Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Первые русские князья»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гафарова Заира Нажмутдиновна

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Первые русские князья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Мотивация к учебной деятельности

-  Ребята,  я прошу вас взяться за руки и улыбнуться друг другу, гостям.

Пусть мы с вами почти не знакомы,

Но, надеюсь, друг друга поймём,

А помогут нам в этом дружбы законы,

Мы их к нам на урок позовём.

- Садитесь! Ребята, послушайте внимательно стихотворение!

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела-

Далеко ушла Россия

От страны какой была.

Умный сильный  наш народ

Далеко глядит вперед,  

А  преданья  старины

Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская

- Ребята, как выдумаете, о чём это стихотворение? (О нашей стране).

- А в какой стране мы с вами живем? (В России).

- Верно! А чему оно нас учит? (Мы должны изучать прошлое страны, с уважением относиться к прошлому России)

II. Актуализация опорных  знаний и фиксирование затруднения

- Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок с этого стихотворения? (Мы будем изучать прошлое нашей страны)

- А как называется наука, которая изучает прошлое? (История)

- Что мы можем узнать из истории? (Как жили различные народы, какие события происходили в их жизни).

- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как  жили наши предки? (Чтобы сохранить культуру и обычаи предков. Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь).

- Ребята, вы уже определили, что мы живем в России. А кто же является у нас главой государства? (Президент – Владимир Владимирович Путин). 

- Ребята, всегда ли наша страна называлась Россией?

- Перенесемся на несколько тысячелетий назад.

Задача наша не проста

Дорогу в прошлое найти.

Нас карта поведёт туда,

А с ленью нам не по пути.

- Ребята, откройте свои учебники на странице 5. И обратите внимание на карту Древнерусского государства.

- На будущих новгородских землях образовался союз 3 племён (Поляне - г. Киев,   новгородские словене - г. Новгород и древляне - г. Искоростень).

- В одной из легенд рассказывается: «Над Днепром, на крутых холмах жили три брата – Кий, Щёк и Хорив с сестрой Лыбедь. Жили они дружно и были очень трудолюбивые. Вставали рано и ложились поздно – весь день работали. Ставили избы, терема изукрашенные, пахали землю и косили сено. Самый старший брат Кий был смелым и разумным. Любил он не воевать, а строить. Так и говорили про него: «Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит». Построили братья на днепровских кручах город и нарекли его в честь старшего брата-строителя Кия Киевом». Может, это легенда, а может, так оно и было.

- Ближе к Киеву стали строиться и другие города. Тянулись к нему люди изо всех племен. Вот и стал Киев называться «матерью городов русских», а Русь стала называться Киевской.

- Ребята, но для того, чтобы Русь процветала, ей нужен был глава. Как называли главу Древнерусского государства?

- Ответить на этот вопрос вы сможете, расшифровав слово. Предлагаю вам работать в парах. Чья пара справится с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх, чтобы я видела. (Князь)

- Хорошо, а как вы думаете, что обозначает слово «князь»? Предлагаю вам найти определение этого слова в словаре. (Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования в IX-XVI веках у славян и некоторых др. народов).

- Что он делал? (Укреплял страну, поддерживал порядок, заботился о защите своей страны).

III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

- Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Первые русские князья)

- Ребята, перед вами составляющие цели урока. Определите те составляющие, которые соответствуют изучаемой теме.

Узнать …. Кто были первыми русскими князьями?

                   Какими чертами характера обладали?

                   Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?

IV. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы соберём с вами основные сведения о жизни первых русских князей и составим лэпбук для всех любознательных школьников, который назовём «Первые русские князья». (Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать.)

- Каждая группа будет заниматься только своей страницей. Она будет посвящена одному из князей. В конце урока мы соединим эти страницы и получим наш лэпбук.

- А чтобы у нас всё хорошо получилось. Первую страницу нашего лэпбука мы составим вместе. Для этого мы укажем - имя князя, годы правления, словесный портрет –  черты характера, дела князя на благо страны (что было сделано).

- О первом князе расскажу я.

Князь Рюрик.

- К середине IX века уже существовало Киевское княжество, где были правители - бояре - это знатные и богатые люди, крестьяне - жители сельской местности и горожане.

- Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Обратились славяне за помощью к варягам (телохранитель). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Первым русским князем стал Рюрик. Он привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить. Он укреплял Русь, поддерживал порядок внутри страны, заботился о её безопасности. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Правил Рюрик с 862-879 гг. (IX в). Вместо него стал княжить его воевода.

Рюрик

862-879гг. (IXв.)

Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Он укреплял Русь, поддерживал порядок внутри страны, заботился о её безопасности

V. Физминутка

VI. Самостоятельная работа в группах, самопроверка по эталону.

- Ребята, работать вы будете в группах. Какие вы знаете правила работы в группе?

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8. Помогай товарищам, если они об этом просят.

7. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.

Князь Олег.

- Олег получил прозвище «Вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражена его прозорливость, мудрость. Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружён рвом и крепкими бревенчатыми стенами. Именно он положил первый камень в фундамент русской государственности, и сделал это так добротно и основательно, что им созданная страна не развалилась при ближайших преемниках, а напротив - стала процветать и шириться с каждым следующим поколением. Именно он далеко прославил русское оружие и заставил соседей - могущественных хазар и гордых византийцев уважать интересы молодого варварского народа, само имя которого стало известно лишь за полвека до его княжения. Олег был храбр и умён. Он управлял государством более тридцати лет (с 879 по 912 гг). По преданию умер он не в бою. Умер он от укуса змеи, которая выползла из останков его коня.

Олег

879 -  912гг. (нач. X в.)

Олег был умным и хитрым правителем

Завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев.

Всюду строил он города и крепости.

Князь Игорь.

- После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем. (912 - 945 гг.) Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Летопись донесла до нашего времени их слова: «Повадился волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьем его, всех нас разорит».  Как они сказали, так и сделали.

Игорь

912 – 945гг. (нач. X в.)

Жадный

Собирал  дань со славянского племени древлян. Дружинники отбирали мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.

 Княгиня Ольга.

- После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. (945 - 961 гг.) Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить. Ольга предложила древлянам вместо обычной дани - мехов да мёда - прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья.  Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц. Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили - вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа. Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».

Ольга

945 – 961гг. (X в.)

Женщина решительная, умная.

Решила отомстить за смерть мужа.

Князь Святослав.

Сын княгини Ольги и Игоря  Святослав  был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека» необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Княжил Святослав с 961 г по 972 г. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: «Иду на вы». Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов. Погиб Святослав в бою с кочевниками-печенегами, когда возвращался из похода на Византию.

Святослав

961 - 972гг. (кон. X в.)

Прирожденный воин, выносливый, решительный

Присоединял к своим территориям новые земли.

- Ребята, посмотрите, какой замечательный лэпбук у нас получился!

VI. Закрепление  нового (5 мин)

  • Молодцы! А теперь проверим, запомнили ли вы то, о чем мы с вами говорили.

Задание: Прочитай высказывания,  подпиши имена князей, соответствующей фразе. 

Рюрик

Первый русский князь, варяг.

Олег

Киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города.

Олег

Легенда о смерти: " ... Но примешь ты смерть от коня своего"

Игорь

Сбор дани со славянского племени древлян.

Ольга

Месть за убитого мужа.

Ольга

Совет сыну: "Жадность до добра не доводит"

Святослав

Рыцарь без страха и упрека. Никогда не нападал на врага, не предупредив его: «Иду на вы».

- Ребята, на этом наше путешествие по прошлому окончено:

Задача наша решена

И в прошлом мы нашли ответы.

Вернуться в настоящее пора

Сквозь небо, звезды и планеты.

VII. Домашнее задание.

- Ребята, вот мы и вернулись в наше время. Вам понравилось наше путешествие? А кто из князей вам понравился больше всего?

- А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание: ___________

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

- Ребята, сегодня на уроке вы узнали лишь маленькую долю исторических событий нашей страны. Вам еще очень многое предстоит узнать.

- Получить дополнительную информацию вы можете……

- Как вы считаете, пригодятся ли вам в дальнейшей учебе и жизни знания, полученные сегодня на уроке?

- Где и когда нам могут пригодиться эти знания? (В старших классах на уроках истории, в профессиональной деятельности – экскурсоводы, преподаватели истории, археологи).

- Ребята, в прошлом мы побывали, кроме того мы проложили мост к настоящему и вернулись в наше время. А теперь я вам предлагаю построить мост в будущее. Для этого вам понадобятся элементы моста, которые лежат у вас на партах. Если вам урок понравился, если вам было все понятно на уроке, то проложите от настоящего к будущему элемент зеленого цвета. Если же урок для вас был скучным, не интересным или непонятным, то проложите элемент красного цвета.

- Посмотрите, какой замечательный крепкий мост у нас с вами получился. Я желаю вам, ребята, чтобы на всем вашем жизненном пути  была только зеленая дорога. Мне было очень приятно с вами работать. Большое спасибо вам за активность. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

На уроке используется системно-деятельностный подход....