Открытый урок по окружающему миру по теме: "Московский князь Иван Калита"
материал по теме

Замятина Людмила  Ивановна

Открытый урок по окружающему миру по теме: "Московский князь Иван Калита"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Москва Тверь Ярославль Владимир Суздаль Ростов

Слайд 3

Кроссворд. 1 3 2 5 4 6 Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. Название государства монголо-татар. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев. Синоним слова «бой». Река, на которой 15 июля 1240 года были разбиты шведы.

Слайд 6

Московский князь Иван Калита Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита . Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам: 1. Ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. 2. Он постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным.

Слайд 7

? Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?

Слайд 9

кузнецы кожевники гончары плотники сапожники каменотёсы щитники лучники кольчужники

Слайд 10

Успенский собор Ц ерковь во имя святого Архангела Михаила Церковь Иоанна Лествичника .

Слайд 11

Иван Данилович Калита Кремль при Иване Калите Строительство Кремля Строят новые дубовые стены и башни взамен сгоревших. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. В XIII веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV веке великий московский князь Иван Данилович спешит укрепить Москву.

Слайд 12

Домашнее задание Домашнее задание: Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?» Подготовьте рассказ. Творческое задание: нарисовать или изготовить великокняжеский головной убор.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

4 класс

Тема: Московский князь Иван Калита.

Цель урока: Познакомить с личностью и деятельностью московского князя Ивана Калиты.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о московском князе Иване Калите.
  • Развивать речь, память, внимание, познавательные способности, умение работать с картой, умение работать в парах, группах, давать полные ответы на вопросы.
  • Содействовать воспитанию интереса к истории, формировать основы толерантного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, учиться работать в группе, в паре;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные: осознавать своё единство с окружающим миром.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, этимологический словарь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Как вас много: Света, Марина, Саша, Юра, Дима, Наташа… С вами я уже познакомилась, а меня зовут Людмила Ивановна. Начнем урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям! Пусть этот урок принесёт радость общения и познания нового. Я приглашаю вас в путешествие по Северо-Восточной Руси. Оно долгое и трудное. Но ведь когда мы вместе, нам все по силам. Так, учебник со мной, ручка, конспект… А как же путешествовать без карты?

II. Актуализация опорных знаний.

 (Слайд 2, карта)

1.Работа с картой.

Найдите на карте Северо-Восточную Русь. Назовите её города.

(Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов.)

2.Закрепление.

Работа в парах.

Перед вами на партах карточки с названиями городов Древней Руси. Выберите из них только те, которые входили в Северо-Восточную Русь.

(карточки с названиями разных городов). А кто поможет мне составить карту Северо-Восточной Руси. (При помощи магнитов крепят название городов вокруг Москвы). Проверим.

Ребята, а как вы думаете, почему именно здесь селились люди? (Эти города наиболее удалёны от Орды, были удобные земли, леса с обильной дичью). Молодцы!

III. Самоопределение к деятельности.

(Слайд 3 кроссворд)

Что-то я устала. Сделаем небольшой привал. А чтобы нам было нескучно, разгадаем кроссворд. А вы, пожалуйста, в это время выполните индивидуальное задание. (Пока все разгадывают кроссворд, Петя и Маша работают со словарем, а Ваня - Интернет).

  1. Кроссворд.

1). Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский.

(Александр)

2). Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь.

(Дань)

3). Название государства монголо-татар.

(Золотая Орда).

4). Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев.

(Клин).

5). Синоним к слову «бой».

(Битва).

6). Река, на которой 15 июля 1240 года были разбиты шведы.

(Нева).

 (Слайд 3-кроссворд)  

(Пока все разгадывают кроссворд, Саша и Таня выполняют индивидуальное задание по карточкам (что обозначает слово «калита»). Работа со словарём, в Интернете.)

2. Словарная работа:                                                            (Слайд 4- кошелёк)

Что обозначает слово калита? А что ребята нашли в словарях?

Калита – кожаный мешок для хранения денег, которые прикрепляли к ремню.

Кто знает, как такой мешок называют сегодня?

Современное название – кошелёк.

(Слайд 5 Калита)

Посмотрите на доску. Как вы думаете, кто это? Какое социальное положение занимал? Как одет? Знаете?

Не знаете? А хотите узнать?

Этого человека звали Иван Калита. Он московский князь.

Почему его так прозвали?

(Слайд 6 Калита с текстом)

Итак, о ком мы сегодня будем говорить? (О московском князе Иване Калите).                  

Цель: путешествуя, мы должны узнать как можно больше об Иване Калите и ответить на вопрос.

Слайд 7 (Проблемный вопрос)

Проблемный вопрос. Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления.

IV. Открытие нового знания

Чтобы ответить на наш вопрос проведём небольшую исследовательскую работу.

1. Работа в группах.

-Ребята, давайте разобьёмся на группы. Перед вами текст. Его нужно собрать по частям и прочитать. Приступили к работе.             (Слайд 8) 

Выполнили?

Проверили себя по тексту, который я раздала (самокоррекция).

Вы не устали путешествовать? Давайте отдохнём.

V. Физкультминутка.

После физкультминутки займите свои места.

VI. Закрепление

Итак, мы в Москве 14 века.                                                            (Слайд № 9)

Я предлагаю вам стать купцами, вам ремесленниками, а вам каменщиками и плотниками. Опираясь на ключевые слова, найдите в составленном вами тексте и прочитайте, чем занимались купцы, ремесленники, каменщики и плотники. Как им жилось при московском князе Иване Калите?

1 ряд - Купцы, лето, пристань, зима, обозы.

2 ряд – Ремесленники, сапоги, посуда, оружие.

3 ряд – Каменщики, плотники, соборы, забор, стены.                     (Слайд 10)

-Купцы жили под надёжной защитой. Летом успешно торговали на пристани у Москвы – реки. Зимой тянулись санные обозы.

-Ремесленники: Ребята, а вы нашли в тексте ответ на мой вопрос? Давайте вспомним вместе? Какие были ремесла на Руси? Сапожники стали шить сапоги, гончары изготавливать посуду, мастера по изготовлению оружия - шиты, луки. Кольчугу.

-Каменщики возвели белокаменные соборы. Плотники бревенчатый забор заменили дубовыми стенами вокруг Москвы. Какой становилась Москва? (Богатела и росла).

(Слайд 11)

А вот и сам Иван Калита нас встречает. Поработайте самостоятельно с текстом, найдите в нем слова, которые характеризуют Ивана Калиту. Готовы? Молодцы!

VII. Подведение итогов.

Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был… Перед вами различные качества. Оставьте только те, которыми, на ваш взгляд, обладал Иван Калита, а лишние уберите. Кто смелый? Согласны? Помогаем!

(умный, величественный, талантливый правитель, трудолюбивый, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель).

Молодцы, вы внимательно работали с текстом.

(Слайд 11)

А теперь давайте вместе попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока: «Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?». 

А, может, кто-то найдет ответ в тексте и прочитает? (Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы).

VIII. Рефлексия.

 

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Что показалось наиболее интересным?

Какие трудности возникли?                               

(Слайд 12)

IX. Домашнее задание: Найти в тексте ответ на вопрос: «Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?» Нарисуйте, изготовьте поделку великокняжеского головного убора.



Предварительный просмотр:

Величественный

Умный

Талантливый правитель

Трудолюбивый

Ленивый

Коварный

Милосердный

Добрый

Заботливый

Злой

Жесток

Глупый

Хороший дипломат

Мудрый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Московский Кремль"

Цели:Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме представить сведения из истории Московского Кремля и его архитектурных памятников.Расширять представления учащихся об о...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Московский кремль"

Презентация содержит слайды с изображениями Московского кремля в древние времена и в наши дни, слайды с изображениями основных достопримечательностей современного Московского кремля и краткую информац...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Московский Кремль», 2 класс

Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Московский Кремль" 2 класс

Тема: «Московский кремль»Цели деятельности учителя: формирование представления о Московском кремле;Планируемые результаты:   Предметные:- Знать достопримечательности Московского ...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Московский Кремль".

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема «Московский Кремль» Цели деятельности учителя: формирование  представлений  учащихся  о Московском Кремле; ознакомление ...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Первые русские князья»

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Первые русские князья»...