Урок развития речи "Цветы: ромашка и одуванчик"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Тоцкая Светлана Александровна

Урок развития речи в 3 специальном коррекционном классе для детей с умеренной умственной отсталостью тяжелой степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 33 г. Братска

Урок по развитию речи  в 3 специальном классе

 для детей с умеренной  умственной отсталостью.

Тема урока:

«Цветы: ромашка и одуванчик».

Автор: учитель                                         Тоцкая Светлана Александровна

г. Братск, 2015г.

Цель:

- формировать знания учащихся о полевых цветах: ромашки и одуванчика, их распознавание, отличительные особенности; составлять сравнительный рассказ с опорой на картинку;

- корректировать внимание, логическое мышление через выполнение коррекционных упражнений;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал, картинки цветов, картинки на коррекционные упражнения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок развития речи.

Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?   /Зимой/

- Какой сегодня месяц зимы?

– Какой был месяц перед февралем?

– Какой первый месяц зимы?

Ребята, а хотели бы  вы оказаться на летней полянке? Закройте глаза и представьте, что вы оказались летом на полянке. Кругом зеленая трава, деревья, цветы. Откройте глаза и посмотрите на доску, что вы видите?

/Плакат полянки/

Хорошо, ребята. А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие цветы растут на полянке.

- Сердечко песочное, лепестки молочные.   /Это ромашка/.

Аня покажи на плакате с полянкой - ромашки. Учитель вывешивает на доску плакат ромашки.

- Золотой  и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два – облысела голова.  /Одуванчик/

Учитель вывешивает рисунок одуванчика на доску.

- Ребята, посмотрите на белый цветок одуванчика. Что с ним произойдет, если на него подуть? Давайте подуем на него.

- Одуванчик разлетится. /Полным ответом/

А теперь потренируем наш язычок.

- Ла-ла-ла.       Летит пчела.

- Лы-лы-лы.    Не боимся мы пчелы.

- Лу-лу-лу.      Видел кто из вас пчелу?

- Лы-лы-лы.    Мы не видели пчелы.

- Ла-ла-ла.       Отгадайте, где пчела?

Гимнастика для глаз. Дети следят за движениями пчелы.

Ребята, на какой цветок села пчела?

- Это ромашка.

Какого цвета лепестки у ромашки?

Какой формы цветок?

- Максим подойдет к столу и выберет нужный кружочек, который показывает цвет и форму. И прикрепит под картинкой ромашки.

Какое строение имеет ромашка? К доске пойдет Витя и покажет на рисунке части растения и назовет их.

Когда цветет ромашка? Летом, в июле.

Итак, какой же получился у нас рассказ: У ромашки желтая середина, белые лепестки. Цветки растут на зеленых стебельках. У ромашки пушистые зеленые листья. Под землей находится корень. Корень ветвистый. Цветет ромашка летом в июле месяце.

- Ребята, а что делает пчелка на ромашке? /Пчелка собирает пыльцу/. А из пыльцы получается мед. Помогите пчелке положить мед в баночку.

Упражнение «Лабиринт».

- Молодцы, ребята, помогли пчелке.

А теперь давайте посчитаем цветочки: одна – ромашка, две – ромашки, три – ромашки, четыре – ромашки, пять – ромашек.

А пчелка  приготовила вам еще одно задание. «Отгадай, какой цветок нужно вставить в полоску?» /Задание на доске/.

Физминутка: ребята, представьте, что вы пчелки. Давайте полетаем, сядем на цветочек, соберем пыльцу, полетим дальше.  \2-3 раза\.

А теперь посмотрите на доску, что изменилось? /Пчелка перелетела на другой цветок.  Как он называется? /Одуванчик/.

- Одуванчик желтого цвета. Утром, с восходом солнца, он распускается.  А вечером – когда солнышко садится, - закрывается. Когда цветок отцветает, то становится белым, и если на него подуть, то лепестки отлетают. Когда лепестки отлетят, то цветок становится лысым.

- Сема, подойди к столу и найди кружочек, соответствующий цвету и форме одуванчика и прикрепи его под рисунком одуванчика.

Какого цвета лепестки у одуванчика?

- Сергей пойдет к доске покажет и назовет  нам части растения.

- Когда цветет одуванчик? Одуванчик начинает цвести в конце весны и растет все лето.

Итак, какой рассказ мы составим про одуванчик. Одуванчик желтого цвета, когда цветок отцветает, то становится белым. Стебли у одуванчика коричневого цвета. Листья – зеленые, длинные,  узкие. Корень один, похож на  морковку.

А теперь посчитаем одуванчики: один – одуванчик, два – одуванчика, три – одуванчика, четыре – одуванчика, пять – одуванчиков.

Молодцы, ребята. А теперь пчелка подготовила еще одно задание: «4-й лишний» на доске.

Перед тем, как перейти к другому заданию, мы должны с вами размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика – массаж рук кубиком.

А теперь соберите на полянке цветы для пчелки: ромашку и одуванчик из подготовленных элементов. /Дети собирают на картонке зеленого цвета цветок ромашки и одуванчика/. Но перед этой работой еще раз обратить внимание детей на строение растений и их отличия.

Теперь пчелка посмотрит, как вы собрали цветы, правильно или нет? Внимательно посмотрите на рисунки и ваши поделки, все ли у вас правильно? Покажите, где цветок? Стебель, листья?

Молодцы, справились с заданием. Давайте отпустим нашу пчелку домой, у нее еще много работы.

А мы с вами проведем речевую зарядку: повторяйте за мной:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

- Дети, можно рвать цветы? /Ответ детей/.

Цветы рвать нельзя! Почему? /Ответ детей/.

Итог урока:  Итак, ребята, подошел к концу наш урок. О каких цветах мы сегодня говорили?  Какой цветок вам больше понравился?  Можно ли рвать цветы?

Рефлексия: Что тебе понравилось делать на уроке?

Спасибо, урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Конспект урока литературного чтения Б.Сергуненков "Одуванчик"

Урок знакомит с необычными произведениями Бориса Сергуненко ,развивает фантазию ребенка ,не проходить мимо прекрасного ,видеть необычное в обычных вещах ,формирует представление о художественном ,науч...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация «Одуванчик из салфетки»"

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация «Одуванчик из салфетки»"...