Обучение первоклассников исследовательской деятельности
статья (1 класс) на тему

Мамышева Ирина Юрьевна

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_pervok_issled._deyat._na_sayt.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение первоклассников

исследовательской деятельности

       Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

         Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Рассмотрим методику обучения первоклассников исследовательской деятельности.

Проведение занятия.

        Посадим класс в круг так, чтобы дети видели лица друг друга и пространство внутри. Объявим детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные.

        Для того чтобы показать детям, как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска, надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

        Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

Выбор темы.

         Шаг первый – выделанная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

           После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме – выбирают ту или иную карточку. Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное. Это будет возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов.

           Например, мы можем взять тему «Поведение слона» или «Разработка космического корабля для межгалактических полётов», но эти темы не позволят нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому на первых тренировочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

            Тема выбрана. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладём на середину образованного детьми круга, остальные карточки нужно убрать.

Составление плана исследования.

             Например, дети выбрали карточку с изображением попугая. Таким образом, тема нашего исследования – «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?

         Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвёл детей к тому, чтобы они начали называть их сами.

         Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?». Естественно, что эти вопросы не только к выделенной нами паре детей. Они адресуются всем детям, участвующим в проведении занятия.

         В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др. Те методы, которые окажутся неназванными детьми, на первых порах следует подсказать.

         Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе, - не что иное, как план нашего будущего исследования. Начнём с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что сделать во вторую, третью очередь и далее.

         Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно.

          Следующий вопрос: «Где ещё можем узнать что-то новое о попугае?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Провести эксперимент».

          Итак, план проведения исследования составлен.

Сбор материала.

         Следующий шаг – сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

         Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Мы можем  использовать наряду с обычным пиктографическое письмо.

         Подскажем детям, что на маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы.

Обобщение полученных данных.

         Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на столе пиктограммы и начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали. Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведённого исследования.

          Научить ребёнка смело высказывать свои определения – очень важная задача школьного обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена.

Доклад.

          Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение – «Доклад о попугае».

           После выступления исследователей – завершения доклада. Надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой важной части занятия требует особого педагогического мастерства.

           Первое занятие на этом можно считать законченным. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения в школе I ступени

Александр Ильич Савенков пишет о том, что: «Проектирование и исследование– изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный п...

"Роль проблемного обучения и исследовательской деятельности в развитии творческих способностей обучающихся"

В работе рассматриваются  условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство....

Работа по формированию исследовательской деятельности первоклассников

Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов....

Проектно-исследовательская деятельность первоклассников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Обучение по УМК "Планета Знаний" помогает достичь отличных резул...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте

Для повышения эффективности   урока   наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...