«Портфолио в системе итоговой оценки образовательных результатов в начальной школе»
статья на тему

Сафина Марина Викторовна

Выступление на муниципальных педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya_3.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

«Портфолио  в системе итоговой оценки образовательных  результатов в  начальной школе»

20.12.14                                                                        Сафина М.В.

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                      МБОУ «Куединская СОШ  №2-БШ»    

  Мы знаем, что итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение , как минимум , трех итоговых работ.

                                                                   

Портфолио (портфель достижений) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, необходимой для осуществления накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Мы относим портфолио к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т.д.)Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими формами оценивания является, то что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные (академичекие) достижения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Кроме того в состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающих как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В итоговой оценке выделяю две составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику ихиндивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • представляющих достижения обучающегося при завершении темы, курса и зафиксированных в виде предметных или метапредметных знаний либо навыков, конкретного результата;

-результаты итоговых работ, характеризующие  уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования».

  • представляющих лучшие работы за весь курс начальной школы и демонстрирующих лучшие достижения в области как предметных, та и метапредметных результатов.

При формировании портфолио обучающегося начальной школы обязательно учитываю такие два показателя как комплексность и отражение динамики развития. Структура и наполнение портфеля достижений должны позволить обучающимся, учителям, родителям и внешним экспертам сделать выводы о:

1) сформированности у обучающихся метапредметных и предметных способов действий, а также опорой системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированнности у школьника основ умения учиться, наличии способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.

Понятно, что в разных школах полртфолио несколько отличается. Это обуславливается двумя факторами: возможностями самой школы, каждого отдельного  учителя, наличием у школы и учителей собственных задач и целей для использования портфолио , с одной стороны, и задачами, продиктованными стандартом, - с другой.

Согласно положению разработанному в нашей мы с учащимися вели портфолио согласно следующим структуре и содержанию:

  • Титульный лист;
  • Содержание (оглавление);
  • I раздел «Мой портрет»;
  • II раздел «Портфолио документов»;
  • III раздел «Портфолио работ»;
  • IV раздел «Портфолио отзывов».

2.2.1. Титульный лист содержит основную информацию о ребенке;

2.2.2. Раздел I «Мой портрет»: помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»).

2.2.3. Раздел II «Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных  образовательных достижений обучающегося;

2.2.4. Раздел III «Портфолио работ» содержит материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, комплект различных творческих, исследовательских,  проектных и других работ обучающегося, демонстрирующие нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий, которые могут представляться как в бумажном, так и электронном виде.

2.2.4. Раздел IV «Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим.

Для меня, как и многих учителей было непонятным, как включить портфолио в итоговую оценку. В прошлом учебном году  пять ОО района,  работали в пилотном режиме по опережающему введению ФГОС НОО и столкнулись с проблемами:

  1. как включить портфолио в систему итоговой оценки?
  2. неготовность оценивать учащихся по материалам портфолио;
  3.  отсутствие эффективных критериев оценивания.

Возникла необходимость решать данные проблемы и в первой половине данного учебного года была создана ПГ, работающая по теме «Портфолио как средство оценивания выпускников начальной школы», продуктом которой явились дополненные методические рекомендации по организации итоговой оценки выпускников начальной школы в свете ФГОС.

Портфолио учащихся оценивается классным руководителем по следующим критериям:

  • Организация портфолио в соответствии с установленной структурой;
  • Наличие материалов, свидетельствующих о познавательной активности обучающихся  (расширение  рамок урока: исследовательские работы, проекты, рефераты и т.д.);
  • Результативность деятельности и индивидуальный прогресс (листы достижений, дипломы, грамоты, сертификаты , карты, таблицы и т.д.)
  • Систематичесность и регулярность ведения портфолио;
  • Наличие материалов рефлексии и самооценки.

Дополнительные баллы (1-2)ставятся за  аккуратность и эстетичность оформления.

По каждому критерию выставляются от 0 до 2 баллов.

0б – отсутствие материалов по критерию;

1б – частично представлены материалы (1,2  факта)

2б – материалы представлены качественно. (3 и более фактов)

Максимальное количество баллов за портфолио – 12 баллов

Кроме этого педагогами района были разработаны таблицы формирования накопительной оценки учащихся.

Оценка участия в учебных и внеурочных мероприятиях

Уровни  ( баллы)

школьный

муниципальный

региональный

федеральный

Участник

1

2

3

4

3-е место

2

3

4

5

2-е место

3

4

5

6

1 -е место

4

5

6

7

        Перечень достижений во внеурочной деятельности по направлениям для 1 (2,3,4) классса

дата

Название мероприятия

Направления

Уровень участия

Место

Балл

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Духовно-патриотическое

Социальное

Итого

Итак, итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение , как минимум , трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок формирования УУД делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

1)Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

2)Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимых для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

3)Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио - система иновационной оценки учащихся.

Презентация о создании личностного портфолио учащихся 3-4 классов....

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Доклад "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"

Доклад на педагогическом совете об организации накопительной системы оценки в начальной школе....

Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе "

Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"...

"Технология "портфолио" - система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика"

Именно "портфолио", как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребенку в расстановке приоритетов....

Система инновационной оценки «Портфолио»

ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ...

Мастер -класс «Система инновационной оценки портфолио»

Преставлена презентация и план мастер -класса...