Анализ методической работы учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
статья по теме

Баранцева Ольга Игоревна

Анализ методической работы учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методической работы учителей начальных  классов

ГБОУ школы № 337

 за 2011-2012 учебный год

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Сухомлинский В.А.

Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.

         В 2011-2012 учебном году коллектив начальной школы работал над  методической темой: «Нравственное воспитание учащихся, через гуманизацию учебно-воспитательного процесса в рамках реализации новых образовательных стандартов».

Цель работы кафедры - создание условий для реализации новых образовательных стандартов.

Для её реализации были сформулированы следующие задачи:

Продолжить работу по реализации и социализации преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства в рамках реализации новых образовательных стандартов.

Способствовать изучению ценного передового педагогического опыта и его распространению.

Совершенствовать  учебно-воспитательный  процесс на основе новых технологий.

Способствовать обеспечению  условий:

для развития эмоционального интеллекта обучающихся,

для формирования мыслительных приемов и творческого стиля в учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

для приобретения знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации;

о способах обработки результатов и их презентации.

Продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных сторон личности на уроке и во внеурочной деятельности.

Формировать прочные и глубокие  знания обучающихся начальной школы.

Поддерживать социальные инициативы в и достижения  обучающихся.

С 1 сентября 2011 года в нашей школе 1-ые классы перешли на деятельность в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное,  военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность).

Внеурочная деятельность в школе в 1-ых классах в 2011/2012 учебном году представлена по выбору: «Ритмика»; «Спортивно-подвижные игры»; «Акварелька»; «Проектная деятельность – портфолио обучающихся»; «Весёлые нотки»; «Этика: азбука добра»;  «Дружим с книгой»; «Историческое краеведение». Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.

Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

 Начальная школа осуществляет свою учебную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС и с использованием учебно-методических комплектов программы "Начальная школа XXI века" .

«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.

В систему учебников «Начальная школа XXI века» входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
- Русский язык. Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
- Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.

- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс).

Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

- Технология. Автор: Лутцева Е.А.

- Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В.,

Петров С.С.

Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Пр. Минобрнауки РФ № 2080 от 24.12.2010 г.).

В 2010 году учебники комплекта были доработаны и подготовлены к экспертизе на соответствие новым стандартам.  

В 2011 - 2012 учебном году на кафедре учителей начальных классов работало 9 человек; 6 человек имеют высшую квалификацию; 2 учителя – первую категорию, 1 учитель – молодой специалист.

Учителя начальных классов имеют награды:

«Отличник народного просвещения» - Астровская С.И.;

«Почетный работник общего образования РФ» - Акулич Е.В.; Баранцева О.И., Фатиева Т.П., медаль «Ветеран труда» - Савельева Н.Г. .

Все учителя работали согласно учебной программе Министерства образования РФ, по утверждённым календарно-тематическим планам.

В текущем учебном году было проведено: 5 заседаний кафедры,

2 круглых стола, 3 семинара и методическая мастерская «Портфолио учителя начальной школы», мастер-классы, в се заседания кафедры были подготовлены и проводились исходя из поставленных задач, в связи с чем в их структуру были включены следующие технологии:

 работа творческой группы учителей по подготовке к семинарам и круглым столам;

 демонстрация презентаций с комментариями заместителя директора по УВР, учителей;

 анализ и самоанализ деятельности учителя.

Основные темы были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников.

Темы заседаний:

Анализ учебно-воспитательной работы за 2010/2011 учебный год. Задачи на 2011/12 учебный год. Реализация ФГОС в 1 классе.

Стандарты второго поколения:  системно - деятельностный подход.

Организация оценочной деятельности в соответствии с требованиями

ФГОС.

Роль внеурочной деятельности в реализации ФГОС.

Теория и практика внедрения стандартов второго поколения.

Семинары: 

- «Роль внеурочной деятельности в реализации ФГОС»;

- «Позитивный имидж учителя как фактор модернизации методической работы в школе»;

 - «Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы первоклассниками» - семинар-практикум.

Круглый стол:  

- «Факультет профессионалов» для воспитателей старших групп ДОУ и учителей начальной школы по теме: «Проблемные точки в преемственности между дошкольным и школьным образованием в условиях введения ФГОС»;

- «Результаты, проблемы, эффекты первого этапа введения ФГОС» с участием администрации школы, учителей начальных  классов и  родителей.

На заседаниях кафедры выступали: Егорова Г.М., Пруцкая Л.А.,  Астровская С.И., Акулич Е.В., Баранцева О.И., Зудина Н.Ф., Фатиева Т.П., Савельева Н.Г., Гамазова С.В.., Ордина Н.Ф., Шипинова Н.И..  

Рассматривались следующие вопросы: 

итоги работы за 2010-2011 учебный год; планирование учебно-воспитательной, методической работы на 2011 – 2012  учебный год; реализация ФГОС начального общего образования средством УМК «Начальная школа XXI века» (1 класс); разработка и экспертиза рабочих программ и календарно-тематического планирования по предметам, план внеурочной деятельности; изучение нормативных документов; санитарные и педагогические требования к организации учебно-воспитательного процесса (режим работы обучающихся в 1–ых классах в адаптационный период); работа по преемственности д/сад – школа; координация плана по подготовке детей к школе; преемственность I – II ступени обучения; повышение квалификации учителей в течение года; создание системы уроков, формирующих УУД; изучение Положения о нормах оценок; обобщение опыта и методические находки во внеурочной деятельности учителей и предметников 1-ых классов; отчет по посещению ДЭЦ классных руководителей по защите окружающей среды (здоровье - сберегающие технологии); итоги работы кафедры по усвоению программного материала уч-ся младших классов; итоги мониторинговых исследований диагностики оценки качества освоения основной образовательной программы начального общего образования; организация летнего отдыха детей; задачи на будущий учебный год.

В этом учебном году Гамазова С.В. – воспитатель ГПД, приняла участие в районном конкурсе педагогических достижений «Гармония, благополучие, поддержка».

Зудина Н.Ф. провела мастер-класс по теме: «Организация групповой формы работы у первоклассников» для учителей начальных классов и руководителей методических объединений школ Невского района, за что была награждена почетной грамотой. Видеофрагменты уроков представленных на мастер-классе были использованы при проведении городского вебинара на базе федеральной стажировочной площадки по теме: «Системнодеятельностный подход: основа стандартов второго поколения».

В семинаре ИНЦ Невского района для руководителей опытно-экспериментальной площадки выступили Баранцева О.И. с темой:  «Метод проектов как способ развития познавательного интереса, исследовательской и творческой деятельности учащихся в учебной и внеклассной работе. Из опыта работы ГБОУ № 337» и  Зудина Н.Ф. по теме: «Метод проектов в урочной деятельности».

Баранцева О.И. приняла участие в вебинаре на базе ИНЦ Невского района по теме: «Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребёнка».

Ордина Н.В. выступила на ежегодной районной итоговой конференции учителей начальных классов по теме: «Развитие положительной учебной мотивации в младшем школьном возрасте».

Начальная школа приняла активное участие в реализации методической темы школы: «Метод проектов как способ развития познавательного интереса, исследовательской и творческой деятельности учащихся в учебной и внеклассной работе».  

В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования. 

В результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования.

Учитель

Класс

Программа

Тема самообразования

1.

Баранцева О.И.

1 Э

«ХХI век»

«Метод проектов как способ развития познавательного интереса, исследовательской и творческой деятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности»

2.

ОрдинаН.В.

1 А

«ХХI век»

«Развитие положительной учебной мотивации в младшем школьном возрасте»

3.

Зудина Н.Ф.

1 Б

«ХХI век»

«Активные методы обучения»

4.

Федорук А.С.

2 А

«ХХI век»

 «Организационные моменты  урока»

5.

Астровская С.И.

2 Э

«Школа России»

«Использование активных  форм и методов обучения в работе

с младшими школьниками»

6.

Гамазова С. В.

3 А

«Школа России»

«Окружающий мир как средство воспитания и развития ученика»

7.

 Акулич Е.В.

3 Э

«ХХI век»

«Развитие логического мышления младших школьников»


8.

Савельева Н.Г.

4 А

«Школа России»

 « Развитие познавательной активности учащихся в учебной  и во внеурочной деятельности»

9.

Фатиева Т.П.

4 Э

«Школа России»

«Активизация познавательных интересов учащихся на уроках русского языка»

С целью совершенствования педагогического мастерства учителями были посещены городские научно-практические семинары по темам:

«ФГОС: механизмы реализации, модели внедрения»;

«Формирование информационной культуры учащихся начальной школы на примере учебников «Начальная школа ХХI века».

Курсы повышения квалификации:

«Реализация ФГОС в начальной школе» прошли учителя: Фатиева Т.П., Лунёва В.Ю., Киселёва И.Ю..

«Реализация требований ФГОС в системе учебников «Начальная школа ХХI века» – Фатиева Т.П., Лунёва В.Ю., Киселёва И.Ю..

«Активные методы обучения» - 20 часов, электронный курс образовательного портала «Мой университет» - Акулич Е.В., Баранцева О.И., Зудина Н.Ф.;

«Компьютерная грамотность и основы телекоммуникационного обмена» - 80 часов, на базе  НМЦ Невского района – Акулич Е.В., Астровская С.И.,  Баранцева О.И., Гамазова С.В., Зудина Н.Ф., Ордина Н.В. Фатиева Т.П.;

«Формы и методы воспитания в группе продлённого дня» в АППО - Гамазова С.В.;

«Основы религиозных культур и светской этики»  в АППО  - Гамазова С.В..

Зудина Н.Ф. успешно прошла аттестацию, ей присвоена первая квалификационная категория.

        

Успешно реализованы проекты:

«Что означает моё имя»;

«Моё хобби»;

«Режим дня»;

«Моя родословная»;

«Из уст в уста…Сказка за сказкой»;  

«Кем я хочу быть»;

«Природа и человек»;

«Чудо-азбука»;

«ВОВ в жизни моей семьи»;

 «Сказочная азбука»;

 «Я имею право»;

 «Что мы возьмём под защиту»;

 «Природа России»;

 «Страны мира»;

 «Детский журнал»;

  «Почему мне интересно ходить в библиотеку?»;

 «Животное – живое существо».

Работа учителей с учащимися не ограничивалась только классно - урочной системой работы. Учащиеся начальной школы активно вовлекались во все внеклассные мероприятия, что способствовало развитию:

- познавательных интересов и способностей учащихся;

- творческих способностей;

-положительного отношения к школе;

- сохранению здоровья участников педагогического процесса.

Все мероприятия прошли на высоком уровне, в интересной форме и получили положительные отклики от коллег и родителей, этому способствовала комфортная образовательная среда, хорошо развитая кабинетная система, отвечающая современным требованиям.

При проведении  открытых уроков и мероприятий  использовались новые информационно-компьютерные технологии, применялись активные методы обучения,  что включало          работу в парах и группах, разнообразные игры;  так как игра необходима на начальном этапе обучения,  она развивает у детей интерес к обучению, коммуникативные навыки и вызывает у них стремление к получению новых знаний.

- Зудина Н.Ф. – мастер-класс: «Организация групповой формы работы у первоклассников»; «Природа и человек» (1 «Э» и 1 «Б» класс); «Чудо-азбука» (1 «Э» и 1 «Б» класс).

- Астровская С.И. – КВН «День космонавтики» (между 2 «А» и 2 «Э» классами); интегрированный урок «Весна в произведениях русских поэтов-классиков, композиторов, художников» (1 «Э» и  2 «Э» класс); утренник «Посвящается любимым мамам»; утренник к Новому году; урок Мужества, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - встреча с жителем блокадного Ленинграда преподавателем ГБОУ № 337 Невского района Лебедевой В.Н. (1 «Э» и 2 «Э» класс); утренник, посвященный окончанию 2 класса.

- Акулич Е.В. – мастер-класс: интегрированный урок по окружающему миру «Пасхальные корзиночки» (3 «А» и 3 «Э» классы); «Рыцарский турнир» (для 3-их классов); утренник «Для милых дам»; открытое итоговое занятие в группе «Малышок» - «Путешествие в страну Знаний» - для учителей, будущих первоклассников и педагогов школы; «Новогодний калейдоскоп» для родителей будущих первоклассников.

- Гамазова С.В. – мастер-класс: интегрированный урок по окружающему миру «Пасхальные корзиночки» (3 «А» и 3 «Э» класс); «Рыцарский турнир» (для 3-их классов); «300 лет – М.В.Ломоносову» (в рамках участия районного конкурса педагогических достижений «Гармония и благополучие»).

- Савельева Н.Г. –интегрированный урок «Конкурс эрудитов» между 4-ми классами; праздник « Прощай начальная школа».

- Фатиева Т.П. –урок по математике «Решение задач на движение»; интегрированный урок «Конкурс эрудитов» между 4-ми классами; праздник « Прощай начальная школа».

- Ордина Н.В. – «Сказочная азбука»;

- Баранцева О.И. – мастер-класс: урок-сказка по литературному чтению «Из уст в уста…Сказка за сказкой»; «Природа и человек» (1 «Э» и 1 «Б» класс); интегрированный урок «Весна в произведениях русских поэтов-классиков, композиторов, художников» (1-2 класс); урок Мужества, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - встреча с жителем блокадного Ленинграда преподавателем ГБОУ № 337 Невского района Лебедевой В.Н. (1-2 классы); открытое итоговое занятие в группе «Малышок» - «Путешествие в страну Знаний» - для учителей, будущих первоклассников и педагогов школы; «Новогодний калейдоскоп» для родителей будущих первоклассников.

- Федорук А.С. - КВН «День космонавтики» (между 2 «А» и 2 «Э» классами); «До свидания, 2 класс».

На образовательных порталах учителя разместили педагогические разработки из своего опыта работы:

Астровская С.И. –

1.  http://2berega.spb.ru/user/svetlana47337/ 

и на сайте http://www.zavuch.info/methodlib/users/:  «Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками»;

2. http://2berega.spb.ru/user/svetlana47337/  материалы на портале Невского района http://2berega.spb.ru/ (презентации, отчеты об экскурсиях, открытых уроках и мероприятиях).

Зудина Н.Ф. –

1. http://school337.edusite.ru/p78aa1.html: (март 2012г.)

- «Начальная школа и активные методы обучения»;

- «Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов»;

2. zavuch.info/ - «Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов»;

3. http://2berega.spb.ru/ - материалы на портале Невского района (презентации, отчеты об экскурсиях, открытых уроках и мероприятиях).

Баранцева О.И.-  

http://www.smipioner.ru/laboratorimasteri/itemlist/user/354-barantsevaolgaigorevna.html  - 29.11.11 г. - «Былины. О доблести, о подвигах, о славе» (методическая разработка сценария);

http://school337.edusite.ru/p78aa1.html : (март 2012 г.)

 «Былины. О доблести, о подвигах, о славе»; «Ярмарка»;

«Из истории русской Ярмарки»; «Внеурочная деятельность – творческий инструмент развития личности»; «Чай – полезный напиток».

3.http://777olga.pedgazeta.ru/index.php «Новогодняя Перезагрузка.ru (сценарий новогоднего праздника)» - 19.11.2011 г.

4. zavuch.info/ - 07.10.2011 г. - Музыкальная композиция "Весенняя капель";

zavuch.info/ - 15.10.2011 г. - «Русская Ярмарка»; «Всё начинается с первого шага! Теперь все дороги открыты для вас» (сценарий праздника); «Новогодний мюзикл сказочных героев»; «Новогодняя Перезагрузка.ru»;

5. http://2berega.spb.ru/user/777Olga/ - материалы на портале Невского района http://2berega.spb.ru/ (презентации, отчеты об экскурсиях, открытых уроках и мероприятиях).

(На эти материалы  есть сертификаты и свидетельства о публикации).

        Акулич Е.В., Гамазова С.В., Ордина Н.В. - на сайте 2berega.spb.ru – фотографии мероприятий, уроков, экскурсий; презентации учителей и учащихся по темам.        

В течение учебного года учителя сотрудничали с ЛДТЮ. Классы посетили:   праздник «Золотая осень»; новогодние  праздники; утренник «Спасибо Азбуке»; «А, ну-ка, мальчики!»; игру - занятие «В добрый путь!».

Все классы начальной школы посетили централизованную библиотечную систему Невского района Библиотеку № 4. Приняли участие в литературной  викторине по сказкам А.С. Пушкина (посвященной Дню  памяти А.С. Пушкина, к 175-я годовщине со дня гибели поэта).

Привлечение к сотрудничеству родителей всячески укрепляет уважение к старшему поколению и сохранение  семейных ценностей. Родительские комитеты классов оказывают большую помощь в организации внеклассных мероприятий, театров и экскурсий.

Ученики начальной школы приняли участие:

- во всероссийском конкурсе: «Мой любимый сказочный персонаж» - 6 человек (участники);

- во всероссийском конкурсе: «Весна начинается с праздника!» - Петрова Дина 1 «Э» класс (участник);

- во всероссийском детском литературном конкурсе «МЧС России» в номинации «Сказка о спасении сказочных героев» - Орешков Михаил, Титова Анастасия 3 «Э» класс (участники);

- во всероссийском детском литературном конкурсе «МЧС России» в номинации «Безопасный новый год» - Титова Анастасия 3 «Э» класс (участник);

- в конкурсе рисунков и  фотографий ЛДТЮ: «Краски лета» -призёрами конкурса стали: Шапкин Руслан, Ковалов Никита и Федосеев Владислав – ученики 2 «Э» класса;

- в районном конкурсе: «Сказки народов мира,  посвященном Дню

примирения и согласия - участвовали 20 чел.,  призёрами конкурса

стали: Ситнова Вероника и Зайцева Софья 2 «Э» класс, Аброськин Александр

4 «Э» класс, Леонтьева Алина 3 «Э» класс;

- в районном конкурсе краеведческих объединений ОУ Невского района «ХРОНОС», посвященного 95-летию Невского района – награждены дипломами: Сергеева Евгения 1 «Э» класс,  Орешков Михаил и Семёнова Анастасия 3 «Э» класс;

- в районном конкурсе «Безопасное колесо» - команда из 3 «Э» класса;

- в районном конкурсе: «Цветы победы» - 11 чел., призёрами конкурса стали: Ковалёва Елизавета 1 «Э» класс, Богданов Дмитрий 1 «Б» класс, Зайцева Софья и Шапкин Руслан 2 «Э» класс, Титова Анастасия 3 «Э» класс;

– в районных соревнованиях «Веселые старты».

В реализации  целей:

воспитания духовно-нравственных сторон личности и патриотического воспитания;

воспитания любви к природе, к своему городу, терпимости к окружающим людям (толерантности);

развития эмоционального интеллекта учащихся;

формирование морально-волевых качеств;

воспитания уважения к людям различных профессий;

развития интереса и стимулирование стремления к учебе;

  желания ребенка работать в группах, участвовать в праздниках, познавать мир, получать ещё больше новых знаний, учащиеся начальной школы принимали участие во всех школьных мероприятиях:

-  торжественная линейка, посвящённая «Дню знаний»;

- урок Знаний, посвящённый М.В.Ломоносову;

- «День памяти Беслана»;

- «День памяти и скорби»;

- праздник «Посвящение в первоклассники»;

- «День народного единства»;

- урок Мужества, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;

- единый информационный час по вопросам безопасности детей: «Как не стать

жертвой преступления»(15 февраля);

- «День памяти Чернобыля»;

- «День Победы»;

- праздничный концерт ко дню рождения школы;

- единый информационный день по вопросам безопасного поведения детей  на водах, на всех видах транспорта во время летних каникул (17 мая);

- в празднике «Последнего звонка» для 9 классов.

Участвовали в  конкурсах:

- в конкурсе стенгазет, фото- выставки «Осенний Петербург»;

- в празднике, посвященном «Дню Учителя»;

- в конкурсе рисунков «Внимание светофор»;

- в конкурсе поделок и творческих работ, рисунков «Дорога и мы»;

- в школьных олимпиадах по предметам;

- в конкурсе за лучшее оформление кабинета к Новому 2012 году;

- в конкурсе презентаций «ВОВ в истории моей семьи»;

- в конкурсе рисунков «Моё Балтийское море»;

-  в игре по станциям: «Большое маленькое море»;

- в соревнованиях в рамках III ежегодной школьной спартакиады

«Я выбираю спорт»;

- в конкурсе рисунков «День матери»;

- в творческом конкурсе «Самая длинная газета»;

- в спортивных соревнованиях «Майские старты 2012»;

- в ежегодном школьном конкурсе  «Ученик года».

        Учителями  начальной школы в течение года были организованы учебные экскурсии по предметам:

- «Музей хлеба» – Технология,  тема: «От мастерской ремесленника

к промышленному производству»;

- «Зоологический музей» – Окружающий мир, тема «Проблемы экологии»;

- в музей Невской заставы –Окружающий мир, тема «Родной край – частица Родины»;

- экскурсия  к `Монументу героическим защитникам Ленинграда` к 9 мая, – Окружающий мир, тема «Из истории нашей Родины»;

- экскурсия по прилегающей к школе территории (безопасный подход к школе) – Окружающий мир, тема «Правила дорожного движения»;

- театр марионеток им. Е. Деммени: «Волшебное пёрышко», «Приключение Гулливера в стране лилипутов» – Литературное чтение, тема «Зарубежные сказки»;

- Детский экологический центр Водоканала Санкт-Петербурга, учебное занятие «Путешествие капельки воды», – Окружающий мир, тема «Путешествие капельки. Какая бывает вода?»;

- игра-занятие по сказкам А.С. Пушкина в Аничков Дворце, – Литературное чтение, тема «Сказки А.С. Пушкина»;

- «Царскосельский музей» к 200-летию со дня основания, – Литературное чтение, тема «Русские поэты. А.С.Пушкин»;

- ЛДТЮ игра-занятие «В добрый путь!», – Окружающий мир, тема «О правилах поведения»;

- в учебный центр МЧС, – Окружающий мир, тема «Все профессии важны»;

- «Музей гигиены», Окружающий мир,  тема «Что такое здоровье?»;

- страусиная ферма «Приют Белоснежки», Окружающий мир, тема «Животные – живые существа»;

- посещение школьного музея; – Окружающий мир,  тема «Дом, в котором ты живешь»;

-  этнографический музей  "Традиционные обряды и праздники русского народа",

Окружающий мир,  тема «Народная сказка и народные игрушки»;

- Большой Театр Кукол спектакль «Заячья избушка» – Литературное чтение, тема «Р.н.с. Заячья избушка»; спектакль «Слонёнок  – Литературное чтение, тема «Слонёнок» Р.Киплинга;

- этнографический музей «Школа ремёсел»,  – Технология,  «Как работали

ремесленники-мастера»;

- экскурсия в конный клуб «Тигода» в посёлке Отрадном – Окружающий мир, тема «Человек и домашние животные»;

- «Военно-морской музей» – Окружающий мир, тема «Великая Отечественная война 1941-

1945 гг. Экскурсия в музей»;

- Посетили централизованную библиотечную систему Невского района Библиотеку № 4 – Литературное чтение, тема: «Библиографический урок. Книгочей», – Окружающий мир, тема: «Человек и культура. Что такое культура. Первая азбука»;

- «Музей Обуховского завода» – Технология, тема: «Почему инженеры и рабочие понимают друг друга», «Техника в жизни человека. В воздухе и в космосе»; Окружающий мир, тема «Зачем человек трудится?»;

- «Зоологический музей» – Окружающий мир, тема «Животное – живое существо»»;

- «Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ», учебно-игровая программа «Шёл солдат в поход», –  Окружающий мир, тема «Из истории нашей Родины».

        Целью организации учебных экскурсий, посещение музеев и театров являлось не только получение новых знаний, а также расширение кругозора, развитие чувства прекрасного, формирование навыков культуры поведения учащихся.  

        Сотрудничество учителей начальной школы с социальным педагогом Дашковой Л.С., с психологом  Ляхович Л.Д., с логопедом Стрижневой Л.В.,

с учителями-предметниками: Задворновым Г.А., Прохоренко Д.А., Жаворонковой Т.К., Чебыкиной Н.Н., Сатковым В.Н., Ивановой Е.Е., Поздняковым А.П., Полноч О.В., Мишковой О.Н.,  воспитателями ГПД: Кобляковой Ю.А., Лунёвой В.Ю., Пережогиной О.В. и проведение индивидуальных консультаций, родительских собраний, способствовало повышению качества обучения и воспитания учащихся.

В начальной школе на конец в 2011/2012  учебного года - 250 человек:

1-е классы – 79 человек;

2-е  классы  – 65  человек;

3-и  классы  –  54 человек;

4-е  классы – 52 человека.

        

        В этом учебном году программа начального звена выполнена по всем предметам. Анализ проведенных итоговых контрольных работ по математике, русскому языку, окружающему миру, по проверке техники чтения показал следующие результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Итоги качества знаний учащихся 2-4 классов

(контрольные и срезовые работы)

2005-06

2006-07

2007-08

2008-09

2009-10

2010-2011

2011-2012

Математика

82%

76%

84%

87%

79%

85%

81%

Устный счет

61%

45%

40%

67%

39%

75%

62%

Русский язык

75%

77%

70%

85%

72%

82%

77%

Словарь

62%

58%

56%

65%

64%

73%

63%

Окружающий мир

74%

87%

88%

95%

86%

88%

87%

Техника чтения

83%

94%

81%

86%

87%

84%

74%

 

В сравнении с предыдущим годом обучения качество знаний по итоговым и срезовым работам снизилось.

Наиболее распространённые ошибки по русскому языку: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне и на конце слова, пропуск и замена букв. По математике: выбор действия при решении задач, вычислительные ошибки.

По результатам контрольных работ, существует проблема в формировании орфографической зоркости, в решении составных задач,  в выполнении операций над именованными числами.

Учащиеся овладели беглым, осознанным, правильным чтением, с соблюдением всех необходимых норм, но больше всего ошибок при чтении допускают на пропуск, замену букв и постановку ударения. Необходимо формировать интерес к чтению и уделять больше внимания отработке навыков чтения обучающихся.

Учителям рекомендовано:

- применять современные методики, способствующие повышению техники чтения, такие как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «чтение по цепочке», «жужжащее чтение» и т. д.;

-  разнообразить на уроках литературного чтения задания, направленные на развитие темпа чтения;

- включать в урок тренировочные упражнения: речевые разминки, скороговорки, чистоговорки, чтение хором, чтение эхом;

- работать над развитием у учащихся потребности в каждодневном чтении;

- проводить целенаправленную работу по формированию навыков выразительного чтения текста;

- продолжить работу по совершенствованию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения;

- среди родителей вести пропаганду семейного чтения;

- организовать внеклассные мероприятия, повышающие читательский интерес, навыки выразительной и грамотной речи.

Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, обратить внимание на раскрытие интересов, склонностей и способностей учащихся с целью выявления самостоятельного творчества каждой личности; также на формирование читательских умений и интереса к изучению художественной литературы.  

Несмотря на снижение качества знаний контрольных работ, уровень учебных знаний по предметам в целом соответствует требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования и по сравнению с предыдущим периодом 2010/2011 г. качество знаний обучающихся по предметам во 2 - 4 классах показывает положительную динамику (см.таблицу 2):

Таблица 2.

Итоги качества знаний по предметам учащихся 2-4 классов

Предметы

2006-07

2007-08

2008-09

2009-10

2010-11

2011-12

Математика

66%

69%

76%

69%

71%

76%

Русский язык

66%

63%

67%

63%

68%

76%

Литературное

чтение

81%

89%

87%

86%

89%

92%

Окружающий

мир

89%

88%

84%

90%

90%

92%

Иностранный

язык

-

-

69%

67%

77%

71%

        В следующем учебном году необходимо уделять больше внимания индивидуальной работе с потенциальными хорошистами (см.таблицу 3).

        Учителя начальных классов дают глубокие и прочные знания учащимся. Это подтверждают результаты учащихся 5-ых классов по итогам успеваемости за 2011-2012 учебный год:

– 4 - е классы на конец 2010-2011 учебного года – 48 % (4 «А» класс – Городинская Н.В - 36 %; 4 «Э» класс – Баранцева О.И. – 59 %);

– 5 - е классы на конец 2011-2012 учебного года – 69  % (5 «А» класс – 65 %; 5 «Э» класс – 73 %).

Таблица 3.

Итоги успеваемости учащихся 1-4 классов за 2011-12 учебный год

 

Класс

Начало

года

Выбыли

Прибыли

На конец года

Аттестовано

Н/а

Успева                    ют

Не усп.

Отличн.

« 4 и 5»

С 1-ой

 «3»

С 2- мя

«3»

1 А

28

1

-

27

1 Б

26

2

1

25

1 Э

27

-

-

27

Итого

81

3

1

79

2 А

34

-

-

34

34

-

34

-

5

19

4

-

2 Э

32

1

31

31

-

31

-

4

22

3

2

Итого

66

1

-

65

65

-

65

-

9

41

7

2

3 А

29

-

2

31

31

-

31

-

2

17

2

3

3 Э

27

4

-

23

23

-

23

-

3

14

1

-

Итого

56

4

2

54

54

54

-

5

31

3

3

4 А

26

-

-

26

25

1

25

-

2

9

3

2

4 Э

26

-

-

26

26

-

26

-

2

12

3

2

Итого

52

-

-

52

51

-

51

-

4

21

6

5

Всего

255

8

3

250

170

1

170

-

18

93

16

10

Подтверждается высокий профессионализм учителей и положительная динамика по итогам успеваемости за 2011-2012 учебный год (см.таблицу 4 и таблицу 5).

Таблица 4.

Сводная ведомость успеваемости по 1-4 классам

2011-12учебный год

Класс

Ф.И.О.

учителя


Количество уч-ся


«5» по триместрам


«4» по триместрам


Кач-во знаний %


«2»и «н/а»


Успеваемость %

1.09.

1

2

3

год

1

2

3

год

1

2

3

год

1

2

3

год

1

2

3

год

1

2

3

год

1 А

Городинская

Н.В

28

28

27

27

27

1 Б

Зудина Н.Ф.

26

25

25

25

25

1 Э Баранцева

О.И.

27

27

27

27

27

2 А

Федорук А.С.

34

34

34

34

34

1

5

5

5

25

16

16

19

76

62

61

71

100

100

100

100

2 Э

Астровская С.И.

32

32

31

31

31

3

4

4

4

17

22

20

22

63

84

77

84

100

100

100

100

3 А

Гамазова

С.В.

29

31

31

31

31

2

3

1

3

13

16

18

14

50

61

61

61

100

100

100

100

3 Э

Акулич Е.В.

27

26

23

23

23

3

3

3

3

16

14

13

14

73

73

70

74

100

100

100

100

4 А

Савельева

Н.Г.

26

26

26

26

26

  2

2

2

2

7

11

10

9

35

50

46

42

1

1

1

100

96

96

96

4 Э

Фатиева Т.П.

26

26

26

26

26

2

2

2

2

14

12

11

12

62

54

50

54

100

100

100

100


Итого


255


255


250


250


250


13


19


17


18


82


91


88


93


60


64


62


65


100


98


98


98

Итоги успеваемости учащихся 2-4 классов

Таблица 5.

2005-06

2006-07

2007-08

2008-09

2009-10

2010-11

2011-12

Отличники

12

8

13

18

18

27

18

Всего на «4» и«5»

81

87

94

99

60

61

93

Качество

знаний

52%

53%

53%

54%

50%

55%

65%

 По итогам года отлично окончили учебный год 18 обучающихся:

Ф.И. ученика

Класс

1триместр

2триместр

3триместр

год

1.

Ситнова Вероника

+

+

+

+

2.

Щербаков Никита

+

+

+

+

3.

Юсупов Алексей

+

+

+

+

4.

Шапкин Руслан

+

+

+

5.

Аббасова  Нани

+

+

+

+

6.

Ястребова Александра

+

+

+

7.

Кузина Софья

+

+

+

8.

Кимличенко Егор

+

+

+

   9.

Полковникова Мария

+

+

+

10.

Аббасов .Шахрияр

+

+

+

+

11.

Полежаева Арина

+

+

+

12.

Навольнева Иветта

+

13.

Леонтьева Алина

+

+

+

+

14.

Косарева Лера

+

15.

Титова Анастасия

+

+

+

+

16.

Горелова Екатерина

+

+

+

17.

Ефимова Ольга

+

+

+

18.

Клебан Виолетта

+

+

+

+

19.

Косилова Ксения

+

20.

Кузякова Наталия

+

+

+

+

21.

Федорова Мария

+

+

+

+

ИТОГО

13

19

17

18

        Трое учеников по итогам года не смогли закончить учебный год на «отлично».

Учителям необходимо усилить работу с одарёнными учениками.

249 обучающихся усвоили программу начального общего образования. Один ученик 4 «А»класса Демехин Даниил оставлен на повторный курс обучения (с 01.01.2012 года ребёнок находится в розыске; документы поданы в 32 отделение милиции).

 

В течение 2011/2012 учебного года в школе организованы занятия в группе «Малышок» для адаптации и подготовки будущих первоклассников к школе (учителя – Акулич Е.В. и Баранцева О.И.). Проведены традиционные открытые занятия: «Новогодний калейдоскоп» для родителей будущих первоклассников и итоговое открытое занятие «Путешествие в страну Знаний» для учителей будущих первоклассников и педагогов школы.

На 2012-2013 учебный год укомплектовано 3 первых класса (75учеников).

По итогам методической работы за 2011 – 2012 учебный год можно сделать следующие выводы:

Признать работу МО учителей начальных классов удовлетворительной.

Отметить положительную динамику результатов работы учителей.

Задачи на 2012-2013 учебный год:

1. Повышение качества обучения в свете ФГОС начального образования.2. Активное использование информационных технологий и современных педагогических инноваций.

3. Освоение технологии педагогического мониторинга;

4.Продолжить работу по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся;

 5.Усилить работу с мотивированными учащимися, направленную на участие в предметных олимпиадах

  6. Совершенствовать работу по обобщению передового педагогического опыта, обмену опытом между коллегами;

 Обратить внимание на повышение профессионального мастерства молодых специалистов на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов; 

 8. Спланировать совместное проведение предметных недель в средней и начальной школе.

9. Совершенствование воспитательного процесса в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма.

10. Обогащение содержания форм и методов внеурочной деятельности.

Председатель кафедры начальной школы                        Баранцева О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год

Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год

Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....

анализ методической работы учителей начальных классов за 2014 -2015 учебный год

Материал содержит полный анализ работы учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год....

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

В этом учебном году начальная школа активно готовилась к празднованию 70-летия Великой Победы. Эта дата навечно вписана в историю нашей страны. «Помнить - значит жить!». Победа над фашистской Гер...

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год

Анализ методической работы учителей начальных  классов за 2015-2016 учебный год...

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год...