Работа по формированию исследовательской деятельности первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Волынкина Ирина Яковлевна

     Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию исследовательской деятельности первоклассников

                                         Учитель начальных классов МОУ «Усятская сош»

                                        Волынкина И.Я.

    Основой модернизации образования является инновационная деятельность. Наиболее распространенная трактовка понятия «инновация» звучит так: «Это процесс освоения новшества». В качестве синонима слова «инновация» часто употребляют «нововведение», понимаемое как введение нового в практику. При этом под новшеством понимается новое для данного индивида или группы людей средство, метод, программа, технология или методика.

     Для массовой школы применение учителем начальных классов методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся пока не является повседневной реальностью. Поэтому использование учителем этого средства обучения считается инновационной деятельностью.

     Рассуждения о «научной» деятельности учащихся начальных классов часто вызывают удивление, и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

     Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников;
  • развитие общих исследовательских умений и навыков;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

     Для решения этих задач в урочной деятельности используются следующие методы и способы:  коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, сравнительный анализ, коллективное моделирование. В настоящее время разработаны такие УМК, которые способствуют организации исследовательской деятельности школьников на уроках. Например, авторами УМК «Гармония» такая система заданий разработана. Дети имеют возможность на уроке работать самостоятельно в микрогруппах, активно подключаются к коллективному обсуждению отдельных вопросов, результатов урока, различных ситуаций.    

     Внеурочная работа по обучению первоклассников исследовательской деятельности проходит на кружке «Юный исследователь». Программа кружка разработана на основе программы исследовательского обучения младших школьников доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии и развития Московского педагогического государственного университета Савенкова Александра Ильича. Она включает три относительно самостоятельных подпрограммы: «Тренинг», «Исследовательская практика», «Мониторинг». Автор предлагает учебный материал проходить «по принципу концентрических кругов». Пройдя первый круг во второй и третьей четверти первого класса, следует вернуться к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах. Задания от класса к классу будут усложняться. Таким образом, один и тот же вид творческого мышления и исследовательской деятельности, одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается на занятиях периодически, многократно.

     В своей книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» [1] А.И.Савенков  описал ряд самых разных методик, которые можно использовать для формирования у детей основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения.       Подпрограмма «Тренинг» предполагает проведение специальных занятий, на которых приобретаются умения и навыки, необходимые в решении исследовательских задач.

     Каковы же  эти умения и навыки? К ним автор относит умение видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Рассмотрим  некоторые из них.

Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. 

Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», «Наблюдение очевидного», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна – сюжетов много», «Увидеть в другом свете».

С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Например, при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Или при каких условиях  эти же  предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если... Можно использовать такие задания: «Найди возможную причину события», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле».

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, «Задать вопросы тому, кто изображен», «Ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке», «Вопросы и ответы», «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили», «Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомца».

Овладеть умением давать определения понятиям помогут приёмы: «Описание», «Характеристика», «Разъяснение посредством примера», «Сравнение», «Различение». Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки, кроссворды.

Подпрограмма «Исследовательская практика» предполагает проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

«Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать». [1. с. 180]. Савенков А.И. разработал методику проведения учебных исследований с первоклассниками. На первых занятиях дети вместе с педагогом выполняют работу исследователей от первого до последнего этапа.

Работа начинается с выбора темы. Дети рассаживаются в круг. Им предлагается рассмотреть карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований. Рисунки надо подобрать так, чтобы темы можно было исследовать максимально широко. Дети выбирают одну карточку с изображением, обозначающим выбранную тему. Другие карточки убираются.

   Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Учитель заранее готовит карточки с изображением методов исследования. Надо деликатно подсказывать детям, с какого метода нужно начинать исследование. Дети должны ощущать, что они всё делают самостоятельно. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед детьми, - это и есть план будущего исследования.

  • Подумать самостоятельно
  • Спросить у других людей
  • Посмотреть в книгах
  • Посмотреть по телевизору
  • Получить информацию у компьютера
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент
  • Связаться со специалистом

Методы выбраны и начинается сбор информации. Собираемые сведения нужно фиксировать на отдельных карточках в виде опорных слов и рисунков – пиктограмм. У первоклассника способность концентрировать внимание невелика. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если  какой-то из методов не идёт – можно его пропустить. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично – «на одном дыхании».

Ученики анализируют и обобщают полученные материалы. Раскладываются карточки с опорными словами и пиктограммами в определённой последовательности. На первом месте с самой важной информацией. Нужно попытаться дать определения основным понятиям, используя приёмы: описание, характеристика, пример. Научить ребёнка смело высказывать свои определения – очень важная задача школьного обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет усложнена.

Как только информация обобщена, наши исследователи делают сообщение – доклад. Во время доклада дети подглядывают в карточки с опорными словами и пиктограммами. Слушателям предлагается задать вопросы выступающим.

Количество коллективных занятий тренировочного плана продолжаются до тех пор, пока дети не освоят общую схему деятельности. Затем можно перейти к самостоятельной исследовательской практике детей. Как только наступит такой момент, проводится родительское собрание по теме «Исследовательская деятельность детей». Важно чтобы родители поддерживали своего ребёнка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Подпрограмма «Мониторинг» предполагает участие детей в конференциях. Дети выступают с короткими сообщениями. Слушают выступления своих товарищей, задают вопросы. Авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.

Мы принимали участие во 2 и 3 окружной научно-практической конференциях в 2010 и 2011 годах с темами «Влияние знаков зодиака на характер людей», «Влияние тепла, света, воды на рост репчатого лука». Оба раза дети становились призёрами.

     Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы, формируем особый стиль детской жизни и учебной деятельности.

     Литература

  1. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст]. Самара: Учебная литература, 2008. – 205 с.
  2. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. [Текст]. А. В. Хуторской. М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005.
  3. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения в школе I ступени

Александр Ильич Савенков пишет о том, что: «Проектирование и исследование– изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный п...

Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор рассматривает работу научного общества учащихся начального общего образования с позиции реализации аксиологического подхода....

Обобщение опыта по формированию исследовательской деятельности

Формирование навыков исследовательской деятельности  младших школьников в процессе выполнения семейного экологического проекта...

Проектно-исследовательская деятельность первоклассников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Обучение по УМК "Планета Знаний" помогает достичь отличных резул...

Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте

Для повышения эффективности   урока   наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...