Мастер - класс
презентация к уроку на тему
Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.rar | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель года – 2015 Конкурсное задание «Мастер - класс» |
Иванова Ирина Борисовна
МБОУ «ООШ села Сплавнуха»
Тема: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский.
(«Приемы для проведения рефлексии на современном уроке
в условиях реализации ФГОС НОО»)
Цель мастер – класса:
- повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся;
- познакомить в чем суть изменений урока с введением ФГОС НОО.
Задачи мастер – класса :
-знакомство с новой развивающей формой обучения - рефлексия и способами совершенствования педагогического мастерства, как одного из условий повышения качества и эффективности образования;
-дать представление о классификации рефлексии;
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса;
- анализ приемов использования рефлексии в учебном процессе и внеурочной деятельности
Форма проведения - практическое занятие
Мастер - класс рассчитан на группу педагогов на 20 минут.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, электронная презентация, дидактические материалы – творческие задания, «Лесенка успеха», ручки, буклеты, цветы: голубые и красные.
Ход мастер - класса:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Добрый день, дорогие друзья! Какие это все-таки прекрасные слова: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Когда их слышишь, да еще при этом замечаешь улыбку на лице говорящего, то на душе становится сразу радостней.
- Педагоги знают: как начнешь урок, так его и продолжишь. Включить ребят в работу – важная задача учителя. В этом помогает правильно настроенный психологический настрой. Он позволяет организовать учеников, настроить их внимание. На этом этапе формируется умение сосредоточиться, мобилизовать себя. Но внимание необходимо удерживать в течение всего урока. В этом нам и помогут приемы рефлексии.
СЛАЙД - Итак, как Вы уже догадались темой моего мастер-класса будет… Кто поможет сформулировать?
- Сначала мне бы хотелось узнать, с каким настроением Вы пришли на мой мастер – класс. Покажите это поднятием большого пальца вверх или вниз.
- Замечательно. Мне приятно начать работу в такой положительно-настроенной атмосфере.
- А каким, по-вашему, мнению должен получиться у нас мастер-класс? А что требуется от Вас, чтобы он оказался познавательным и интересным?
СЛАЙД
Не перебивать друг друга.
Смело высказывать свои мысли.
Говорить от своего имени.
Активно работать.
Уважать мнение собеседника.
СЛАЙД Наши ожидания от совместной творческой работы:
Узнать что - то новое.
Увидеть интересные методические приемы.
Пообщаться с коллегами.
Приятно провести время.
Обменяться опытом.
СЛАЙД . -Таким образом, моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. А ваша цель? Овладеть приемами рефлексии в начальных классах в рамках ФГОС НОО.
- Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
СЛАЙД - Исходя из этого рассмотрим следующую классификацию приемов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
К современному уроку в школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебного триместра, учебного года и т. п. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
При выборе того или иного вида рефлексии я учитываю тему, тип и цель урока, содержание и сложность учебного материала, возрастные особенности учащихся и состав класса. Например, в 1 классе чаще использую рисунки (смайлики, гномики, тучка и солнышко, а в 3 классе незаконченность предложений). Уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.
СЛАЙД Итак, приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния. Их целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось;
- «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
СЛАЙД Следующий прием – рефлексия деятельности. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого участника на разных этапах урока.
- «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
-«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
- «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
- «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
- «Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
СЛАЙД . И завершающий прием – это рефлексия содержания учебного материала. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
- «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
- Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
|
- Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Пример синквейна «Медведь»
Медведь
Бурый, белый
Спит, рычит, бежит
Большой опасный хищник
Зверь
Пример синквейна «Любовь»
Любовь
Сказочная, романтическая
Приходит, окрыляет, убегает
Удержать ее умеют единицы
Мечта
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Мастер-класс», «Жюри конкурса», «Участники конкурса»
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Рефлексивный экран
Указание: Прошу Вас по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни …
- мне захотелось…
- Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: «Букет настроения»
В начале мастер-класса раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце занятия учитель говорит:«Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
Указание: оценить работу педагога.
- В завершении мастер-класс мне бы хотелось узнать, с каким настроением Вы уйдете. Покажите это поднятием большого пальца вверх или вниз.
- Дорогие друзья! Я не знаю, кому-то на моем мастер классе было очень легко, а кому-то чуточку трудно. Мне с Вами было безусловно интересно. О таких учениках можно только мечтать. И за это спасибо Вам и конкурсу «Учитель года».
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Мастер-класс»
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Мастер-класс»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Мастер-класс»
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Мастер-класс»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Жюри конкурса»
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Жюри»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Участники конкурса»
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Участники конкурса»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Жюри конкурса»
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Жюри»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: Синквейн
Указание: написать синквейн по теме «Участники конкурса»
- первая строка – название темы (одно существительное), предмет, объект, о котором пойдет речь;
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных, описание признаков выбранного предмета;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает личное отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Участники конкурса»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: «Лесенка успеха»
Указание: определить степень усвоения материала на мастер-классе
УЗНАЛА, ПРИМЕНЮ | ||
УЗНАЛА, СОХРАНИЛА |
УЗНАЛА,ЗАБЫЛА
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: «Лесенка успеха»
Указание: определить степень усвоения материала на мастер-классе
УЗНАЛА, ПРИМЕНЮ | ||
УЗНАЛА, СОХРАНИЛА |
УЗНАЛА,ЗАБЫЛА
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: «Лесенка успеха»
Указание: определить степень усвоения материала на мастер-классе
УЗНАЛА, ПРИМЕНЮ | ||
УЗНАЛА, СОХРАНИЛА |
УЗНАЛА,ЗАБЫЛА
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: «Лесенка успеха»
Указание: определить степень усвоения материала на мастер-классе
УЗНАЛА, ПРИМЕНЮ | ||
УЗНАЛА, СОХРАНИЛА |
УЗНАЛА,ЗАБЫЛА
Творческое задание
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности.
Методика: «Лесенка успеха»
Указание: определить степень усвоения материала на мастер-классе
УЗНАЛА, ПРИМЕНЮ | ||
УЗНАЛА, СОХРАНИЛА |
УЗНАЛА,ЗАБЫЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...