календарно-тематическое планирование 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Кольцова Юлия Владимировна, учитель начальных классов
4В класс
г.Тихвин
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса на 2013/2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Основные содержательные линии «Литературного чтения» представлены разделами: «Летописи, былины, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь 1», «Литературные сказки», «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Поэтическая тетрадь 2», «Природа и мы», «Поэтическая тетрадь 3», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература», а также часами внеклассного чтения.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для литературного чтения в 4 классе отводится 136 учебных часов, из расчета 4часа в неделю.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за, казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Таким образом, курс «Литературного чтения» направлен на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; развитие всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; создание условий для потребности в самостоятельном чтении художественных и научно-познавательных произведений;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:
- воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
- формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;
- развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.
Программа по литературному чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Освоение содержания данной программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с русским языком, окружающим миром, экологией, краеведением и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, различным формам проведения уроков (обобщающие уроки-игры, уроки словотворчества, библиотечные уроки, читательские конференции), использованию интерактивных методов обучения (ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные ситуации) и занимательного материала.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
УМК и методические пособия:
Климанова Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008
Климанова Л. Ф. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Просвещение, 2013.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
В результате изучения литературного чтения ученик должен:
знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- содержание прочитанного произведения, определять его тему;
- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости»;
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать её своими словами;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- пересказывать текст (объём не более 1,5 с.);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 90 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)
Литературное чтение 4 класс (136 ч) | |||
Тематическое планирование | |||
№ п/п, дата | Наименование раздела программы | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
| Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | 1.Знакомство с учебником. Внеклассное чтение №1 Самые интересные книги прочитанные летом. |
|
| Былины. Летописи. Жития (10ч) | 1.Древнерусские летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…». |
|
| 2.Особый язык летописей. Фрагмент летописи «И вспомнил Олег коня своего». Внеклассное чтение №2 Летописи. | ||
| 3.Былины как жанр русского фольклора. «Ильины три поездочки». 4.Составление творческого пересказа от имени героя. | ||
| |||
| 5.Древнерусские жития. 6.«Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. Характеристика главного героя. 7.Пересказ по опорным словам. Внеклассное чтение №3 Былины. | ||
| |||
| |||
| 8.Обобщение по теме: « Былины. Летописи. Жития». Урок-путешествие по земле русской, богатырской. | ||
| 9.Проект1 «Создание календаря исторических событий». | ||
| 10.Оценка достижений . | ||
| Чудесной мир классики (19 ч) | 1.П.П.Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок). Выразительное чтение. 2. Характеры главных героев в сказке. Обучение чтению по ролям. 3.Поступки героев и их оценка. 4.Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова Внеклассное чтение №4 Творчество П.П. Ершова |
|
| |||
| |||
| |||
| 5.О пушкинском эпитете. А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». Внеклассное чтение №5 Стихи А.С. Пушкина | ||
| 6.А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 7.Стихотворная форма записи сказки. Изобразительность и выразительность слова. Чтение по ролям. 8.Поступки и действия как основное средство изображения персонажей Отношение автора к главным героям. 9.Деление сказки на части. Составление плана. 10.Пересказ основных эпизодов сказки. Внеклассное чтение №6 Викторина по сказкам А.С.Пушкина | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| 11.М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображе ния действительности в стихотворении «Дары Терека» | ||
| 12.М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» Хорошие и плохие поступки людей 13.Средства художественной выразительности, язык сравнения в сказке. Внеклассное чтение №7 Стихи М.Ю. Лермонтова | ||
| |||
| 14.Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | ||
| 15.Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. Умный и находчивый герой. Внеклассное чтение №8 Л. Н. Толстой. Книги для детей: рассказы, сказки, басни. | ||
| 16.А.П.Чехов. «Мальчики». Смысл произведения. Сравнение характеров главных действующих лиц. 17.Пересказ по плану. Внеклассное чтение №9 А. П. Чехов «Каштанка» | ||
| |||
| 18.Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики». | ||
| 19.Оценка достижений. | ||
| Поэтическая тетрадь (14 ч) | 1.Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…». Тоска по родине и красоте родной природы . |
|
| 2.Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». Эмоциональная окраска в произведениях поэта. | ||
| 3.А.А.Фет. «Весенний дождь». Приёмы заучивания стихотворения с опорой на иллюстрацию. | ||
| 4.А.А.Фет. «Бабочка». Построение строк в стихотворении. Внеклассное чтение №10 Стихи А.Блока | ||
| 5.Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…». Сравнение состояния природы в разное время. | ||
| 6.А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Картина сельского быта. | ||
| 7.И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Тема любви к Родине в стихотворении | ||
| 8.Н.А.Некрасов. «Школьник». Тема детства. | ||
| 9.Н.А.Некрасов о своём детстве. «В зимние сумерки нянины сказки…». Тема детства. Внеклассное чтение №11 Творчество Н.А. Некрасова | ||
| 10.И.А.Бунин. «Листопад». Неповторимый красочный образ Родины. | ||
| 11.Ритмичность стихотворной речи в произведениях русских поэтов. | ||
| 12.Времена года в произведениях русских поэтов. Внеклассное чтение №12 Стихи русских поэтов о природе | ||
| 13.Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». | ||
| 14.Оценка достижений. | ||
| Литературные сказки (13 ч). | 1.Жизнь и творчество В.Ф.Одоевского. 2.В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Научно-познавательная сказка. 3.Сочетание реальных и фантастических событий. Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки. Внеклассное чтение№13 Успенский Э Н «Вниз по волшебной реке» 4.Составление плана сказки. Подробный пересказ |
|
| |||
| |||
| |||
| 5.В М Гаршин «Сказка о жабе и розе» 6.Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке | ||
| |||
| 7.П.П.Бажов. «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте. 8.Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев. 9.Выразительное чтение по ролям. Внеклассное чтение№14 П.Бажов «Голубая змейка» | ||
| |||
| |||
| 10.С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке. 11.Деление текста на части. Выборочный пересказ. Внеклассное чтение №15 Н.Сладков «Ключик» | ||
| |||
| 12.Обобщение по разделу: « Литературные сказки». | ||
| 13.Оценка достижений. | ||
| Делу время – потехе час (9 ч) | 1.Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Сказка как жанр литературного произведения. 2. Воспитательное значение сказки. Поговорки при работе над произведением. 3.Инсценирование. Внеклассное чтение №16 Рассказы о школе для детей В. Суслов |
|
| |||
| |||
| 4.В.Ю.Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического | ||
| 5.В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Характер героя, отношение автора к своему герою. Внеклассное чтение №17 Юмористические рассказы В. Ю.Драгунского | ||
| 6.В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Авторское отношение к герою в рассказе. 7. Пересказ с элементами рассуждения. | ||
| |||
| 8.Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час» | ||
| 9.Оценка достижений. | ||
| Страна детства (9 ч) | 1.Знакомство с произведением Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». 2. Герои произведения. Творческое продолжение истории. Внеклассное чтение №18 Б. С. Житков «Рассказы о животных» |
|
| |||
| 3.К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. 4.Сравнение и олицетворение. . Герои произведения. Музыка Э.Грига 5..Подготовка произведения к пересказу. Внеклассное чтение №19 Произведения К.Г. Паустовского "Спешите делать добро" | ||
| |||
| |||
| 6.М.М.Зощенко. «Ёлка». Словесное рисование портретов героев. 7.Составление плана. Краткий пересказ. Внеклассное чтение №20 М.М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история» | ||
| |||
| 8.Обобщение по разделу: «Страна детства». | ||
| 9.Оценка достижений. | ||
| Поэтическая тетрадь (7 ч) | 1.В. Я. Брюсов «Опять сон»Развитие чувства в лирическом стихотворении. |
|
| 2.В. Я. Брюсов «Детская» Выразительное чтение. | ||
| 3.С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Работа над содержанием и выразительностью. Внеклассное чтение №21 Стихи С.А.Есенина о природе | ||
| 4.М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» Работа над содержанием и выразительностью. | ||
| 5.М. И. Цветаева «Наши царства» Работа над содержанием и выразительностью. | ||
| 6.Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь» Конкурс чтецов. | ||
| 7.Оценка достижений. | ||
| Природа и мы (14 ч) | 1.Знакомство с произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка«Приёмыш». Анализ заголовка. 2.Мир животных и птиц в произведении. Роль рассуждений и диалогов в рассказе. 3.Составление плана для подробного пересказа. Внеклассное чтение №22 Д.Н. Мамин – Сибиряк «Медведко» |
|
| |||
| |||
| 4.А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». Работа над содержанием. 5.Характеристики и портреты животных в рассказе Внеклассное чтение №23 Куприн А. И. «Белый пудель» | ||
| |||
| 6.М.М.Пришвин. «Выскочка». Работа над содержанием. 7.Характеристика героя на основе поступка.. Внеклассное чтение №24 М. Пришвин – певец русской природы | ||
| |||
| 8.Е.И.Чарушин. «Кабан». Характеристика героя. | ||
| 9.В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Работа над содержанием. 10.Составление характеристик главных героев. Отработка приёмов целостного и точного восприятия слова. 11.Деление текста на части, составление плана. Выборочный пересказ. Внеклассное чтение №25 Рассказы В. Чаплиной | ||
| |||
| |||
| 12.Обобщение по теме: «Природа и мы». | ||
| 13.Проект№2 «Природа и мы». | ||
| 14.Оценка достижений. | ||
| Поэтическая тетрадь (7 ч) | 1.Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах |
|
| 2.Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Средства худож.выразительности. | ||
| 3.Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | ||
| 4.Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | ||
| 5.Мотивы народного творчества С. А. Есенина «Лебедушка» | ||
| 6.Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Внеклассное чтение №26 Мои любимые стихи | ||
| 7.Оценка достижений. | ||
| Родина (6 ч) | 1.Тема любви к Родине в стихах И. С. Никитина «Русь» Внеклассное чтение №27Стихи о Родине |
|
| 2.Патриотическое звучание С. Д. Дрожжина «Родине». | ||
| 3.Красота и величие природы в стихотворении | ||
| 4.Тема войны в произведении Митяев А В «Рассказы о русском флоте», «Подвиг солдата» | ||
| 5.Проект№3 «Они защищали Родину». | ||
| 6.Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. | ||
| Страна Фантазия | 1.Знакомство с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника». 2.Особенности фантастастического жанра. 3.Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев. |
|
| |||
| |||
| 4.Знакомство с произведением Кира Булычева «Путешествие Алисы». 5.Сравнение сказки и фантастического рассказа. Внеклассное чтение №29 Кир Булычёв «Девочка с планеты Земля» | ||
| |||
| 6.Обобщающий урок-путешествие по «Стране Фантазии». | ||
| 7.Оценка достижений. | ||
| Зарубежная литература (20 ч) | 1.Жизнь и творчество Дж.Свифта. 2.Знакомство с произведением «Путешествие Гулливера». 3.Особенности героев сказки. 4.Пересказ по составленному плану. Внеклассное чтение №30 Гауф В «Маленький Мук», «Карлик нос», «Калиф аист» |
|
| |||
| |||
| |||
| 5.Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена. 6.Знакомство с произведением «Русалочка». 7.Авторская сказка. Работа над содержанием. 8.Деление текста на части. Составление плана. 9.Творческий пересказ. Внеклассное чтение №31 Сказки Г.Х. Андерсена | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| 10.Жизнь и творчество М.Твена. 11.Знакомство с произведением «Приключения Тома Сойера». 12.Сравнение героев и их поступков. 13. Пересказ от первого лица. Внеклассное чтение №32 Сказки братьев Гримм | ||
| |||
| |||
| |||
| 14.С.Лагерлёф. «В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда» 15.Иллюстрация и её значение при работе с текстом. Внеклассное чтение №33 Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» | ||
| |||
| 16.Урок обобщения. Игра «Литературные тайны». | ||
| 17.Оценка достижений. | ||
| 18.Путешествие по дорогам любимых книг. Внеклассное чтение №34 От благодарных читателей (Художественные произведения, героям которых установлены памятники). | ||
| 19.Проект №4 «В стране литературных героев» | ||
| 20.Обобщающий урок за курс 4 класса. Книги, рекомендуемые для прочтения летом. |
Приложение
Тематический план 4 класс (136 ч, 4 ч. в нед.)
№ |
Тема | Кол-во часов | |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 час | |
2 | Былины. Летописи. Жития | 10 час | |
3 | Чудесный мир классики | 19 час | |
4 | Поэтическая тетрадь | 28час | |
5 | Литературные сказки | 13 час | |
6 | Делу время – потехе час | 9 час | |
7 | Страна детства | 9 час | |
8 | Природа и мы | 14 час | |
9 | Родина | 6 час | |
10 | Страна «Фантазия» | 7 час | |
11 | Зарубежная литература | 20 час | |
Всего: |
136 час | ||
Внеклассное чтение | 34 час | ||
Проектов | 4 |
Внеклассное чтение (34ч)
№ урока | Название темы |
1 |
|
3 |
|
8 |
|
15 |
|
16 |
|
21 |
|
24 |
|
26 |
|
28 |
|
34 |
|
39 |
|
42 |
|
47 |
|
53 |
|
56 |
|
61 |
|
63 |
|
65 |
|
71 |
|
73 |
|
78 |
|
85 |
|
87 |
|
89 |
|
93 |
|
102 |
|
104 |
|
107 |
|
114 |
|
120 |
|
125 |
|
129 |
|
132 |
|
134 |
|
Проекты (4)
№ урока | Название проекта |
10 | Проект1 «Создание календаря исторических событий». |
95 | Проект№2 «Природа и мы». |
108 | Проект№3 «Они защищали Родину». |
135 | Проект №4 «В стране литературных героев» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
календарно-тематический план 4 класс
в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...