Открытое занятие по формированию мышления: настольная игра "Контрасты" для детей с ОВЗ
методическая разработка по теме

Гладун Ирэна Петровна

Тема: формирование элементов логического мышления.

Цели:

- развитие элементов логического мышления: соотнесение предметов на практике и в воображении, умение  сравнивать, в определённой последовательности передавать все виды знаний и выполнять по инструкции   действия, комментируя их и  делая  выводы,

- развивать и закреплять понятия о   противоположных качествах предметов:  тяжёлый - лёгкий, старый -  молодой, зима -  лето,  день - ночь, чёрный - белый, медленно - быстро и т.д.,

- развитие внимания, памяти,  зрительного восприятия,

- развитие речевой грамматики: согласование слов в предложении, ответы на вопросы односложно и полными предложениями по повтору и самостоятельно,

- развитие ориентировки в пространстве,

- расширение кругозора и словарного запаса,

- развитие общей и мелкой моторики: в упражнениях физминутки и упражнениях при составлении PAZZLE.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие

по игрокоррекции по «Формированию мышления» в 5 классе

                                                                                             СПБ, ГСБ (к) ОУ  школа №487 Выборгский район.

                                                                                                          Учитель высшей категории:  Гладун И.П.

                                                                                                                                            от 20.04.2012.

 Тема: формирование элементов логического мышления.

Цель:

 - развитие элементов логического мышления: соотнесение предметов на практике и в воображении, умение

  сравнивать, в определённой последовательности передавать все виды знаний и выполнять по инструкции

   действия, комментируя их и  делая  выводы,

 - развивать и закреплять понятия о   противоположных качествах предметов:  тяжёлый - лёгкий, старый -

   молодой, зима -  лето,  день - ночь, чёрный - белый, медленно - быстро и т.д.,

 - развитие внимания, памяти,  зрительного восприятия,

 - развитие речевой грамматики: согласование слов в предложении, ответы на вопросы односложно и полны-

  ми предложениями по повтору и самостоятельно,

 - развитие ориентировки в пространстве,

 - расширение кругозора и словарного запаса,

 - развитие общей и мелкой моторики: в упражнениях физминутки и упражнениях при составлении PAZZLE.

 Задачи:

 -  формирование умений  устанавливать причинно - следственные связи и зависимости.

  - формирование умений ассоциировать полученные изображения с реальными явлениями, объектами.

 - формирование положительного отношения к игре.

 - формирование навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, воспитание смелости, на-

  стойчивости.

 - формирование умения пользоваться активно речью во время игры, делать выводы.

 -

 Оборудование:   Настольная игра «Контрасты», состоящая из  разноцветных карточек:

На  карточках  жёлтого фона  изображены противоположные качества предметов.  Горячий – холодный,    

 съедобный – несъедобный, белый – чёрный, молодой – старый, быстрый – медленный, лёгкий – тяжёлый.

 На  карточках  розового фона  изображены противоположные  действия:  мёрзнуть – греться,  здороваться –

прощаться, резать – клеить, искать – прятаться, тянуть – толкать, ломать – чинить.

На карточках зелёного фона  показано положение предметов  относительно друг друга: справа – слева,  

 спереди – сзади, на – под,  внутри – снаружи.

На карточках синего фона изображены противоположные времена года и суток: зима – лето, день – ночь.

Ход занятия:

 I Орг. момент:  Объявление темы занятия - Сегодня мы будем играть в игру, которая называется «Контрасты»

или   «Наоборот».

II Настольная игра:    

Вариант  1.  « Противоположности «

Цель игры:   Научить детей находить парные карточки, на которых изображены предметы с    противополо-

ными свойствами. 

Ход  игры:    Разложить карточки изображением вверх. Возьмите   2   карточки, образующие пару, например, с  

гирей  и шариком:  Чем они отличаются друг от друга? ( Гиря тяжёлая, шарик – лёгкий.)

Предлагаем  ребёнку найти и соединить все пары. Если выбор сделан правильно, карточки легко соединяются

друг с другом.

Вариант   2.   « Кто быстрее? «

Цель игры:    Быстрее всех  подобрать пары к своим карточкам.

Ход игры:      Ведущий берёт себе по    1   карточке из каждой пары, остальные поровну распределяет между

игроками. Затем показывает любую карточку. Владелец парной картинки должен её показать и назвать два

слова с противоположными значениями. Побеждает тот, у кого раньше других закончатся карточки.

Когда игра будет усвоена, ведущий может просто называть  любые слова, а участники – вспоминать их    

антонимы. Например, можно использовать следующие пары:

 Хорошо - плохо. Бросать - ловить. Говорить - слушать. Находить - прятать. Раздеваться - одеваться. Большой -

маленький. Потолок - пол. Высоко - низко. Мальчик - девочка. Чистый - грязный. Ленивый - трудолюбивый.

Тихий - громкий. Весёлый - грустный.  

 III Физминутки: «Наоборот» - с мячом - используя слова из игры.

 VI Мы сегодня узнали много слов, которые имеют противоположное значение. Давайте попробуем эти

слова использовать. Дети по очереди, по просьбе педагога выполняют задание и комментируют с помо-

щью педагога свои действия.

 Например: -  Ира, выключи свет. А теперь сделай наоборот. Какими словами можно обозначить свои  дей-

ствия? - Выключи - включи. - Правильно. -  Когда мы включаем свет? - Когда  темно. - А выключаем? - Когда

светло. - Правильно. Какими словами теперь мы обозначим  эти понятия? - Темно - светло. - Молодец!

 - Даша, подними стул и поставь его на парту. Будем  мыть пол. Когда помоем пол, что мы сделаем? - Мы

стул  на пол  опустим.  - Какие слова противоположного значения мы будем говорить? - Поднимем - опустим.

 - Хорошо! - А как можно назвать пол до и после уборки? - Грязный - чистый. - Правильно. - И  т.д.

Например: - Ира, спрячь игрушку. - Какое действие будет выполнять Даша противоположного значения?

 - Спрячь - ищи. - Правильно. - Выполняй! - Молодец! Нашла! - Вспомните слова, которые мы использовали в

этой игре. - Включи - выключи.  Темно - светло. Поднять - опустить. Грязно - чисто. Спрячь - ищи. - Правильно.

 V Вывод:  Что мы сегодня делали на занятии? В какую игру играли? Чему научились?  Что понравилось

больше  всего? Почему? Какие вы запомнили слова, которые можно назвать наоборот? А как по-друго-

му можно назвать эти слова? - Контрасты. Противоположные по значению. - Хорошо.

Всем спасибо. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА "Формирование техники речи"

Логопедическая тема: Формирование техники речи.Грамматическая тема: Закрепление понятий: «текст», «предложение», «слово».Лексическая тема: Школьные принадлежности. Коррекционные задачи: -...

Открытое занятие по социально-бытовой ориентировки (СБО) для детей с ОВЗ

Тема: правила уборки в классе, мытье доски, пола, практическое занятие.Цель: развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборки...

Конспект открытого занятия: Предпосылки формирования беглого осознанного чтения. (дети с ОВЗ)

Цель: Развитие зрительного восприятия выделение буквенных форм.Задачи: формирование навыка чтения.Развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения).Развитие концентраци...

Конспект открытого занятия по формированию логического мышления "Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»"

Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов-действий и...

"Уход за руками и ноготками" Практическое занятие по формированию навыков личной гигиены у детей

Цель: формирование у детей навыков личной гигиены, навыков правильного ухода за руками и ногтями. Задачи: - познакомить детей с основными правилами ухода за руками и ногтями;- показать важность у...