Научно-методическая работа учителя
статья по теме
Анализ современных подходов к проблемам экологического воспитания показывает, что их развитие идет по пути углубления представлений о сущности процесса, признания междисциплинарной, системообразующей роли экологического воспитания по пути интеграции различных блоков воспитательного процесса и учебных дисциплин, гуманитаризации естественнонаучного знания.
В ходе освоения программ начального общего образования по ФГОС выпускники должны заложить фундамент своей экологической и культурологической грамотности, научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
в сборнике научных статей на основе материалов заочной Всероссийской научно-практической конференции. Тема: «Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях» 12 декабря 2009 г.
Емельянова М.В., соавтор Михайлова О.Ф.
Внеучебная деятельность как фактор экологического воспитания младших школьников.
Экологическое воспитание младших школьников происходит как в учебной, так и внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность дает большие возможности для самовыявления творческих способностей, интересов и склонностей ученика, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учащихся, для учета личностных особенностей школьников, их возможностей и потребностей.
Внеучебная деятельность проводится общеобразовательными учреждениями во внеурочное время, строит на основах добровольного участия, с учетом интересов детей, при всемерном развитии их самодеятельности. Она имеет больше чем учебная деятельность временное пространство и обеспечивает включение большого числа участников того или иного вида деятельности. Внеучебная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как предоставляется целая палитра сфер деятельности младших подростков, где можно быть успешным, где можно «самовоспитывать» себя в соответствии со своей шкалой ценностей.
Во внеурочной деятельности реализуются задачи всех сторон воспитания – экологического, экономического, правового, гражданского, умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. В условиях правильной организации воспитательного процесса она способствует всестороннему развитию личности каждого школьника.
Внеучебная деятельность обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В- третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
В-четвертых, в различных формах внеучебной деятельности дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. Заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Поскольку внеучебная деятельность является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей [1, 1].
Специфика содержания внеучебной деятельности характеризуется:
во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки[1, 3].
Особенности внеучебной деятельности:
- Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.
- Отсроченность во времени. Внеучебная деятельность – это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
- Отсутствие жесткой регламентации. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
- Отсутствие контроля за результатами внеучебной деятельности. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.
- Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
- Внеучебная деятельность осуществляется после уроков, в праздничные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время [1, 2-3].
Внеучебная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеучебной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач воспитания учащихся. Она подразумевает действие учащихся в различных пространственных и различных коллективах: можно действовать всей образовательной школой, всем классом, небольшой инициативной группой, индивидуально, в составе какого- либо кружка, клуба, направляя свою деятельность на благо своего класса, общеобразовательного учреждения.
Внеучебная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в экологическую, художественную, техническую, экономическую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Внеучебная деятельность является фактором в экологическом воспитании младших школьников. Фактором обычно называется «причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты»[2, 63]
В качестве общих факторов в экологическом воспитании младших школьников выступают экологическая деятельность воспитанников и деятельность педагогов по руководству экологической деятельностью учащихся.
Внеучебная деятельность младших школьников разнообразна и могут быть проклассифицированы по разным основаниям. Такими основаниями могут быть:
а) формы организации внеклассной работы – эта работа может осуществляться через ученическое самоуправление в классе (различные классные дела, мероприятия), через объединения детей по интересам (клубы, кружки);
б) число участников внеучебной деятельности – в зависимости от участников могут быть выделены:
1) массовая: праздники, тематические недели, фестивали, олимпиады, трегинги, выставки, конкурсы и др.:
2) групповая: классные часы, беседы, экскурсии, игры, КТД, встречи, и др;
3) индивидуальная: индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступления на конференциях, в конкурсах; самостоятельная работа по разработке к выполнению индивидуальных экологических проектов, решению экономических задач и др.
в) по видам экологической деятельности младших школьников:
1) познавательно-поисковую: чтение книг, журналов, газет на экологическую тему; сбор материала о природе в интернете; просмотр и обсуждение кинофильмов на экологическую тематику; участие в конкурсах на лучшее сочинение о природе, лучшего знатока лекарственных трав, грибов, животных своего региона, на лучшую композицию из цветов и т.д.;
2) природоохранную: очистка улиц, парков, пришкольного участка от загрязнений; очистка водоемов, предупреждение эрозии почв (посадка деревьев, кустарников, посев трав по склонам оврагов и др.); охрана животных (подкормка диких животных, заготовка корма для зимующих птиц, огораживание муравейников, изготовление кормушек, искусственных гнездовий и т.д.); охрана леса ( расчистка леса от сушняка, выявление очагов повреждения леса и участие в борьбе с ними и др).
3) по восстановлению природы: посадка деревьев, кустарников и уход за ними; закладка цветников и уход за ними; озеленение территории школы, своего двора, улицы, города; сбор семян лекарственных растений и их посадка, разведение ягодников, грибов.
4) пропагандистскую: выступление перед своими товарищами на нравственно-экологические темы; участие в художественной самодеятельности, концертах, кукольных театрах, спектаклях и др. на экологическую тему; участие в конкурсе на лучшего рассказчика о природе своего края, на лучшую поделку из природного материала своей местности; оформление в классе выставки прочитанных книг о природе и их обсуждение.
5) творческую: создание поделок из природного материала; фотографирование; сочинение рассказов, стихотворений о природе родного края.
6) игровую: участие в сюжетно-ролевых играх с экологическим содержанием.
Участвуя в внеучебной деятельности, младшие школьники вступают в определенные отношения со своими сверстниками, с другими людьми, различными обстоятельствами своей деятельности, учатся жить в коллективе, приобретают опыт взаимодействия с природой и пр. чем разнообразнее внеклассная работа, тем богаче их духовное развитие, тем выше у них уровень сформированности экологической воспитанности.
Литература
1.Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы/ http:/www pedsovet. info/ - 2007.-5с.
2.Философский энциклопедический словарь. – М., 1993. -870 с.
Предварительный просмотр:
В сборнике научных статей на основе материалов заочной Всероссийской Интернет научно-практической конференции «Воспитательное пространство: проблемы, поиски решения.»27-28 марта 2009 года
Михайлова О.Ф. 224- 226 с.
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системного подхода.
В настоящий момент Россия переживает глубокий кризис, отразившийся во всех общественной жизни: распалась прежняя картина мира, изменились нравственные ориентиры ценности, обострились противоречия между духовным и материальным, реально существующими потребностями в высших идеалах и господствующей тенденцией прагматического подхода к жизни. Самой чувствительной и уязвимой возрастной категорией в сложившейся ситуации являются дети. Духовная пустота подрастающего поколения неизбежно скажется на судьбах страны. Выход из кризиса видится в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Духовно-нравственное воспитание это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями высших духовных ценностей и претворение в их практическое действие и поведение.
Высшими ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующую систему ценностей: 1) индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); 2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции);3) национальные ( образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации) 4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д). Такая система ценностей «позволяет понять самого себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традициям семьи; стать сопричастным к Большой и Малой Родине; системе мировой культуры» [1,9].Они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия. Эти ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно- исторических изменений цивилизации.
В трактовке духовно-нравственного воспитания мы опираемся на системный подход. Системный подход в педагогике осуществляется при условии, что предмет «воспитание» исследуется и организуется как система. «Система – это совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности»[2,4]
Воспитание является сложной многоуровневой системой. Она существует как иерархия воспитательных систем. Выделяются следующие виды: а) макросистема воспитательная система, функционирующая, в том или ином обществе; б) региональные системы – они развиваются как специфические социальные комплексы, включающие в себя все воспитательные системы в том или ином регионе- районе, городе, области, республике и т.п.; в) педагогические системы – к ним, существующим как относительно самостоятельные, относятся системы воспитания в микрорайоне, воспитательном учреждении, в первичных коллективах , особое место среди последних занимает семья; г) частичные системы – они существуют как моменты функционирования целостных педагогических систем и обеспечивают формирование отдельных сторон личности. Они находятся во взаимопроникновении. Среди этих частных систем – духовно-нравственное, экологическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и т.д. Функционирующие в структуре целостных педагогических систем, они характеризуются своими специфическими задачами, видами деятельности, содержанием, средствами, методами и организационными формами, представляющими наибольшие возможности для решения этих задач. Ведущим среди них является нравственное воспитание. Оно как бы пронизывает все аспекты целостного воспитательного процесса[3,84]
Итак, в свете системного подхода духовно-нравственного воспитания является одним из видов воспитательных систем. Духовно-нравственное воспитание относится к частичным воспитательным системам, которые обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности, так как будучи одним из аспектов воспитания формирует у учащихся высшие духовные ценности. Так как воспитательный процесс многогранен, то духовно-нравственное воспитание, как одна из его граней, находится в органической взаимосвязи взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, также функционирующими как частичные системы.
Духовно-нравственное воспитание не существует как отдельный самостоятельный процесс. Духовно-нравственное воспитание как частичная воспитательная система является частью целостных педагогических систем. Вне целостных педагогических систем она не может быть организована. Этими целостными педагогическими системами могут выступать: коллектив учащихся, образовательное учреждение и семья. Именно они порождают систему духовно нравственного воспитания учащихся. Только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в общеобразовательных учреждениях, возможно обеспечить высокую эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся.
Литература
1 Лушников И.Д. Современная русская школа.- Вологда, 1996.-88с
2 Сокольников Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности.- Чебоксары, 2001.- 32 с.
3.Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие.- М., 1990.-190с.
Предварительный просмотр:
В сборнике научных и методических трудов на основе материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическая воспитательная среда: теория и практика», состоявшаяся 16 июня 2011г в Чебоксарах
Михайлова О.Ф. 103-108 с.
Экологическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности.
Ведущим фактором экологического воспитания младших школьников является внеучебная деятельность. Она выступает как ведущая основа формирования их экологической воспитанности.
Внеучебная деятельность, имеет ряд особенностей:
- занимательный характер внеучебной деятельности позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранной деятельностью;
- участие в коллективных внеклассных мероприятиях полнее способствует формированию нравственно — экологических качеств личности школьника;
- использование различных форм внеклассной работы создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
- внеучебная деятельность полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение;
- во внеучебной деятельности нет ограничений в выборе нравственно-экологического материала, а в учебном процессе материал ограничен рамками программы.
Виды внеучебной деятельности используемые в экологическом воспитании младших школьников весьма разнообразны:
а) познавательно-поисковая: чтение книг, журналов, газет, материалов Интернета на экологическую тему; сбор материала о природе (во время экскурсий о, походов); просмотр и обсуждение кинофильмов на экологическую тематику; участие в конкурсах на лучшее сочинение о природе, лучшего знатока лекарственных трав, грибов, животных своего региона, на лучшую композицию из цветов и т.д.;
б) природоохранная: очистка улиц, парков, пришкольного участка от загрязнений; очистка водоемов, предупреждение эрозии почв (посадка деревьев, кустарников, посев трав по склонам оврагов и др.); охрана животных (подкормка диких животных, заготовка корма для зимующих птиц, огораживание муравейников, изготовление кормушек, искусственных гнездовий и т.д.); охрана леса (расчистка леса от сушняка, выявление очагов повреждения леса и участие в борьбе с ними и др.);
в) восстановление природы: посадка деревьев, кустарников и уход за ними; закладка цветников и уход за ними; озеленение территории школы, своего двора, улицы, города; сбор семян лекарственных растений и их посадка, разведение ягодников, грибов;
г) пропагандистская: выступления перед своими одноклассниками, участие в художественной самодеятельности, концертах, кукольных театрах, спектаклях и др. на экологическую тему; участие в конкурсе на лучшего рассказчика о природе своего края, на лучшую поделку из природного материала своей местности; оформление в классе выставки прочитанных книг о природе и их обсуждение;
д) творческая: создание поделок из природного материала; фотографирование; сочинение рассказов, стихотворений о природе;
е) игровая: участие в ролевых играх с экологическим содержанием [1].
В результате систематического включения младших школьников в внеучебную деятельность, у детей развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы. Дети становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению друг к другу, но и к природе. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, воспитывается любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Особое место среди форм экологического воспитания младших школьников занимают экскурсии в природу. Большое значение таким экскурсиям придавал В.А. Сухомлинский, видя в них средство живого общения воспитанников с природой, весьма благодатного для развития всех сторон личности. В процессе экскурсий детей в природу у учеников воспитывается чувство любви ко всему живому, появляется желание оберегать растения и животных, участвовать в экологической деятельности. Дети знакомятся с объектами природы, в то же время учитель учит детей наблюдать за окружающим миром, сравнивать, находить примеры взаимосвязей природных явлений и труда человека.
Телевидение и кино могут оказывать эффективную помощь в экологическом воспитании детей. Впечатления от специальных передач, детских мультфильмов и кинофильмов по экологической тематике, от их просмотра у детей бывают очень сильными и сохраняются в памяти долго. Нередко эти передачи оказываются как бы «импульсами», отправными точками для последующей работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Включение учащихся социально значимую экологическую деятельность, такую как: помощь библиотеке, озеленение класса и территории школы, посадка деревьев, кустарников, изготовление кормушек для птиц, скворечников, заготовка лекарственного сырья, поддержание порядка на прогулочной территории, участие субботниках, позволяло включить детей в систему разнообразных отношений, сближая их. Дети лучше узнают друг друга, у них пробуждаются чувства ответственности за коллективные дела, чувство заботы друг о друге, о природе.
В нашем опыте работы мы большое внимание уделяли экологическому просвещению детей. Его назначение – обогащение и углубление знаний детей о природе, о бережном отношении к ее богатствам, их уточнение и систематизация. На внеклассных занятиях школьники знакомились с устным народным творчеством, они читали пословицы и поговорки о природе, объясняли их смысл, отгадывали загадки о животных и растениях, узнавали народные песни, которые исполнялись в старину во время выполнения разных трудовых дел на лоне родной природы.
Приведем пример внеклассного мероприятия проведенного в 1 классе на тему: «Что это за дерево?»
Цель: научить учащихся различать деревья; закрепить знания о нормах и правилах поведения в природе; воспитывать ответственность за своё поведение в природе; формировать потребность в общении с природой; расширять кругозор учеников.
Оборудование: Государственный флаг и Государственный герб Чувашской Республики, рисунки дуба и других деревьев, карточки с пословицами и с названиями деревьев, фонограмма чувашской песни.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить? Слушаем загадку.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Ответ: дерево).
Сегодня мы будем говорить о деревьях. Познакомимся с разными деревьями, будем разгадывать загадки, отвечать на вопросы, играть в разные игры. Научимся работать в группах, слушать друг друга и будем стараться заработать для своей команды баллы. Может победить только та команда, в которой все работают и отвечают. (Класс делится на 3 команды. Ученики придумывают названия команд.)
2. Основная часть.
1) Игра «Угадай дерево». Ребята сегодня наша задача сохранить и посадить новые деревья. Не зря русская народная мудрость гласит: «Не беречь поросли – не видать и дерева». «Чувашская пословица звучит так: «Пер йывặс кассан – вуннặ ларт! Объясните пословицы.
Перед вами нарисовано дерево. Кто догадался, какое это дерево? (Дуб). Как вырастает маленький дуб? (Из желудей).
Сегодня мы будем собирать желуди для посадки новых дубков. Выигрывает та команда, у которой будет больше желудей.
Задание: соотнеси картины деревьев и карточки с названиями деревьев. За правильный ответ даются желуди, в случае ошибки желуди убираются. (На доске картины деревьев, карточки. Дети выходят и соотносят картины и карточки с названиями деревьев).
2) Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Пчела на липе» (выполнение под чувашскую музыку). Имитационная игра: «Как двигаются деревья, если дует ветерок?».
3) Игра «Четвертый лишний». Найдите лишнее слово.
Дуб – береза – смородина – липа. Сосна – ромашка – осина – ель. Подснежник – клен – ветла – рябина.
4) Рассказ о Государственных символах Чувашской Республики.
Государственными символами Чувашской Республики являются - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. Мы сегодня познакомимся с эмблемой «Древо жизни». (Показ и объяснение).
Посмотрите Государственные символы Чувашской Республики герб и флаг, покажите эмблему «Древо жизни». Какое дерево оно символизирует? Эмблема «Древо жизни» напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное.
5) Конкурс специалистов. От каждой команды выходят знатоки леса, экологи, лесники.
Задание знатокам леса «Кто лучше знает деревья?». Назвать как можно больше деревьев. Называть нужно быстро, без заминки.
Задание экологам «Спор деревьев». Выберете карточку с названием дерева из следующего набора: ель, дуб, береза. Эколог каждой команды должен доказать, что именно это дерево нужнее и красивее других. Что будет, если оно исчезнет? Желудь получает команда, представитель которой сумеет убедительнее рассказать о красоте и пользе дерева.
Задание лесникам. Объясни правила поведения в лесу.
- Никогда не наноси вред природе.
- Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
- Не трогай домиков животных, их детёнышей.
- Не губи деревья.
- Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
- Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
- Подкармливай зверей и птиц зимой.
- Не мусори на месте своего отдыха.
- В меру используй дары природы.
- Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.
Правильно составь пословицы: 1) Не беречь поросли – а) не видать и дерева. 2) Срубить дерево легко, б) вырастить тяжело. 3) Нет ничего просторнее поля, в) нет ничего богаче леса.
6) Игра «Деревья, кусты, цветы». Учащимся предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст — потопать ногами, а если дерево — то попрыгать. Если участники команды правильно выполняют задание, получают желудь.
3. Заключительная часть.
Какая команда может посадить больше деревьев? Посчитайте желуди. Почему мы должны беречь деревья?
Литература.
1.Емельянова М. В. Взаимосвязь общего и особенного в экологическом воспитании младших школьников: дис. … док. пед. наук. – М., 2006. – С. 296 - 297.
2. Шаронова Е.Г.Организация внеклассной воспитательной работы экологического направления со школьниками: учебно-методическое пособие /Е.Г.Шаронова, М.В.Емельянова.- Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2011.-111с
Предварительный просмотр:
В сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Современная школа: от теории к практике» 14 ноября 2009 г.
Михайлова О.Ф.134-139с
Экологическое воспитание младших школьников на основе системного подхода.
В наши дни охрана окружающей среды, проявление бережного отношения к природе приобретает историческое значение. Подготовить подрастающее поколение к решению этой глобальной задачи призвано экологическое воспитание. Особая роль в решении этого вопроса принадлежит начальной школе, где только начинается «закладка» форм правильных отношений и поведения, основ мировоззрения у воспитанников.
Экологическое воспитание – это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры, тех элементов социального опыта (совокупности знаний, умений, навыков, чувств, убеждений экологически оправданного поведения), которые необходимы им для правильного взаимодействия с природой, для ответственного отношения к ней, для ее сохранения. Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры у подрастающего поколения [1, 23].
В исследовании мы рассматриваем экологическое воспитание младших школьников с позиции системного подхода. Системный подход – это подход к объектам реальной действительности как к системным. Он предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам, ибо мир, бытие, мышление, природа и общество системны[2,7].
Экологическое воспитание младших школьников выступает как воспитательная система.
Выделяют следующие виды воспитательных систем: 1) макросистема – воспитательная система, функционирующая в том или ином обществе; 2) региональные – складываются как специфические социально-педагогические комплексы, охватывающие разнообразные воспитательные системы, функционирующие в районе городе крае, республике; 3) педагогические – относительно самостоятельные, целостные, непосредственно порождающие процесс воспитания; формой их функционирования являются воспитательные коллективы или их совокупности; виды этих систем – в микрорайонах, в воспитательных (учебно-воспитательных) учреждениях, в первичных коллективах (особое место среди них занимает семья); 4) частичные – такие системы существуют не как самостоятельные, а лишь как грани, моменты функционирования целостных педагогических систем, они обеспечивают формирование отдельных сторон личности в их взаимопроникновении – это умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое и т.п. воспитание [3, 26-27].
Опираясь на классификацию воспитательных систем, можно утверждать следующее. Экологическое воспитание, будучи одним из аспектов воспитания, относится к частичным воспитательным системам, которые обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности и называются так потому, что функционируют не как отдельные, самостоятельные системы, а лишь как «моменты» функционирования целостных педагогических систем. Вне целостных педагогических систем они не могут быть организованы. Этими целостными педагогическими системами могут выступать: коллектив учащихся, образовательное учреждение и семья. Именно они и порождают систему экологического воспитания учащихся начальных классов[1, 23].
Только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в общеобразовательных учреждениях, возможно обеспечить высокую эффективность экологического воспитания младших школьников.
Структурными компонентами системы экологическое воспитание младших школьников как частичной системы выступают: цель, задачи, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, результат.
Обратимся к характеристике компонентов системы экологическое воспитание младших школьников.
Целью этого аспекта воспитания является формирование у младших школьников основ экологической культуры.
К задачам экологического воспитания младших школьников относятся: формирование знаний о природе и экологических проблемах родной республики; знакомство с экологической культурой своего народа и других народов, живущих рядом; формирование убеждений, как синтеза экологических знаний и чувств; формирование эмоционально-ценностного отношения к природе; потребности заботиться о природе; вооружение умениями и навыками, необходимыми воспитанникам для экологически ценного поведения, для экологической деятельности по улучшению окружающей среды; развитие инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Система экологического воспитания младших школьников функционирует под влиянием факторов. В качестве общих факторов экологического воспитания выделяют разнообразную деятельность воспитанников ( учение, игра, труд, общение др.), разнообразную деятельность воспитателей (преподавание, экологическое просвещение воспитанников, педагогическое руководство игрой, экологической, трудовой и иной деятельностью воспитанников), а также воспитательный коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, выступает и фактором, движущей силой процесса и вместе с тем является формой функционирования образовательных систем в подлинно демократическом обществе..
Содержанием экологического воспитания младших школьников является усвоение воспитанниками экологической культуры, прежде всего, той ее части, которая необходима им для правильного взаимодействия с природой и ответственного отношения к ней для ее сохранения.
В качестве средств экологического воспитания младших школьников выступают: объемные пособия (муляжи, модели), плоскостные пособия (фотографии, таблицы, схемы), учебники, учебные пособия, ТСО, Интернет и др. главным же средством экологического воспитания является природа.
В качестве методов экологического воспитания выступают общие методы педагогического процесса, используемые педагогами для формирования экологической воспитанности младших школьников.
В качестве организационных форм экологического воспитания выступают общие организационные формы воспитания, используемые применительно к задачам, содержанию, методам экологического воспитания, например, такие как экскурсии, прогулки, классные часы, кружки, беседы, практические работы на природе, праздники, субботники и др.
Результаты экологического воспитания проявляются в овладении младшими школьниками экологической культуры, в развитии их экологических знаний, чувств, а также в овладении способами экологически ценного поведения.
В нашей опытной работе мы выявили педагогические условия эффективности экологического воспитания младших школьников: 1) сочетание систематического воздействия на экологическое сознание младших школьников с организацией их практической экологической деятельности; 2) использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании младших школьников; 3) обеспечение этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников; 4) содружество учителей, семьи и педагогов дополнительного образования в экологическом воспитании младших школьников.
Мы в своей работе, формирование экологического сознания учащихся осуществляли через освоение ими суммы экологических понятий представлений, развития экологического мышления, формирования экологически значимых качеств. Учащиеся включались в экологическую деятельность, направленную на сознательное применение на практике сформированных экологических знаний, умений и навыков, экологически ценностных поступков, поведения, проявление экологически значимых качеств личности. В нашем опыте мы использовали такие воспитательные мероприятия как: экологическая экспедиция «Друзья и враги леса», КТД «Покормите птиц зимой» операция Дерево в городе выставка «Наши домашние любимцы», экскурсия «Осень в лесу», экологический субботник, устный журнал «По страницам Красной книги», конкурс рисунков «Береги природу – наш дом» и др.
В нашем опыте мы использовали разнообразные современные педагогические технологии в экологическом воспитании младших школьников. Например, такие как технологии уровневой дифференциации, групповые, сотрудничества, проблемного обучения, игровые, информационные, проектной деятельности и др.
Важным педагогическим условием стало обеспечение этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников. Мы считаем, что сущность этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников состоит во включении в содержание образования этноэкологических воззрений и традиционного опыта общения с природой своего народа и других этносов. В народной педагогике присутствует целостная система традиций взаимодействия человека и природы, определяющая развитие экологической компетентности отдельной личности и этноса в целом. В нашем опыте мы использовали, выработанный столетиями опыт народной педагогики в воспитании уважительного отношения к природе родного края. Это прогрессивные народные и, прежде всего, трудовые традиции чувашей и других народов, населяющих республику, их фольклор (сказки загадки, народные поговорки, пословицы, народные приметы и т.п.).
Как показала наша опытная работа, важным условием эффективности экологического воспитания младших школьников выступает педагогическое условие: содружество учителей, семьи и педагогов дополнительного образования в данном аспекте воспитания. Мы организовали работу с членами семей младших школьников по следующим направлениям: экологическое просвещение родителей учащихся с использованием разнообразных форм совместной деятельности общеобразовательного учреждения и семьи (родительский лекторий, консультации, беседы, родительские собрания, конференции по обмену опытом, диспуты по экологическим проблемам детей и др.); привлечение родителей и других членов семей к участию в разнообразных коллективных делах экологической направленности.
Мы стремились поддерживать связь с педагогами дополнительного образования, вовлекали их в учебно-воспитательный процесс, совместное проведение экскурсий, экологических акций, конкурсов выставок и т.д.
В ходе анализа нашей опытной работы была выявлена четкая зависимость: наиболее полная реализация выявленных педагогических условий приводит, как правило, к более эффективной организации экологического воспитания младших школьников.
Список литературы
1. Емельянова М.В. Взаимосвязь общего и особенного в экологическом воспитании младших школьников( на примере образовательных учреждений Чувашской Республики): Автореф. дисс. док. пед. наук /М.В. Емельянова - М., 2006.-50 с.
2. Сокольников Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности /Ю.П. Сокольников – Чебоксары, 2001. – 32 с.
3. Сокольников Ю.П.Системный подход в исследовании воспитания. Ю.П.Сокольников –М., 1993. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»
Данная научно-методическая работа раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...
Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.
Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза....
«Совершенствование научно - методической работы учителей начальных классов как фактор достижения современного качества образования»
Это выступление прозвучало на Межрегиональной научно-практической конференции....
Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....
Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"
В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...