Методическая работа учителя
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мелихова Лусинэ Размиковна

Уроки, мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку,  

проведенный в 4 «А» классе

 МБОУ СОШ №11.

Тема урока:

«Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных»

 Учитель начальных классов

                                                                             Мелихова Лусинэ Размиковна

Липецк, 2015 год

Тема урока: 

«Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.»

Цели урока: 

Образовательные:

- на основе парных и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;

- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

Развивающие:

- способность формированию орфографической зоркости;

- обогатить речь.

Воспитательные:

- прививать интерес к родному языку;

- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Тип урока:

Урок открытия нового знания (проблемно-диалогический урок русского языка, использование инструментов ОТСМ-  теория сильного мышления и теория решения изобретательских задач)

Оборудование:

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 4 класс 2 часть, исследовательский журнал, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!

Слайд2

 Девизом нашего урока я взяла слова известного американского астронавта Нила Армстронга: «Исследование создаёт новое знание»

 

2. Актуализация изученного.

Слайд3

Гуаш…,реч…,грач…,щел…,рож…,матч…,шир...,сол…,скотч…,плащ...

 -Прочитайте данные слова. Что в них общего?

+Это имена существительные.

-Что такое имя существительное?

+Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

-На какие группы можно разделить слова?

+Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 2-го и 3-го склонения.

-Разделите слова на группы.

+Слова с мягким знаком на конце и без него.

-Определите, какие слова можно назвать лишними?

+ Щель, ширь, соль

-Почему?

+В них отсутствует шипящий звук на конце.

-Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.

Слайд4

+Щшс   щсш   шщс шсщ  сшщ  сщш

-Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.

Слайд5

Словарь: обаяние, обаятельный.

Этимологическая справка:

Обаять - от слова баять(говорить)

Означало: «произвести впечатление словом, заговорить»

Теперь означает: «очарование, привлекательность»

Сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать себя в роли исследователей и открыть для себя новое знание. У любого исследователя есть бортовой журнал, или его ещё называют  исследовательским журналом. В который он записывает тему своего исследования, объект, гипотезы и выводы.

- Предлагаю начать исследование. Прочитайте предложение, вставьте простым карандашом пропущенные буквы, обозначьте  орфограмму.

 Слайд6

В парк... на  с_рен...  и яблон...  по...вились   цв...ты.

Сравните с работой  соседа по парте…. Не спешите исправлять.

3. Постановка учебной проблемы.

- Какие буквы вы написали на месте пропусков? Объясните почему.

- В написании каких орфограмм вы не сомневались?

- А как вы проверите  орфограмму на месте пропусков в окончании?

- Почему возникло затруднение в выборе  буквы в окончаниях? (Мы не знаем правило)

- Сформулируйте тему нашего исследования. Давайте запишем в бортовой журнал.

Слайд 7(Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных)

Слайд 8

- Что будет являться объектом нашего исследования? (безударные окончания сущ.)

- На какие вопросы ты хочешь получить сегодня ответы?

4. Наблюдение.

Слайд9

Продолжим наше исследование. Перед вами копилка существительных. Я предлагаю вам сыграть в игру «Расселение» (Инструмент ОТСМ – ТРИЗ). Вам нужно распределить или расселить слова по группам, выбрав любой признак. При этом должны помнить два правила:

  1. Один объект должен быть только в одной группе;
  2. У каждого слова должна быть своя группа, своё местожительство.

Проверка.

- По какому признаку расселили слова? (Дети называют сколько групп у них получилось, называют слова каждой группы, остальные дети должны догадаться по какому признаку расселили слова – по роду, числу, склонению и т.д.)

- Что такое склонение?

- Как определить склонение?

- Как вы думаете, может безударное окончание имен существительных зависеть от падежа и склонения?

- Давайте наши предположения проверим. Чтобы исследование проходило в более быстром темпе предлагаю его выполнить по рядам в парах.

Слайд 10 Просклоняйте  данные имена существительные, поставьте ударение, если затрудняетесь в написании окончания поставьте знак ?

(1ряд – сущ. 1 скл, 2 ряд – 2 скл., 3 ряд – 3 скл.)

- Встретились вам слова, в написании окончаний которых вы не сомневались? Почему?

+ Ударные падежные окончания

 - В каких падежах слов 1 скл. легче всего было допустить ошибку? А во 2 скл.? В 3 скл.?

Слайд11

- Можно  слова с ударным окончанием как -  то использовать?

- Сравните свои ответы с выводом в учебнике  с.20

Значит, учитывая падеж, склонение, мы можем для проверки использовать слова-помощники.

Слайд12

5. Физминутка

Буквы в Петиной тетрадке

(шагают на месте)

Ловко делают зарядку.

Буква Г крючком согнулась

(наклоняются вперед),

Влево, вправо повернулась

(делают повороты).

М плавно встала на носочки

(потягиваются),

И запрыгала по кочкам

(прыгают).

Ф, как бабочка, порхала,

Нежно крыльями махала

(взмахивают руками).

Только Ь сидел,

На всех внимательно смотрел

(садятся на место).

6 Составление алгоритма

 Слайд 13Правило вывели. Попробуем составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Предлагаю поработать в группах и закончить предложение, учитывая всё, что мы знаем. От группы выберите одного выступающего.

Алгоритм проверки

1.Определяю
(часть речи);

2. Ставлю существительное в
(н.ф.) и (определяю склонение);

3. Подбираю (слово – помощник) такого же склонения и ставлю его
(в тот же падеж);

4. Пишу такое окончание, какое у
(слова – помощника);

5.Проверяю: обозначаю орфограмму.


(Дети работают в группах, говорят по очереди, если надо исправляют. На доске появляется алгоритм).
Слайд14

Молодцы! У вас всё получилось.

Слайд15
Д/з выучить слова-помощники стр.20
-Вернемся к предложению и проверим безударные окончания слов:

Слайд16
В парк... на  с_рен...  и яблон...  по...вились   цв...ты.

7. Применение правила.

Учебник стр.20 упр.187

8. Итоговая рефлексия. Слайд17

- На какой вопрос мы искали ответ?

- Смогли мы найти ответ на наш вопрос?

- Давайте вспомним алгоритм проверки безударных окончаний существительных.

- Мне очень понравилось как вы работали, особенно…

- У вас в бортовых журналах есть смайлики. Поставьте галочку около того смайлика, который отражает ваше настроение на уроке.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Слайд 18

9. Домашнее задание. Выучить слова- помощники.стр.21. упр.188


Исследовательский журнал

Тема исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования:______________________________________________________

Гипотеза (предположение) безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного?

Объекты исследования

  1. В парк__   на   с__рен__   и    яблон__   по__вились  цв__ты.

  1. Забота,  костёр,  копыто,  мебель,  рожь,  мечта,  карниз, окно,  сирень,  палатка, земля.
  2. Просклоняйте имена существительные.

1 склонение

И.п

забота

мечта

палатка

земля

Р.п

забот__

мечт__

палатк__

земл__

Д.п

забот__

мечт__

палатк__

земл__

В.п

забот__

мечт__

палатк__

земл__

Т.п

забот__

мечт__

палатк__

земл__

П.п

забот__

мечт__

палатк__

земл__

Исследовательский журнал

Тема исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования:_______________________________________________________

Гипотеза (предположение) безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного?

Объекты исследования

  1. В парк__   на   с__рен__   и    яблон__   по__вились   цв__ты.

  1. Забота,  костёр,  копыто,  мебель,  рожь,  мечта,  карниз, окно,  сирень,  палатка, земля.
  2. Просклоняйте имена существительные.

2 склонение

И.п

костёр

копыто

карниз

окно

Р.п

костр__

копыт__

карниз__

окн__

Д.п

костр__

копыт__

карниз__

окн__

В.п

костёр

копыт__

карниз__

окн__

Т.п

костр__

копыт__

карниз__

окн__

П.п

костр__

копыт__

карниз__

окн__

Исследовательский журнал

Тема исследования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования:_______________________________________________________

Гипотеза (предположение) безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного?

Объекты исследования

  1. В парк__   на   с__рен__   и    яблон__   по__вились цв__ты.

  1. Забота,  костёр,  копыто,  мебель,  рожь,  мечта,  карниз, окно,  сирень,  палатка, земля.
  2. Просклоняйте имена существительные.

3 склонение

И.п

мебель

рожь

сирень

Р.п

мебел__

рж__

сирен__

Д.п

мебел__

рж__

сирен__

В.п

мебель

рожь

сирень

Т.п

мебель__

рожь__

сирень__

П.п

мебел__

рж__

сирен__

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа учителя

Методические нароботки учителя с использованием современных технологий....

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год

Анализ методической работы учителей начальной школы....

Научно-методическая работа учителя

Анализ современных подходов к проблемам экологического воспитания показывает, что их развитие идет по пути углубления представлений о сущности процесса, признания междисциплинарной, системообраз...

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год

Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....

Анализ методической работы учителей начальных классов.

В материале представлены результаты успеваемости учащихся за год, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах. Также обобщен опыт работы учителей начальных классов за год....

Организация методической работы учителей начальных классов в условиях посёлка городского типа

Из опыта работы опорной школы. Опубликована в материалах Всероссийской (заочной) НПК: Многоуровневая методическая служба как организационная основа единого научно- методологического простран...