Внеурочное занятие по курсу " Я - исследователь"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Цель : осмысление знаний о воде и её тайнах, поиск ответов на поставленные вопросы через работу с различными источниками информации, применение полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_tayny_vody.docx | 110 КБ |
vneurochnoe_zanyatie_tayny_vody.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие –« Я – исследователь» 3 -а класс
учитель: Степкаева Елена Анатольевна
Цель : осмысление знаний о воде и её тайнах, поиск ответов на поставленные вопросы через работу с различными источниками информации, применение полученных знаний на практике.
Задачи урока:
* самостоятельно раскрыть «Тайны» воды;
* извлекать необходимую информацию из книг и источников интернета;
* осознавать ценность воды и необходимость нести ответственность за ее
сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы.
- Организация внимания.
-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами ответственный занятие, на котором мы покажем нашим гостям, как мы умеем сотрудничать.
- Актуализация.
-Посмотрите на экран. (слайд2) Что общего между этими предметами? (они все состоят из воды)
-А что вы знаете о воде? Перечислите. (дети перечисляют свойства воды, называют состояния воды)
-Молодцы! Как много вы знаете о воде.
- Я обобщила ваши ответы и вот, что получилось. ( слайд 3)
- Постановка задач и темы урока.
-Давайте поиграем. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов: «Знаете ли вы…», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то ваш командир отвечает: «Да», а если не верите, то командир отвечает: «Нет».
-Начинаем (слайд 3,с таблицей вопросов) (я по ходу заполняю таблицу)
-Ребята, у нас в таблице появились и +, и -.
Значит, что-то вы уже знаете, а что-то необходимо выяснить. Вот вы и поставили учебные задачи (слайд 4)
Задачи урока ( проговаривают учащиеся) : выяснить издаёт ли вода звуки, можно ли воду пить, имеет ли вода цвет и как вода преломляет свет.( слайд 5)
Как решить эти задачи?
-Нам это ещё не известно. А как по-другому можно назвать то, что нам неизвестно? (секрет)
-Как по-иному назвать секрет? (тайна)
-А тайна чего? (показываю на доску) (воды)(слайд 6)
Тема занятия : Тайны воды.
- Чтобы открыть тайну, что мы должны с вами сделать? ( провести исследование)
Что значит исследовать?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
Исследовать – идти по следу.
Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)
Какие методы есть у исследователя?
(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)
Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.
(дети выходят по одному к доске)
- Подумать самостоятельно
- Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
- Понаблюдать
- Посмотреть в книгах, энциклопедиях
- Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
- Получить информацию у компьютера
- Провести эксперимент
Какой первый и главный метод использует исследователь?
( Подумать самостоятельно)
Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.
- Какие из этих методов мы можем сегодня использовать? (
Физминутка. Релаксация с музыкой.( слайд 7)
-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас
Работа в группах.
-Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами в Академии наук, а каждая ваша группа-маленькая лаборатория, которая будет раскрывать тайну воды. Цели поставлены. А что дальше? ( получить задания)
-Возьмите файлы. В них вы найдёте материал для работы. (слайд 8)
-Посмотрите, что лежит в файлах. Прочитайте проблемный вопрос. Ознакомьтесь с планом работы, найдите требующуюся информацию, обработайте её, как просят в задании, и представьте в виде конечного продукта.
-А в какой форме представить информацию, вам помогут синие листы
(дети самостоятельно выполняют работу)
Группа 1. Лаборатория звука.
Проблема: « Верите ли вы, что вода издаёт звуки?»
Изучив материал о звуках воды, мы пришли к выводу, что вода издаёт звуки только тогда, когда находится в движении. Например, ручей может журчать, водопад шуметь, дождь – стучать, а море в спокойную тихую погоду - шептать , а в шторм - реветь.
Группа 2. Лаборатория питания.
Проблема: «Верите ли вы, что воду можно есть?»
Сделать вывод, используя свою таблицу.
(Приложение)
Продукты питания | Содержание воды в продукте (%) |
Грибы свежие | 91 |
Майонез | 25 |
Икра рыбная | 63 |
Колбаса варёная | 71 |
Крупа гречневая | 14 |
Молоко | 88 |
Мясо | 67 |
Огурцы | 95 |
Томаты | 93 |
Чеснок | 70 |
Рыба | 85 |
Зефир | 20 |
Торт | 25 |
Апельсин | 87 |
Хлеб | 34 |
Вывод: Изучив таблицу, мы сделали вывод, что вода содержится во всех продуктах питания. Продукты мы едим, а значит ________ и воду. Самый высокий процент содержания воды в ___________, а самый низкий в _______________.
Группа 3. Лаборатория цвета.
Проблема: Верите ли вы, что вода не имеет цвет?
Сделать вывод от чего зависит цвет воды.
Начало предложения | Конец предложения |
Вода в море красная потому, | так как сквозь неё отражается грязь, тина, ил. |
Вода имеет коричневый цвет, | что разная глубина. |
В пасмурный день вода в море серая потому, | что в ней присутствуют красные водоросли и кораллы. |
В одном из озёр вода чёрного цвета, | что хмурое небо такого же цвета. |
Если смотреть сверху, то море кажется многоцветным потому, | так как торф поглощает вертикально весь свет. |
Вывод: Почему некоторые моря вовсе не голубые? Цвет моря во многом зависит от того, что поглощается водой: скалы, водоросли, кораллы, небо и даже глубина.
-Ребята, в США есть солёное розовое озеро. Его розовый цвет зависит от водорослей, которые в нём растут. Однажды фламинго сели на это озеро и пропали. Как вы думаете, почему не было видно птиц? (птицы тоже розового цвета).
Группа 4. Лаборатория света.
Проблема: «Правда ли, что вода преломляет свет?»
Нарисовать радугу.
Вывод: Вода преломляет свет, и получается радуга.
-Почему иногда мы видим две радуги? (одна радуга отражает другую)
-Чем отличаются эти радуги? (расположением полос, на второй радуге спектр в зеркальном отражении).
5. Представление мини-проектов групп.( слайд 9-14)
Каждая группа представляет свой мини-проект.
-Ребята, вы молодцы! Вы проделали сейчас очень большую исследовательскую работу.
- Эту работу вы проделали группами, а вот Полина нам расскажет и покажет свою работу о б одном из состоянии воды.
( защита проекта Сивоконь Полины)
- Молодец Полина. Спасибо большое за работу.( оценочные листы по работе у присутствующих)
Давайте вернёмся к игре и к учебным задачам. (открываю таблицу)
-Посмотрите внимательно на таблицу. У кого в процессе работы изменилось мнение?
- Давайте ещё раз вернёмся к учебным задачам.( слайд 15)
-Верно ли, что вода издаёт звуки?
Посмотрите на мой стол. В стакане - вода. Она издаёт звуки? А если я её перелью в другой стакан (переливает). Что будет? Значит, в каком случае вода звучит? (когда она в движении)
-Верите ли вы, что воду можно есть? (ответы детей)
-Верите ли вы, что вода не имеет цвета? От чего зависит цвет воды? У нас в селе есть дамба ( искусственное водохранилище), у неё коричневый и зелёный цвет воды. Почему? Охрана водоёма.
-Что получается, когда капельки воды преломляют цвет? (радуга)
Что интересного узнали про радугу?
-Вот некоторые из тайн, которые мы узнали о воде. Наше занятие подошло к концу, но Академия наук продолжает свою работу над раскрытием тайн природы.
-Спасибо за занятие, ребята!( слайд 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА жидкое твёрдое газообразное круговорот воды в природе без цвета без запаха без вкуса не имеет собственной формы растворитель теплоёмкая В О Д А
1.Верите ли вы, что вода издаёт звуки? 2.Верите ли вы, что воду можно есть? 3. Верите ли вы, что вода не имеет цвета? 4. Верите ли вы, что вода преломляет свет? вопросы да нет + - + + + - - -
Учебные задачи: Выяснить! Издаёт ли вода звуки? Можно ли воду есть? Имеет ли вода цвет? Как вода преломляет свет?
Тема : « Тайны воды» Учебные задачи: Выяснить! Издаёт ли вода звуки? Можно ли воду есть? Имеет ли вода цвет? Как вода преломляет свет?
Группа 1. Лаборатория звука. Группа 2. Лаборатория питания. Группа 3. Лаборатория цвета. Группа 4. Лаборатория света. АКАДЕМИЯ НАУК
Итог урока Учебные задачи: Выяснить! Издаёт ли вода звуки? Можно ли воду есть? Имеет ли вода цвет? Как вода преломляет свет?
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультативного курса «Я – исследователь»
Занятие факультативного курса «Я – исследователь»Тема занятия: Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях или с реальными объектами.Цели: определение понятий...
Конспект учебного занятия по курсу "Я-исследователь"
Младший школьный возраст-благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно - исследовательскую деятельность. Ученики начальной школы любознательны, стремятся к активной деятельности. Дети в э...
Занятие по курсу "Юный исследователь" , тема: "Как ухаживать за аквариумными рыбками?"
Данное занятие проводилось в рамках реализации учебного проекта "Аквариумные рыбки". Разработано для учащихся 1 класса. которые получили только самые первые навыки учебного исследования. Применяется и...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Я - исследователь" . 3-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....
Технологическая карта внеурочного занятия по предмету "Я исследователь" на тему "Правильное мышление и логика", 4 класс
Коллеги, если материал заинтересовал, можете обращаться lenochka-F79@rambler.ru, скину раздаточный материал и презентацию. Занятие было проведено на районном конкурсе "Учитель года" и имело ...