Что такое статистический анализ? На какие группы можно разделить все правила? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний-понятий: звуки-смыслоразличители, фонема; способов действия: исследование, интеллектуальной тренинг. Сбор информации к коллективному проекту «Добрые звуки». | Научиться производить исследование звуков речи производить исследование проверяемых и непроверяемых сочетаний | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. . Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. . Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе. использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование мотивации к познавательной деятельности навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | На сцене гласные! | Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения | Что такое мозговой штурм и эксперимент? Зачем разделили звуки на гласные и согласные? | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: гипотеза (методы исследования: мозговой штурм, эксперимент, наблюдение); творческий продукт- ода звукам. Разработка группового проекта «Секреты для гласных». | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа гласных звуков | Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | «Опасные» согласные | Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения | Какие бывают продукты проекта? Зачем нужно изучать разнообразие согласных звуков? | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: гипотеза (методы исследования: мозговой штурм, эксперимент); творческий продукт- конспект. Разработка группового проекта «А согласные согласны». | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа согласных звуков | Коммуникативные: Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Выходим на главное правило | Комбинированный («открытие» нового знания, закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения | Как можно рассказать о полученных знаниях? | Формирование деятельностных способностей к обобщению теоретической информации в творческом виде: презентация, пиктограмма песни. Разработка группового проекта «Что важнее, гласные или согласные?» | Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность при изучении орфограмм в корне слова | Коммуникативные: использовать мимику и жесты для решения языковой задачи. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Фонетическая задачка «Колобок» | Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения | Где можно использовать анализ как метод исследования? Что значит анализировать звуки? Сколько гласных звуков вы слышите в слове? | Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фонетическая задачка, звуковая разминка, поисковик, групповая работа. Изучаемые понятия: синонимы (метод исследования – анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных». | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи | Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Фонетическая задачка «Маша и Медведь» | Комбинированный (закрепление и углубление теоретической информации и практическое применение знаний) | Здоровьесбережения, полного усвоения, личностно-ориентированного обучения | Как подготовиться к защите проекта? Сколько твердых или мягких согласных звуков вы слышите в слове? | Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): план выступления на защите проекта (устный и письменный), критерии оценки, фонетическая задачка, творческий продукт (метод исследования: анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных». | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Защита проектов по фонетике | Обобщение и развивающий контроль | Здоровьесбережения, полного усвоения, проектного обучения | Что узнали и чему научились с помощью проектов? | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы, презентация и защита проекта | Научиться защищать проектную работу | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности |
МКОУ КСОШ № 2 им. Горького
Календарно-тематическое планирование
по предметам:
«Литературное чтение», «Технология».
по внеурочной деятельности
«Путь к грамотности»
для 2 «а» класса
учителя
Шабатько О.Г.
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....