ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА "Формирование техники речи"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
Логопедическая тема: Формирование техники речи.
Грамматическая тема: Закрепление понятий: «текст», «предложение», «слово».
Лексическая тема: Школьные принадлежности.
Коррекционные задачи:
- закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;
-формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;
-воспитывать навыки правильного голосоведения (темп, ритм, паузацию речи, высоту, модуляцию голоса);
-учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;
-развивать навыки морфологического анализа;
-учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;
-формировать навыки нахождения и выделения общности семантики родственных слов;
-работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса;
-формировать грамматический строй речи, навыки словоизменения продуктивных форм слов;
-прививать навыки культуры речевого общения;
-развивать умения синхронизировать речи и движения;
-развивать оперативную слухоречевую память.
Общеобразовательные задачи:
-формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;
-развивать предпосылки морфологического разбора на практическом уровне, умение находить ядро семантического поля;
-формировать навыки синтаксического разбора предложений;
-закреплять лексикон по теме «Школьные принадлежности»;
-учить обобщать, делать выводы;
-познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;
-закрепить основные умения дыхания и голосоподачи.
Воспитательные задачи:
-воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;
-формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций;
-развивать навыки предварительного, текущего опосредованного видов самоконтроля.
Оборудование: карточки, схемы предложения, слова (для индивидуальной и фронтальной работы), кукла «Антошка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия №9 п.Осакаровка
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА
ТЕМА
Подготовила и провела
Кривец Н.В.
План-конспект
1.Организационный момент
2.Речевая зарядка
-Послушайте, какую веселую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
-Что означает слово хохлатые?
3.Повторение ранее изученного материала
-Расскажите Антошке, что такое речь.
-Какой она бывает?
-Чем устная речь отличается от письменной?
-Для чего нужна речь?
-Какими схемами обозначаются предложение и слово?
-Найдите и покажите соответствующие карточки.
4.Сообщение темы урока
-Какую речь приятно слушать?
-О какой речи мы будем говорить на уроке?
-Объясните, почему вы так решили.
5.Работа над техникой речи (дыханием)
-Поможет нам провести урок Антошка.
-Послушаем его, что он нам расскажет.
(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ству-те, ре-бята! Я т-а-к торопил-ся к в-а-м! По-мо-ги-те мне! Я, ка-жет-ся, по-пал в бе-ду! От ме-ня убежа-ли шко-льны-е при-над-леж-нос-ти!»)
-Антошка, отдышись, отдохни.
-Скажите, ребята, все ли было понятно из рассказа Антошки?
-Почему?
-Приятно ли было его слушать?
-Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.
-Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому Антошку.
1) Перед тем как сказать, сделай глубокий вдох носом.
2) Во время речи стой прямо, не поднимай плечи.
3) Соблюдай паузы во время проговаривания сложных предложений.
-Выполним упражнения.
-Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счет «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счет «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем пять раз.
6.Развитие слухоречевой памяти
-Произнесите на одном дыхании: учебник, пенал, учебник, пенал, карандаш, учебник, пенал, карандаш, ручка, учебник, пенал, карандаш, резинка, учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, фломастер. Все слова произносите четко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.
-Как нужно дышать во время речи?
7.Чтение гласных. Чтение с дирижированием
-Прочитайте гласные на одном выдохе.
А-Э-О-Ы
А-Ы-О-У
О-У-А-Э
О-Э-А-У
8.Физкультминутка
-Физкультминутку мы сегодня выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи:
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали, (Дети шагают на месте.)
Руки – вверх! Руки – вниз! (Ученики выполняют соответствующие
движения.)
Влево, вправо повернись! (Повороты корпусом тела.)
9.Работа над техникой речи (голосом)
-Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким, средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.
-Какой голос называют умеренным?
-Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.
-Рассмотрите изображения трех сюжетных картинок в рабочей тетради (П).
На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули (Антошки) убегают школьные принадлежности (ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал). Под картинкой напечатаны буквы: А – А - А!
На второй картинке изображен Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О - О - О!
На третьей картинке Антошка-первоклассник идет в школу. Веселые персонажи, изображающие школьные принадлежности, находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э!
-Что изображено на первой картинке?
-Почему так поступают школьные принадлежности?
-Как они кричат? Прочитайте.
-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?
-Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…? Произнесите так же: О – О – О.
-Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же: Э – Э – Э.
10.Развитие лексико-грамматических конструкций
-Рассмотрите изображения картинок.
-Прослушайте загадки и найдите среди картинок отгадки (П)
-Что делают карандашом?
-Придумайте с этим словом предложение.
-Покажите соответствующую схему.
-Что делают ручкой?
-Придумайте предложение.
-Покажите соответствующую схему.
11.Развитие языковых представлений
-Рассмотрите под картинкой схему.
-Что она означает?
-Какие названия школьных принадлежностей подходят к схеме?
-Назовите их.
12.Развитие морфологического анализа
-Рассмотрите внизу страницы картинку.
-Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.
-Кто может объяснить, что означает слово беглец?
-Почему его так назвали?
-Кто убежал от Антошки?
-Как можно назвать Кисточку? (Беглянкой.)
-Объясните значение выражения: И след простыл.
-Когда так говорят?
-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?
-Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете? (По высоте - средним, по силе - негромким, спокойным).
-От чего зависят сила и высота голоса во время речи?
-Скажите, какие волшебные слова помогли вам выполнить задание?(Будьте добры, пожалуйста.)
-Для чего они нужны?
13.Подведение итога урока
-Итак, какую же речь приятно слушать?
-Что значит правильно дышать во время речи?
-От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?
-Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?
14.Проверка домашнего задания
-Покажите рисунок вашего любимого героя сказки.
-Какое предложение вы о нём составили?
-Покажите схему и объясните значение каждого обозначения.
15.Оценка деятельности учащихся
16.Организованное окончание урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса
Важное место в школе должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания ...
Статья "Работа над техникой речи"
В статье я использовала свою работу над техникой речи в начальной школе. Надеюсь, что этот материал пригодиться в работе на уроках чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-549677-1423150891.jpg)
Упражнения для развития техники речи.
Упражнения формируют умение правильно пользоваться дыханием, отработки продолжительности дыхания, четкому произношению звуков....
Рабочая программа по Развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи
Рабочая программа по внеурочной деятельности для первого дополнительного класса детей с нарушениями слуха...
ТЕХНИКА РЕЧИ
Дыхание и его тренировка Специальный комплекс дыхательной гимнастикиОбразование голосГолосовые упражненияДикцияУпражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...