Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности
рабочая программа (1,2,3,4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_obucheniya_mladshih_shkolnikov_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа обучения младших школьников
исследовательской деятельности
Пояснительная записка
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Уже в начальной школе дети выполняют задания связанные с самостоятельным творческим, исследовательским поиском.
Дети младшего возраста с большим интересом участвуют в создании творческих и исследовательских проектов средствами информационных технологий.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребёнка.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции, на которой создаётся «ситуация успеха» для каждого ученика.
Цель программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- Формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Материал программы опирается на следующие понятия:
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Требования к уровню освоения содержания программы
- В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
- Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
- В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
- В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Литература:
- Безрукова В.С. «Настольная книга педагога-исследователя», Екатеринбург, Дом учителя, 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва, Методика, 1991.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?, Москва, Генезис,1998.
- Тащоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении, Рига, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"
Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...
Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения
Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...
Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"
Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Обучения младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)
Цель программы: оптимизация межличностных отношений субъектов образовательной среды (дети младшего школьного возраста).Задачи:1. Снижение уровня конфликтности, психологической напряженности в образова...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности "Младший хор начальной школы (третий год обучения)"
В работе с хором ставится важнейшая задача, это выявление одаренной личности, развитие её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка. Важно через хоровую деятельнос...
Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...