Урок окружающего мира по теме "Московский Кремль" УМК "Школа России" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Рогачева Инна Александровна

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование представлений о Москве, как о столице России,  о Московском Кремле и его значении в истории страны.

Задачи:

1) образовательные: формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; познакомить с достопримечательностями Москвы, Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные со становлением Москвы, ее достопримечательностями, Московским Кремлем и его архитектурными памятниками, совершить фото-видео экскурсию;

2) развивающие: развивать внимательность, наблюдательность, уметь работать с разными видами учебных материалов;

3) воспитательные: воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за нее, чувство патриотизма.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областной конкурс на лучшую методическую разработку по формированию функциональной грамотности «От урока к жизни» Номинация: « Лучшая методическая разработка урока по развитию одного из компонентов функциональной грамотности» Т ема урока: «Московский Кремль» Категория учащихся: 3 класс (8 - 9 лет) Автор: Рогачёва Инна Александровна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 22 имени Героя Российской Федерации Д. Е.Иванова , город Тамбов

Слайд 2

Актуальность Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке окружающего мира. Главная задача – формирование у ученика умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, преобразовывать её, использовать для решения возникшей проблемы . В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать развитие Московского Кремля, проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии . Применение активных форм познания: наблюдение, учебный диалог и пр ., помогает раскрепостить ученика и заставить его самому находить ответ на вопрос –Каково значение Московского Кремля сегодня? Задача учителя -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Слайд 3

Цель: Цель: формирование представлений о Москве, как о столице России, о Московском Кремле и его значении в истории страны. Задачи: 1 ) формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; познакомить с достопримечательностями Москвы, Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные со становлением Москвы, ее достопримечательностями, Московским Кремлем и его архитектурными памятниками, совершить фото-видео экскурсию; 2) развивать внимательность, наблюдательность; 3) воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за нее, чувство патриотизма. П ланируемые результаты: Личностные: осознание себя как члена общества и государства; развитие навыков сотрудничества в разных игровых и реальных ситуациях; принимать статус « ученик и гражданин», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, государству, обществу; - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Слайд 4

Метапредметные : Познавательные: - поиск ответов на поставленные вопросы; - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные: уметь работать в группе, слушать собеседника и вести диалог; уметь достаточно полно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения . Предметные: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России ; уметь рассказывать об истории и достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади.

Слайд 5

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (образовательные технологии, методы и ресурсы) Технология проблемного обучения, развития критического мышления, информационные технологии, кейс-технология. Элементы групповой работы, учебной задачи, словесный, наглядный . Приемы оценивания, формирование выводов, работа с разными видами текстового материала (картины, планы крепости, атлас-определитель), с видеоматериалом, набором кейсовых текстов.

Слайд 6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Место занятия урок окружающего мира по УМК «Школа России», 3 класс. Интеграция с другими видами функциональной грамотности: Читательская грамотность Естественно-научная грамотность Креативное мышление

Слайд 7

Реализация данной методической разработки способствует формированию у обучающихся 3 класса: основ исторических знаний. Изучение Московского Кремля представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания окружающего мира. Интерес к данной теме заключается в том, что, дети открывают знания об истории возникновения Московского Кремля. И задача педагога в том, чтобы найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения, акцентируя внимание на использовании групповой технологии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие по Москве. Московский Кремль»

УМК: «Школа Росии»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование представлений о Москве, как о столице России,  о Московском Кремле и его значении в истории страны.

Задачи:

1) образовательные: формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; познакомить с достопримечательностями Москвы, Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные со становлением Москвы, ее достопримечательностями, Московским Кремлем и его архитектурными памятниками, совершить фото-видео экскурсию;

2) развивающие: развивать внимательность, наблюдательность;

3) воспитательные: воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за нее, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные: знают, что такое Московский Кремль для каждого жителя России; умеют: рассказывать об истории и достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади.

         Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

        Познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно- следственные связи, работать с учебником, рабочей тетрадью;

        Регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнёров, корректировать свою деятельность;

        Личностные УУД: принимать  статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя.

        Коммуникативные УУД: могут работать в группе, слушать собеседника и вести диалог; умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

 

Оборудование:

На парте каждой группы набор карточек  с текстами,  план Московского Кремля, атлас определитель «От земли до неба», листы рефлексии.

Проектор или интерактивная доска

Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

1

Организационный момент
(Мотивационный этап)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Прочитаем хором девиз нашего урока:

(Слайд)

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Не страшны нам испытания.

Вперёд, друзья!

К открытию новых знаний!

Приветствуют учителя, проверяют готовность  уроку, настраиваются на урок.

2

Актуализация знаний

-Ребята, что изучали на прошлых уроках?

- На карте показать граница нашей страны. Как она называется?

- Россия на карте, познакомились с картой , учились ее читать, Путешествовали по родной стране : рассмотрели фотографии

3

Формулирование темы и целеполагание

Для того, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, нужно разгадать  ребусы. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ребусы)

Вам знакомы эти слова?

 Сформулируйте тему урока.

Правильно наша тема будет звучать так:

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Поставьте цели на урок:

  1. Москва
  2. Кремль

-Москва и Кремль

4

Открытие новых знаний

-Ребята, перед вами карта России.

Посмотрите, почему-то Москва выделяется среди других городов. Как вы думаете, почему?

-Что значит «столица»?

   

-Что вы знаете о Москве?

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в главный город нашей страны - Москву. Вы побываете в далеком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного.

- Мы попытаемся ответить на вопрос: «Какое значение имеет Кремль в настоящее время?»

-Москва – столица России.

-Главный город страны

Предлагают свои ответы.

Откройте свои учебники на с. 98. Найдите первый абзац текста после картинок. Прочитайте.

-Что вы теперь можете рассказать о Москве?

Верно! Сейчас Москве около 877 лет! «Днем рождения» города считается первое письменное упоминание о нем. Найдите в тексте эту дату.

-Что ещё изображено на странице 99?

-А что такое план? Для чего он нужен?

Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам хочется.

У вас на парте есть план. (ПРИЛОЖЕНИЕ1) . --Рассмотрите его внимательно. Что интересного вы увидели в нем?

-Что это за план?

-Почему менялся его вид?

-Что использовали при строительстве стен крепости?

У меня есть небольшие образцы строительных материалов.

-Что использовали в возведении стен?

-Откройте атлас –определитель «От земли до неба». Найдите информацию об использованных строительных материалах.

-Почему меняли строительный материал? Расскажите, как вы поняли причину смены строительного материала?

 

Прочитаем стихотворение Н.Кончаловской о Москве. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Каким представлен наш Кремль?

Рассмотрите картины известного художника А.Васнецова.

Почему три вида Кремля?

Разместите из правильно в хронологической последовательности.

Найдите в тексте, (ПРИЛЖЕНИЕ 3) при каких правителях  менялся облик Кремля?

Ребята, давайте посмотрим в центр нашего плана.

Что является главной достопримечательностью Москвы?

- Вот и мы совершим прогулку по территории Московского Кремля.

Столица нашей страны.

Ее основал князь Юрий Долгорукий

1147г.

Основание 1156г.

-План города.

-Чертеж на местности, изображение.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Московский Кремль.

На слайде :дерево, известняк, мрамор, глина, кирпич.

Читают про полезные ископаемые: известняк, глина, мрамор.

Рос город, росла крепость.

Не надежность дерева – пожары страшны,

известняк – хрупкий, боится воды и пожаров;

кирпич – прочнее и надежнее;

мрамор для украшения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Чтение стих-я.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа и соотнесение строк стих-я с картинами на слайде.

Работа с текстом (ПРИЛЖЕНИЕ 3)

Кремль и Красная площадь.

Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам шлеп! шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой,

Вправо можем,

Влево можем

И крест-накрест руки сложим.

Открытие нового знания (Продолжение)

- Рассмотрим видеоряд на слайдах. Обратите внимание, на какие группы можно разделить здания архитектуры московского Кремля)

(Видеоэкскурсия обзор 360 градусов)

 - Какие здания вы увидели?

Смотрят видео.

-Церкви, храмы, просто здания- корпуса, памятники.

5

Закрепление

Работа в группе. (2 парты в группе)

Работа с текстами.

- Каждая группа  работает с текстами про определенный вид памятника(храмы, корпуса, памятники Царь-пушка, Царь-колокол)

- Оформите опорные слова от своей группы на индивидуальных досках от вашей группы.

- Разнообразные рамы, здания министерств и управления государством, башни и стены. Все красиво на территории Кремля. Но есть еще насколько замечательных памятников.

-  Отгадаем загадки и послушаем сообщения ребят.

Дети, закрывайте ушки,

Сейчас будет выстрел…(пушки)

  Эта пушка никогда не стреляла.  

Посмотри, подружка!

Рядом с Царь-пушкой

Недалеко, ну около

Другой царь, но…

- Красива наша столица. Много в ней исторических памятников и красивых современных зданий.

- Посмотрите на слайд. Что за знак есть на нем?

Московский Кремль сегодня — это уникальный памятник истории и национального зодчества, один из самых красивых архитектурных - художественных ансамблей, отражающих прошлое и настоящее России.

        Каждый новый век привносил в перестройку кремлевских зданий свои коррективы и новшества.
       Московский Кремль и Красная площадь неразрывно связаны со всеми крупнейшими историческими и политическими событиями России, стали достойными аргументами для вхождения в список ЮНЕСКО.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/3a/33/68807e019962eb594af025ca5f96451352.jpg

Выполняют работу в группах.

Презентация работы группы.

-Царь-пушка

-Царь-колокол

https://vulcanikamchatki.ru/images/cms/data/logotip_naslediya_yunesko.jpg

 

6

Итог урока

Ребята, какая была тема урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Почему Москва -столица России?

Почему Кремль – Сердце Москвы?

Какие достопримечательности вам запомнились?

Отвечают на вопросы.

7

Домашнее задание

Выполнить задания в рабочей тетради.

- Желающие могут составить синквейн о Московском Кремле или любом памятнике архитектуры на его территории.

- Подготовить рассказ о памятнике на территории Кремля(из своей группы)

Записывают домашнее задание

8

Рефлексия

(Слайд)

Закончи предложение:

Я узнал…

Было интересно…

Я смог…

Было трудно…

Я попробую…

Я понял, что…

Меня удивило…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…

Выполняют рефлексию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы узнать тему урока разгадаем ребусы. Ребусы

Слайд 2

Московский Кремль. Путешествие по Москве.

Слайд 3

Что обозначает слово «кремль»? Кремль — укреплённое ядро исторического русского города, центральная и наиболее древняя его часть. Одна из них связывает слово «кремль» с греческим словом « кремнос », которое переводится как «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом» Согласно другой теории, слово «кремль» произошло от « кремъ » — крепость внутри города, стена.

Слайд 4

Кто построил крепость? Для чего она была нужна? Какой строительный материал использовали? Найти ответы на вопросы Работа с текстом 1

Слайд 5

Атлас-определитель «От земли до неба»

Слайд 6

Если интересно, бери в библиотеке и читай ! Н.Кончаловская «Наша древняя столица»

Слайд 7

Почему изменился внешний вид крепости? 1 2 3

Слайд 8

Видеоэкскурсия по Московскому Кремлю

Слайд 10

Кремль – военная крепость

Слайд 11

Кремль – центр государственной власти

Слайд 12

Грановитая палата Теремной дворец Большой Кремлевский дворец Здание Сенатского дворца Резиденция Президента России

Слайд 13

Кремль – духовный центр России

Слайд 15

Патриаршие палаты, архитектурный комплекс Большого Кремлевского Дворца, Архангельский, Успенский и Благовещенский соборы, Соборная площадь с колокольней и звонницей Ивана Великого, Царь-колокол и Царь-пушка по праву можно назвать шедеврами творческой мысли, отражающими влияние эпох на культурную жизнь страны и имеющими ценность для всего мирового культурного наследия.

Слайд 16

Московский Кремль 1 990 г.

Слайд 17

Я сегодня узнал … Мне понравилось … Я могу …


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 о картинах

Некоторые картины Аполлинария Васнецова о Московском Кремле:

  • «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» (1917). 4 На картине изображена закладка деревянного кремля на Боровицком холме. 1

  • «Московский Кремль при Иване Калите» (1921). 1 На полотне представлен Кремль в конце правления Ивана Калиты, точка обзора — с юга, примерно там, где в наше время над рекой возвышается Большой Каменный мост. 2

  • «Московский Кремль при Дмитрии Донском» (1922). 24 На картине изображён белокаменный Кремль, построенный по приказу князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. На переднем плане — река Неглинная со срубами бань и пристанью. 4

  • «Московский Кремль при Иване III» (1921). Картина служит исторической иллюстрацией возведения Кремля во время правления князя Ивана III (вторая

половина XV века). На полотне можно разглядеть, что Успенский собор уже построен, на Архангельском не хватает куполов, строится Благовещенский собор. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, а через реку в Замоскворечье проложен мост. 4



Предварительный просмотр:

Текст 2

      При князе  Иване III Московский Кремль приобрёл свой нынешний вид. Были воздвигнуты Троицкая, Никольская, Спасская и другие башни, построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата.

В 1547 году внук Ивана III, великий князь Иван IV официально принял титул царя. С той поры Москва – столица Русского царства.

    Кремль всегда был центром всей государственной жизни России.

В Грановитой палате заседала Боярская дума, и в ней же проходили Земские соборы – «советы всея Земли». Земские соборы представляли более широкие слои русского населения  На Земских соборах решались вопросы государственной важности – такие, как объявление войны, подписание международных договоров. С той поры Москва – столица Русского царства. Однако Кремль того времени не был закрытой монаршей резиденцией. Собственно владением царя была западная часть Кремля, где находился Государев двор. Ранее, еще при Дмитрии Донском, там стояли терема великого князя и княгини.  

    В царскую эпоху Государев двор представлял комплекс жилых и хозяйственных строений. А в периоды междуцарствия – выборы нового царя. Самым известным был Земский собор 1613 года, избравший на опустевший после Смуты престол Михаила Фёдоровича Романова. Теремной дворец был построен при царе Михаиле Фёдоровиче. По его указу для царских детей - наследников были возведены «зело причудные палаты»- личные комнаты, названные впоследствии Теремным дворцом

     Ещё в Кремле располагались приказы – отраслевые ведомства 16-17 веков, аналоги современных министерств. Здания приказов стояли на Ивановской площади, вокруг них всё время толпился народ: люди шли к чиновникам с различными прошениями, жалобами и т.п. Поэтому Ивановская площадь использовалась для оглашения различных царских указов, постановлений Боярской думы, оповещений. Доносил до народа необходимые сведения царский глашатай. Он возглашал клич, т.е. выкрикивал информацию громким голосом (чтобы услышали все). Отсюда пошло известное выражение «кричать во всю (на всю) Ивановскую». 

   Сейчас, на месте старых Приказных зданий, возвышается комплекс Большого Кремлевского дворца, построенный при правлении императора Николая 1 Сейчас в роскошных залах Большого Кремлёвского дворца проходят парадные приёмы иностранных делегаций и  именитых гостей, награждения доблестных воинов, талантливых учёных, художников, писателей, артистов.

 Здание Сената в Москве было построено во времена Екатерины II как резиденция Правительственного Сената. За годы существования дворец успел побывать на рабочих местах различных государственных структур. При Екатерине 2 было построено здание  Сенатского дворца. Его  легко узнать по большому зеленому куполу, который играет весьма важную роль в формировании архитектурного облика Московского Кремля. Ныне здесь находится резиденция Президента России

     В начале 20 века  в Москву из Петрограда переехало новое советское  правительство. В новую эпоху Кремль стал резиденцией советских вождей, а также местом проживания крупных партийных деятелей

      Сегодня Кремль – резиденция Президента России. И одновременно крупнейший музейный центр. Музеи Московского Кремля открыты для посещения в любой день,

Закончите составление таблицы, используя сведения текста.

Название здания

Для каких целей использовался

Текст 3

Соборы Московского Кремля.

Духовным центром Кремля была Соборная площадь с её храмами – Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами.

    Московский Кремль, пожалуй, самый красивый памятник крепостного зодчества. Главная площадь Кремля Соборная площадь. На ней располагаются самые древние и красивые храмы Кремля.

Успенский собор – главный храм русского православия. Он построен на Соборной площади Московского Кремля. В Успенском соборе русских царей венчали на царство, избирали патриарха – главу русской церкви, проводили торжественные молебны. В соборе хоронили патриархов и московских митрополитов. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

Архангельский собор расположен на Соборной площади напротив Успенского собора. Храм Архангела Михаила построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором из Венеции Алевизом Новым. Поскольку храм посвящён архангелу-воителю, много росписей было посвящено батальным сценам.    Архангельский собор служил некрополем – усыпальницей великих князей и царей.

Благовещенский собор был возведён псковскими зодчими в 1484-1489 годах. В Благовещенском соборе цари и их семьи совершали моления, обряды крещения, бракосочетания. Собор также знаменит своим иконостасом, выполненным великими русскими иконописцами: Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские праздники.

      Коронация русских императоров, несмотря на смену столицы, проходила в Москве – в том же самом Успенском соборе, где венчались на царство государи Руси. Поэтому Москва и называлась первопрестольной – первый престол, на который восходил монарх после коронации, находился здесь, в главном кремлёвском храме.

    На границе Соборной и Ивановской площади рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели  её за 10 км от Москвы. Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого»..  

     Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел караульщик и зорко смотрел  вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом,  наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня  Ивана Великого спасала от врагов не только Кремль, он и всю Москву.

Закончите составление таблицы, используя сведения текста.

Название храма Соборной площади

Как (для чего) использовался храм

1.________________

_____________________________________________

2. ________________

__________________

_____________________________________________

3. ________________

__________________

_____________________________________________

Текст 4

Теперь обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля.

На территории Кремля находится много соборов. Поэтому площадь называется Соборной.

Кто знает, что такое Собор? (храм, церковь)

         Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.

        У каждого собора – свой облик и назначение

В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Самая древняя икона собора - "Святой Георгий".  

      По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя. Это изящный собор девятиглавый с золотыми куполами.  Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами.  С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские праздники.

      В 1509 году был построен Архангельский собор – самый красивый, величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает  сказочный  дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей. Усыпальница- это место захоронение или могила.

      Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели  её за 10 км от Москвы. Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого»..  Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел караульщик и зорко смотрел  вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом,  наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня  Ивана Великого спасала от врагов не только Кремль, он и всю Москву.

Текст 5

Царь-пушка

     Эта пушка стояла  для устрашения врагов. Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Длина этого огромного орудия составляет 5 м 34 см. Наружный диаметр ствола - 120 см. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, надписями. Центральная часть ствола разделена выпуклыми орнаментальными и плоскими рельефными фризами. На стволе вылита надпись: "Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Россия". Здесь же литое изображение увенчанного короной царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скипертом в руке.  Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312 килограмм. В течение четырехстолетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году  Царь - пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и поныне.

Царь-колокол

Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века - знаменитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отливали колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбивались от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Для установки формы будущего гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. В 1735 году Царь-колокол был отлит. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200 тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Во время пожара в мае 1737 года от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент осуществили в 1836 году.



Предварительный просмотр:

ПРИЛЖЕНИЕ

Н.Кончаловская «Наша древняя столица.» (отрывки)

1)Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Много было в чаше бора
И волков, и медведей,

Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной...
И решили: «Места много,
Водный путь и край богат!»
Помолились люди богу —
И построили посад.

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой…

Вот этот первый городок

На перекрёстке всех дорог.

Вон он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый,
И назвался он Москвой.
Да не город — деревушка,
На пригорочке — церковушка…

2) Но пришёл однажды час —

И из города Коломны

На Москву возы ползут:

Для Кремля с каменоломни

Возит камень русский люд.

И былой стене на смену

Строит каменную стену

Небывалой красоты

Внук Ивана Калиты.

3) Над золотыми куполами

Вороний грай разгонит сон

В Кремле, что новыми стенами

Кирпичной кладки обнесён.

К соборам, убранным богато,

Дворец выходит за дворцом…

https://vk.com/wall-90965721_58448?ysclid=m2yduttydh665054143

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс

Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...