календарно-тематическое планирование 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс на 2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.:Дрофа, 2013) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин (и др.). – 4-е издание, дораб. – М.: Дрофа, 2013
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин. – 13-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2013
- Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной /авт.-сост. Л.М.Садкова. – 3-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013 – 255 с.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развития воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и т.д.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
- «И снова осень к нам пришла» - 8 ч.;
- «В мире сказок» - 8 ч.;
- «Труд и отдых людей зимой и весной» - 10 ч.;
- «В каждом рисунке – солнце» - 8 ч.
Итого: 34 часа.
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Содержание.
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) - 10 ч.
Рисование с натуры простых по очертанию и строению оъбектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций , строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы – 8 ч.
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Декоративная работа – 7 ч.
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью. В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Лепка – 3 ч.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Использование пластического и конструктивного способов лепки.
Аппликация – 2 ч.
Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещение цвета тени.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.
Основные темы бесед:
- виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
- наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
- Москва в изобразительном искусстве;
- старинные города России в творчестве художников;
- тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
- красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
- красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;
- музеи России.
- В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлый контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
- как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Материально-техническое обеспечение программы по изобразительному искусству
3 класс
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин (и др.). – 4-е издание, дораб. – М.: Дрофа, 2011
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин. – 13-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2011
- Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной /авт.-сост. Л.М.Садкова. – 3-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012 – 255 с.
Календарно – тематическое планирование
)
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Дата | |
I четверть (9 часов) «И снова осень к нам пришла» Цели:
| ||||||||
1 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование по памяти «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель | 1 | Беседа. Рисование по памяти и по представлению | Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления; воспитание любви к родной природе | Уметь отражать в рисунке природные явления | Коллективное обсуждение | ||
2-3 | Рисование с натуры осенних листьев сложной формы (акварель) | 2 | Беседа. Рисование с натуры | Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев | Уметь анализировать форму, цвет | Фронтальный опрос, рисунок | ||
4-5 | Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем уборе» (гуашь) | 2 | Беседа. Декора- тивное рисование | Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов | Фронтальный опрос, рисунок | ||
6 | Рисование с нату- | 1 | Беседа. Рисование с натуры | Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции | Фронтальный опрос, рисунок | ||
Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» (акварель) | ||||||||
7 | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь) | 1 | Беседа, декоративное рисование | Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи | Знать о цветовом контрасте | Фронтальный опрос, рисунок | ||
8 | Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | 1 | Беседа | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике | Уметь: -высказывать свои -рассказывать о художниках-иллюстраторах, | Фронтальный опрос | ||
II четверть (7 часов) «В мире сказок» Цели:
| ||||||||
9-10 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина (карандаш, гуашь) | 2 | Беседа | Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги | Знать понятие «иллюстрация». Уметь выполнять иллюстрацию к сказке | Фронтальный опрос | ||
11 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь) | 1 | Беседа, рисование с натуры | Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству | Уметь: -анализировать про -самостоятельно вы | Фронтальный опрос, рисунок |
12-13 | Рисование на тему «В сказочном под- водном царстве» (карандаш, акварель) | 2 | Беседа, рисование на тему | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру | Уметь: - сочетать в творческих рисунках реальные об- разы со сказочными, фантастическими; - анализировать произведение изобразительного искусства; - объяснить последовательность выполнения рисунка | Фронтальный опрос, рисунок | |
14 | Декоративная работа «Сказочный букет»(карандаш, гуашь) | 1 | Беседа, декоративное рисование | Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев | Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса | Фронтальный опрос, рисунок | |
15 | Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной ёлки» (карандаш, акварель) | 1 | Декоративная работа | Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас | Уметь: - объяснять последовательность выполнения рисунка; - выполнить самостоятельно эскизы ёлочных игрушек-украшений | Коллективное обсуждение, рисунок |
16 | Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года - праздника радости сказок» (карандаш, гуашь) | 1 | Декоративная работа | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности | Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски | Коллективное обсуждение, рисунок | |
III четверть (10 часов) «Труд и отдых людей зимой и весной» Цели:
| |||||||
17 | Рисование на тему «Труд людей зимой и весной» (карандаш, акварель) | 1 | Рисование на тему | Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине | Уметь: - составлять композицию; - обсуждать композиции рисунков; - правильно передавать в рисунке про | Коллективное обсуждение, рисунок | |
18 | Рисование на тему «Городские и сельские стройки» (карандаш, акварель) | 1 | Рисование на тему | Формирование у детей навыков последовательной работы над тематическим рисунком. Воспитание любви к Родине, ее историческому прошлому | Знать особенности архитектуры Московского Кремля. Уметь: - последовательно работать над тематическим рисунком; - выбирать сюжет для - строить композицию | Коллективное обсуждение, рисунок |
19 | Рисование с натуры «Орудия труда человека» (карандаш) | 1 | Рисование с натуры | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности | Знать: - понятие и сущность светотени и ее градаций; - орудия труда человека. Уметь: - строить предметы цилиндрической формы с передачей сокращенного в перспективе круга; - анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов | Индивидуальная проверка | |
20 | Декоративное рисование «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь) | 1 | Декоративное рисование | Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки, любви к труду, аккуратности | Знать: - произведения декоративно-прикладного искусства; - традиции народного творчества. Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки | Индивидуальная проверка | |
1 21 | Декоративная работа «Красота в умелых руках» (гуашь) | 1 | Декоративная работа | Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | Уметь: - выполнять элементы хохломской росписи; - передавать форму и пропорции, объем предмета, простейшие приемы выполнения хохломской травки - ягодки, травинки, листочка | Коллективное обсуждение | |
22 | Декоративное рисование «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» (гуашь) | 1 | Декоративная работа | Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления; усвоение учащимися особенностей композиции узора в квадрате. Воспитание любви и уважения к близким, душевной доброты | Знать особенности композиции узора в квадрате. Уметь: - показывать общее и разное в образных решениях; - заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора и подбирать красивое сочетание цветов | Коллективное обсуждение | |
23-24 | Рисование по памяти и представлению. Домашние животные (карандаш) | 2 | Рисование по представлению | Развитие умения анализировать про- порции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным | Знать: - особенности изображения жизни домашних животных; - художников-анималистов и их произведения. Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое домашнее животное | Индивидуальная проверка |
25-26 | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш, акварель) | 2 | Рисование на тему | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе | Уметь: - видеть сюжет; - построить композицию, выделяя главное - детально прорисовать деда Мазая и каждого зайца | Коллективное обсуждение | |
IV четверть (8 часов) «В каждом рисунке – солнце» Цели:
| |||||||
27-28 | Рисование на тему «Полет на другую планету» (карандаш, акварель) | 2 | Рисование на тему | Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов | Иметь представление: - о космосе; - зрительном образе - об освоении космоса. - работать командами - выполнять работу | Индивидуальная проверка | |
29 | Рисование с натуры «Ветка вербы» (акварель) | 1 | Рисование с натуры | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке, умений анализировать пропорции, очертания и цветовую гамму. Воспитание любви к красоте весенней природы родного края, к Родине | Уметь: - передавать пространственное положение - анализировать про и цветовую окраску веточки вербы | Коллективное обсуждение |
30-31 | Иллюстрирование стихотворения Дж. Родари «Все- мирный хоровод» (карандаш, гуашь) | 2 | Рисование на тему | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству | Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом, в колорите | Коллективное обсуждение, рисунок | |
32 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | 1 | Беседа | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | Уметь: - наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; - анализировать свои впечатления; - высказывать свое восхищение красотой родной природы | Коллективное обсуждение | |
33-34 | Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце» (карандаш, акварель) | 2 | Рисование на тему | Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою Родину | Уметь: - составлять композиции; - анализировать ре - выполнять рисунок | Коллективное обсуждение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
календарно-тематический план 4 класс
в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...