Моя педагогическая философия
материал по теме

Бахтеева Гузель Наилевна

Эссе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера ,

мы украдём у детей завтра."

Джон Дью.

Современному обществу сегодня необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.   На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Реализация требований нового ФГОС невозможна без  педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущим интеллектуальные позиции в обществе.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

       Инструментом реализации Стандартов второго поколения является общеобразовательная система«Школа 2100», по которой я работаю на протяжении многих лет. Методологической основой комплекта является системно-деятельностный подход.  Принцип деятельности предполагает , что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде , а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. Любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому в начале урока я, как учитель , организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке : «хочу» и готовлю их мышление к построению нового знания «могу».  Потом подвожу учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организую  поиск ими и  «открытие» нового знания, ставя при этом проблемные вопросы.

      Предлагаю учащимся разноуровневые задания, позволяющие каждому ребёнку продвигаться своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют возможность «не спеша» отрабатывать необходимые навыки, а наиболее подготовленные получают «пищу для ума».

     Развитие человека — это, прежде всего становление его деятельности и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (мышления, познания и т. д.). Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от деятельности , которую они выполняют в процессе обучения. Я ориентирую построение уроков на продуктивную деятельность , которая связана с работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях , как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогии и относятся к проблемному типу обучения.

       Полноценное обучение математики невозможно без понимания детьми происхождения  и значимости математических понятий, роли математики в системе наук. Поэтому на уроках математики раскрываю перед учащимися три этапа формирования математического знания: построение математической модели построение теории, описывающей свойства построения модели; приложение полученных результатов к реальному миру. Дети открывают сами новые математические понятия в процессе исследовательской деятельности. Я направляю эту деятельность и подвожу итог, давая точную формулировку установленному алгоритму действия. Таким образом, дети строят «свою математику», поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Уроки строю на высоком уровне трудности, все дети с самых первых уроков помещаются в ситуацию, требующую от них интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Поэтому в классе создаю атмосферу доверия, уважения, доброжелательности, позволяющей поверить в свои силы и по-настоящему раскрыться каждому ученику. Стараюсь оценить не только результат деятельности , но и процесс его достижения : обращая внимания на то как думает ученик, решает,  размышляет, тем самым способствую самостоятельности учащихся, их познавательной активности.

     Одной из составляющей учебной деятельности является самоконтроль. Использую следующие приёмы: анализ изученного материала, ответы на вопросы, доказательство утверждений, постановка вопросов  по теме  и т. д. Знания , полученные ребёнком в школе, способствуют образованию понятий и развитию теоретического мышления. В процессе учёбы ребёнок изменяется. Ему необходимо осознания своего внутреннего состояния связанного с учёбой- рефлексия. Самоанализ помогает ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

    Среди школьников редко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз внимательно прочитать или послушать учителя. Многие из них, оказавшись в ситуации требующей умения рассуждать,  нуждаются в дополнительных помощниках. В качестве таких помощников я использую опорные схемы. Они помогают детям не только строить свои рассуждения, но и выполнять действия по предложенному плану, избавляют от механического зазубривания правил и формулировок, способствуют более глубокому осмыслению и усвоению детьми  соответствующего материала.

       Шагая в ногу со временем, уроки строю с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит  групповая форма работы, работа в парах. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

 Одной из задач начального обучения является освоения нового вида деятельности — учебной, поэтому в процессе обучения ребёнок должен овладеть способами  и приёмами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, есть самое неэффективное обучение. На современном этапе обучения учитель начальной школы  должен осуществить переход от информационно- объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личности ребёнка. Роль учителя начальных классов заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность. Обучать деятельности — это значит учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить  пути и средства её достижения. Я помогаю найти решение самостоятельно, руковожу процессом самопознания, становлюсь равноправным участником  деятельности  на уроках, обеспечиваю ребёнку эмоциональную поддержку, развивая навыки общения и сотрудничества. В рамках этого подхода выстраивается цепочка осмысленных высказываний учащегося : предполагаю-читаю-обсуждаю-аргументирую, т. е.  у ребёнка решается проблема развития логической речи . Бернард Шоу утверждал:  «Единственный путь, ведущий к знаниям ,— это деятельность». Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать, условия и границы их применения. Задача учителя — создать для этого все условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....