Методическая работа учителя
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку,
проведенный в 4 «А» классе
МБОУ СОШ №11.
Тема урока:
«Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных»
Учитель начальных классов
Мелихова Лусинэ Размиковна
Липецк, 2015 год
Тема урока:
«Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.»
Цели урока:
Образовательные:
- на основе парных и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.
Развивающие:
- способность формированию орфографической зоркости;
- обогатить речь.
Воспитательные:
- прививать интерес к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
Тип урока:
Урок открытия нового знания (проблемно-диалогический урок русского языка, использование инструментов ОТСМ- теория сильного мышления и теория решения изобретательских задач)
Оборудование:
Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 4 класс 2 часть, исследовательский журнал, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран
Ход урока.
Слайд 1
- Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Слайд2
Девизом нашего урока я взяла слова известного американского астронавта Нила Армстронга: «Исследование создаёт новое знание»
2. Актуализация изученного.
Слайд3
Гуаш…,реч…,грач…,щел…,рож…,матч…,шир...,сол…,скотч…,плащ... |
-Прочитайте данные слова. Что в них общего?
+Это имена существительные.
-Что такое имя существительное?
+Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.
-На какие группы можно разделить слова?
+Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 2-го и 3-го склонения.
-Разделите слова на группы.
+Слова с мягким знаком на конце и без него.
-Определите, какие слова можно назвать лишними?
+ Щель, ширь, соль
-Почему?
+В них отсутствует шипящий звук на конце.
-Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.
Слайд4
+Щшс щсш шщс шсщ сшщ сщш
-Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.
Слайд5
Словарь: обаяние, обаятельный.
Этимологическая справка:
Обаять - от слова баять(говорить)
Означало: «произвести впечатление словом, заговорить»
Теперь означает: «очарование, привлекательность»
Сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать себя в роли исследователей и открыть для себя новое знание. У любого исследователя есть бортовой журнал, или его ещё называют исследовательским журналом. В который он записывает тему своего исследования, объект, гипотезы и выводы.
- Предлагаю начать исследование. Прочитайте предложение, вставьте простым карандашом пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Слайд6
В парк... на с_рен... и яблон... по...вились цв...ты.
Сравните с работой соседа по парте…. Не спешите исправлять.
3. Постановка учебной проблемы.
- Какие буквы вы написали на месте пропусков? Объясните почему.
- В написании каких орфограмм вы не сомневались?
- А как вы проверите орфограмму на месте пропусков в окончании?
- Почему возникло затруднение в выборе буквы в окончаниях? (Мы не знаем правило)
- Сформулируйте тему нашего исследования. Давайте запишем в бортовой журнал.
Слайд 7(Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных)
Слайд 8
- Что будет являться объектом нашего исследования? (безударные окончания сущ.)
- На какие вопросы ты хочешь получить сегодня ответы?
4. Наблюдение.
Слайд9
Продолжим наше исследование. Перед вами копилка существительных. Я предлагаю вам сыграть в игру «Расселение» (Инструмент ОТСМ – ТРИЗ). Вам нужно распределить или расселить слова по группам, выбрав любой признак. При этом должны помнить два правила:
- Один объект должен быть только в одной группе;
- У каждого слова должна быть своя группа, своё местожительство.
Проверка.
- По какому признаку расселили слова? (Дети называют сколько групп у них получилось, называют слова каждой группы, остальные дети должны догадаться по какому признаку расселили слова – по роду, числу, склонению и т.д.)
- Что такое склонение?
- Как определить склонение?
- Как вы думаете, может безударное окончание имен существительных зависеть от падежа и склонения?
- Давайте наши предположения проверим. Чтобы исследование проходило в более быстром темпе предлагаю его выполнить по рядам в парах.
Слайд 10 Просклоняйте данные имена существительные, поставьте ударение, если затрудняетесь в написании окончания поставьте знак ?
(1ряд – сущ. 1 скл, 2 ряд – 2 скл., 3 ряд – 3 скл.)
- Встретились вам слова, в написании окончаний которых вы не сомневались? Почему?
+ Ударные падежные окончания
- В каких падежах слов 1 скл. легче всего было допустить ошибку? А во 2 скл.? В 3 скл.?
Слайд11
- Можно слова с ударным окончанием как - то использовать?
- Сравните свои ответы с выводом в учебнике с.20
Значит, учитывая падеж, склонение, мы можем для проверки использовать слова-помощники.
Слайд12
5. Физминутка
Буквы в Петиной тетрадке
(шагают на месте)
Ловко делают зарядку.
Буква Г крючком согнулась
(наклоняются вперед),
Влево, вправо повернулась
(делают повороты).
М плавно встала на носочки
(потягиваются),
И запрыгала по кочкам
(прыгают).
Ф, как бабочка, порхала,
Нежно крыльями махала
(взмахивают руками).
Только Ь сидел,
На всех внимательно смотрел
(садятся на место).
6 Составление алгоритма
Слайд 13Правило вывели. Попробуем составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Предлагаю поработать в группах и закончить предложение, учитывая всё, что мы знаем. От группы выберите одного выступающего.
Алгоритм проверки
1.Определяю (часть речи);
2. Ставлю существительное в (н.ф.) и (определяю склонение);
3. Подбираю (слово – помощник) такого же склонения и ставлю его (в тот же падеж);
4. Пишу такое окончание, какое у (слова – помощника);
5.Проверяю: обозначаю орфограмму.
(Дети работают в группах, говорят по очереди, если надо исправляют. На доске появляется алгоритм).
Слайд14
Молодцы! У вас всё получилось.
Слайд15
Д/з выучить слова-помощники стр.20
-Вернемся к предложению и проверим безударные окончания слов:
Слайд16
В парк... на с_рен... и яблон... по...вились цв...ты.
7. Применение правила.
Учебник стр.20 упр.187
8. Итоговая рефлексия. Слайд17
- На какой вопрос мы искали ответ?
- Смогли мы найти ответ на наш вопрос?
- Давайте вспомним алгоритм проверки безударных окончаний существительных.
- Мне очень понравилось как вы работали, особенно…
- У вас в бортовых журналах есть смайлики. Поставьте галочку около того смайлика, который отражает ваше настроение на уроке.
Я благодарю вас за работу на уроке.
Слайд 18
9. Домашнее задание. Выучить слова- помощники.стр.21. упр.188
Исследовательский журнал
Тема исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект исследования:______________________________________________________
Гипотеза (предположение) безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного?
Объекты исследования
- В парк__ на с__рен__ и яблон__ по__вились цв__ты.
- Забота, костёр, копыто, мебель, рожь, мечта, карниз, окно, сирень, палатка, земля.
- Просклоняйте имена существительные.
1 склонение | ||||
И.п | забота | мечта | палатка | земля |
Р.п | забот__ | мечт__ | палатк__ | земл__ |
Д.п | забот__ | мечт__ | палатк__ | земл__ |
В.п | забот__ | мечт__ | палатк__ | земл__ |
Т.п | забот__ | мечт__ | палатк__ | земл__ |
П.п | забот__ | мечт__ | палатк__ | земл__ |
Исследовательский журнал
Тема исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект исследования:_______________________________________________________
Гипотеза (предположение) безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного?
Объекты исследования
- В парк__ на с__рен__ и яблон__ по__вились цв__ты.
- Забота, костёр, копыто, мебель, рожь, мечта, карниз, окно, сирень, палатка, земля.
- Просклоняйте имена существительные.
2 склонение | ||||
И.п | костёр | копыто | карниз | окно |
Р.п | костр__ | копыт__ | карниз__ | окн__ |
Д.п | костр__ | копыт__ | карниз__ | окн__ |
В.п | костёр | копыт__ | карниз__ | окн__ |
Т.п | костр__ | копыт__ | карниз__ | окн__ |
П.п | костр__ | копыт__ | карниз__ | окн__ |
Исследовательский журнал
Тема исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект исследования:_______________________________________________________
Гипотеза (предположение) безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного?
Объекты исследования
- В парк__ на с__рен__ и яблон__ по__вились цв__ты.
- Забота, костёр, копыто, мебель, рожь, мечта, карниз, окно, сирень, палатка, земля.
- Просклоняйте имена существительные.
3 склонение | ||||
И.п | мебель | рожь | сирень | |
Р.п | мебел__ | рж__ | сирен__ | |
Д.п | мебел__ | рж__ | сирен__ | |
В.п | мебель | рожь | сирень | |
Т.п | мебель__ | рожь__ | сирень__ | |
П.п | мебел__ | рж__ | сирен__ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа учителя
Методические нароботки учителя с использованием современных технологий....
Анализ методической работы учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Анализ методической работы учителей начальной школы....
Научно-методическая работа учителя
Анализ современных подходов к проблемам экологического воспитания показывает, что их развитие идет по пути углубления представлений о сущности процесса, признания междисциплинарной, системообраз...
Анализ методической работы учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год
Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....
«Совершенствование научно - методической работы учителей начальных классов как фактор достижения современного качества образования»
Это выступление прозвучало на Межрегиональной научно-практической конференции....
Анализ методической работы учителей начальных классов.
В материале представлены результаты успеваемости учащихся за год, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах. Также обобщен опыт работы учителей начальных классов за год....
Организация методической работы учителей начальных классов в условиях посёлка городского типа
Из опыта работы опорной школы. Опубликована в материалах Всероссийской (заочной) НПК: Многоуровневая методическая служба как организационная основа единого научно- методологического простран...