Программа кружка "Город мастеров"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Город мастеров»
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Город мастеров" для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности.
4 класс – 34 часа в год
(1 час в неделю)
Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1, 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа кружка «Город мастеров» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы кружка «Город мастеров» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Работа по программе кружка предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Ожидаемые результаты:
.
К концу 4 года обучения учащиеся могут
знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
- применение пастели и бисера в окружающем мире.
уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- различать рисунок и эскизы, определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры;
- выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- изготовлять изделия из бисера.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела. Тема занятия. | Количество часов. | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводные занятия | 2 | 1 | 1 |
2. | Работа с бумагой и картоном: | 9 | 0 | 9 |
| 1 2 2 2 2 | |||
3. | Работа с тканью и мехом: | 9 | 1 | 8 |
| 1 | 1 3 2 2 | ||
4 | Бисероплетение: | 6 | 0 | 6 |
| 1 2 3 | |||
5. | Работа с природным материалом: | 6 | 0 | 6 |
| 1 1 1 3 | |||
6. | Итоговые занятия: | 2 | 2 | 0 |
| 1 1 |
Содержание деятельности.
1.Вводное занятие (2ч) Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем столе, знакомство с профессией дизайнера.
2. Работа с бумагой и картоном (7 ч.) Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка.
Изготовление игрушек – сувениров: фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета, домики для сказочных героев.
3. Работа с тканью и мехом (9 ч) Из истории мягкой игрушки. Знакомство с профессией портной. Техника выполнения швов «козлик», «тамбурный», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья. Технология и шитьё мягкой игрушки «Котёнок», изготовление настенного кармашка для мелочей, технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок». Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и заделки края ткани, соединения деталей.
4. Работа с бисером (10 ч) Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения. Изготовление колец и «фенечек».
5. Работа с природным материалом (4). Аппликация из плодов и растений. Технология приготовления семян и растений к работе, технология приготовления соломки к работе, прикрепление рабочего материала к основе. Изготовление аппликаций из семян и растений по задумке детей. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», «Дерево».
6. Отчётная выставка.(2 ч). Подготовка поделок и оформление выставки.
Используемая литература:
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
- Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
- Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела. Тема занятия. | Кол-во часов | Элементы содержания занятия. | Планируемые результаты. | Дата проведения |
1,2 | Вводное занятие | 2 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с видами работ. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Подготовка рабочего места. Чтение линий чертежа. Разметка деталей с помощью линейки, угольника, циркуля, шаблона | Выполнять правила ТБ при работе с материалами и инструментами. Правильно готовить рабочее место. Уметь читать линии чертежа. Выполнять разметку деталей. | |
Работа с бумагой и картоном. | 9 | ||||
3 | Бабочка. | 1 | Работа с цветной бумагой. Аппликация. ТБ при работе с ножницами и клеем. Разметка симметричных деталей по шаблону. Украшение крыльев бабочки по собственному замыслу. | Выполнить аппликацию. Соблюдение правил симметрии. Украшение крыльев бабочки по собственному замыслу. | |
4 5 | Кубик для изучения букв. | 2 | Работа с картоном. Разметка деталей при помощи линейки и карандаша. Сборка кубика. Украшение кубика буквами, вырезанными по шаблону. | Закрепление знаний линий разметки (линия сгиба, разреза, место нанесения клея). Умение планировать свою работу, опираясь на рисунок изделия и чертёж. | |
6 7 | Цветок
| 2 | Работа с бумагой. Модульное оригами. Знакомство с базовой формой. Работа со схемой сборки цветка. Оформление цветка. Сравнение результата с образцом. | Умение создавать базовую форму. Сборка модели по схеме. Оформление цветка. Контроль операций по инструкции. | |
8 9 | Ракета | 2 | Работа с картоном. Создание модели ракеты с опорой на рисунок и чертёж. Выполнение разметки деталей при помощи линейки и карандаша. Сборка деталей по схеме. Украшение модели по собственному замыслу. | Умение создать модель ракеты. Выполнять разметку деталей по линейке, соблюдая размеры. Сборка модели по чертежу. Оформление изделия. | |
10 11 | Домик для сказочного героя. | 2 | Рассматривание рисунков сказочных домиков. Знакомство с названием частей дома, с элементами украшения дома. Работа с бумагой и картоном. Выбор объекта работы из предложенных вариантов. Выполнение чертежа по линейке. Оформление домика по собственному замыслу. | Создание модели домика на основе кубика. Умение называть части дома. Сборка модели домика по чертежу, соблюдая размеры. Контроль каждой операции. Сравнение собственного изделия с образцом. | |
Работа с тканью и мехом. | 9 | ||||
12 13 | Знакомство с видами тканей. Повторение изученных швов. | 2 | Рассматривание коллекции тканей, знакомство с назначением разных видов ткани. Создание коллекции швов. ТБ при работе с иглой и ножницами. | Знать и называть виды тканей, их назначение. Уметь выполнять простейшие швы: «вперёд иголку», «краевой шов», «петельный шов». | |
14 15 16 | Мягкая игрушка «Котёнок». | 3 | Работа с искусственным мехом. Рассматривание образца, подготовка необходимых материалов и инструментов. Выкройка деталей по шаблонам. Соединение деталей швом «вперёд иголку», обработка краёв деталей швом «краевой». Оформление игрушки мехом. Пришивание пуговок (глаза и носик). Наполнение игрушки поролоном. | Применение изученных швов при выполнении поделки. Создание мягкой игрушки в соответствии с образцом, контроль выполнения операций. Соблюдение правил ТБ при работе с иглой и ножницами. | |
17 18 | Изготовление настенного кармашка для мелочей. | 2 | Работа с тканью. Вышивка. Раскрой деталей мешочка. Соединение деталей швом «вперёд иголку». Использование шаблона для нанесения рисунка на ткань. Оформление мешочка вышивкой (петельным швом). | Уметь выполнять изученные швы. Соблюдение правил ТБ при работе с иглой и ножницами. Создание мешочка для мелочей. Контроль своей работы. Сравнение своего мешочка с образцом. Анализ своей работы (что получилось, недостатки изделия). | |
19 20 | Игрушка «Паучок». | 2 | Работа со старыми перчатками и проволокой. Знакомство с особенностями трикотажной ткани. Рассматривание образца. Сообщение об особенностях пауков. Подготовка перчаток к работе (обрезать большой палец). Наполнение перчаток поролоном. Оформление игрушки (вставить проволоку в лапки для упругости, пришить глазки). | Умение отличать трикотажную ткань от других тканей. Выполнение изделия согласно образцу. Оформление изделия пуговками (глазки). ТБ при работе с проволокой. | |
Бисероплетение. | 6 | ||||
21 | Пробные плетения. | 1 | Знакомство с образцами. Рассматривание бисера. Знакомство с правилами ТБ с бисером и проволокой. Работа по схемам. Выполнение пробного плетения «цветок», показ приёмов соединения частей. | Знать ТБ при работе с бисером и проволокой. Освоить приёмы плетения изделий по схемам. Создание колец и браслетов по схеме. Анализ своего изделия, сравнение с образцом, исправление ошибок по необходимости. Выставка лучших изделий. | |
22 23 | Плетение колец. | 2 | Повторение приёмов работы с бисером. Рассматривание образца. Чтение схемы плетения кольца. Создание разных видов колец по схеме. | ||
24 25 26 | Плетение браслетов. | 3 | Рассматривание образца, анализ схемы плетения браслета, определение алгоритма выполнения узора. Плетение браслета с опорой на схему. Примерка браслета на свою руку. | ||
Работа с природным материалом. | 6 | ||||
27 | Аппликация из семян гороха и фасоли. Оформление стаканчика для карандашей. | 1 | Работа с пластилином. Покрытие металлической баночки пластилином. Показ приёмов создания симметричного узора из семян фасоли и гороха (цветы, листики, полоски). Оформление изделия по собственному замыслу. | Научиться оформлению стаканчика для карандашей пластилином, семенами гороха и фасоли. Соблюдение ТБ при работе с пластилином. Анализ изделия, исправление своих ошибок, анализ других изделий, определение лучшей работы. | |
28 | Рамка для фотографий. | 1 | Работа с камешками, ракушками, бусинками, бисером. Рассматривание образца. ТБ при работе с разными материалами. Создание рамки из плотного цветного картона. Украшение рамки камешками, ракушками, бусинками, бисером по собственному замыслу. Соблюдение симметрии при оформлении работы. | Научиться оформлять рамку для фотографий различными материалами, соблюдая правила симметрии, сочетая декоративные элементы по цвету, форме, размеру. | |
29 | Создание панно из сухих листьев и крылаток клёна. | 1 | Работа с картоном, бумагой, природным материалом, ножницами, клеем. ТБ при работе с ножницами и клеем. Рассматривание различных образцов панно. Создание панно по собственному замыслу на картоне, оформление панно рамкой. | Научиться оформлять панно различными материалами, соблюдая правила симметрии, сочетая декоративные элементы по цвету, форме, размеру. | |
30 31 32 | Аппликация из соломки «Жар-птица». | 3 | Знакомство с приёмами подготовки соломки к работе. Рассматривание готовых работ. Анализ рисунка для аппликации. Перенесение рисунка на картон по шаблону. Подбор соломки по цвету в зависимости детали аппликации. Выполнение аппликации соломкой, соблюдая правила ТБ при работе с клеем ПВА и ножницами. | Знать приёмы подготовки соломки к работе, правила выполнения аппликации соломкой. Соблюдать правила ТБ. Аккуратное выполнение аппликации. Анализ работ, умение видеть свои ошибки, выделять наиболее удачные работы. | |
Итоговые занятия | 2 | ||||
33 | Выставка лучших работ | 1 | Отбор детьми своих лучших работ, выполненных на кружке, и выставка лучших работ. | Уметь строить высказывание, почему выбрана данная работа на выставку, называть, что удалось, что бы сделали по-другому. Награждение детей, выполнивших лучшие работы. | |
34 | Защита проекта «Сам умею, хочу научить других». | 1 | Подготовить самостоятельно работу, рассказать другим детям поэтапно, как её сделать (в виде презентации). Доказать, что работа интересная, её стоит сделать. | Выбор наиболее интересного проекта. Награждение детей за творчество и инициативу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...