План по самообразованию
материал на тему
План самообразования на тему: «Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_na_2014.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год воспитателя
Кутылкиной И. С.
Тема: «Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Актуальность экологического воспитания на сегодняшний день очевидна. Много бед у Земли и у природы:
- ядерные пожары,
- эрозия,
- засоление почв,
- заболевания,
- искушение,
- загрязнение,
- опустынивание.
Одним из направлений приобщения детей к изучению природы и растительного мира являются занятия по экспериментированию "Наш дом - природа". Они нацелены на более углубленное познание растительного мира, его значения для жизнедеятельности человека, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе, способности любоваться её красотой, приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому. А также формирование внутренней позиции личности, которая способна понимать сложный характер окружающей среды, воспринимать, познавать саму природу, правильно осознавать свое место в ней.
Знание о жизни растений позволяет каждому ребенку быть активным участником в преобразовании окружающего растительного мира.
Программа рассчитана для детей 6-7 лет.
Цели:
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, создание предпосылок к учебной деятельности;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы реализации программы:
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в рамках которой ребёнок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество организации с семьёй;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Стимулирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования;
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Формы проведения занятий:
Формы проведения | Виды занятий |
Контрольно- диагностическая | - беседа - художественное слово |
Познавательно - досуговая деятельность | - экскурсии - дидактические игры - развлечения |
Нетрадиционные формы | - фитотерапия - дегустация - ароматерапия |
Субъективная и научно - исследовательская деятельность | - опыты |
Методы и приемы обучения:
Методы | Приемы |
1. Наглядный | - наглядно - зрительные - наглядно - слуховые - предметная наглядность |
2. Информационно - рецептивный | - совместная деятельность педагога и ребенка |
3. Практический, исследовательский | - опыты - труд в природе |
4. Словесный | - беседа - рассказ - художественное слово |
Тематический план
№ п/п | Тема | Цель |
Октябрь | ||
1. | "В гостях у старичка Лесовичка" | Знакомство с разновидностями растительного мира, с наукой - ботаникой. Выяснить, что помогает старичку - Лесовичку лучше узнать растительный мир. |
2. | "Микроскоп и его волшебный глаз" | "Экскурсия" в лабораторию. Знакомство с оборудованием лаборатории; микроскопом и его работой. Рассматривание под микроскопом (в разрезе) листа лука. |
3. | "Путешествие волшебной капли по растению" | Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы. |
4. | "Солнце, воздух и вода..." | Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро". |
5. | "Тайны семян" | Познакомить детей со строением семян. Выяснить, как семена переносятся с одного места на другое, кто помогает семенам передвигаться. |
Ноябрь | ||
1. | "Фасоль и ее секреты" | Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли". |
2. | "Огород на подоконнике" | Посадка лука. |
3. | "Комнатные растения" | Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе. |
4. | Игра "Счастливый случай" | Закрепить правила ухода за комнатными растениями в форме игры "Счастливый случай". |
Декабрь | ||
1. | "Овощи" | Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля. |
2. | "Наш любимец "сеньор-помидор" | "Сеньор-помидор" и его собратья. Познакомить детей с семьей томатов. |
3. | "Загадка, загадка, открой свою тайну" | Закрепить знания детей об овощах в форме L-клуба. |
4. | "Сладкие таблетки" | Познакомить детей с лекарственными травами и ягодами. Фито огород. Знакомство с рецептами лечебного чая. |
Январь | ||
3. | "Цветы в радость" | Виртуальная экскурсия в теплицу. Знакомство и наблюдение за работой садовода-оформителя. Дизайнер - кто он такой? |
4. | "Смешанный лес" | «Экскурсия» в смешанный лес (осень, лето, зима, весна). Знакомство детей с разновидностью растительного мира. |
Февраль | ||
1. | "Лесничий - кто он такой?" | Ознакомительная презентация с работой лесничего. |
2. | "Зеленое чудо" | Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду. |
3. | "Секрет бумаги" | Знакомство детей с составом бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой. |
4. | Дидактическая игра "Необыкновенные путешествия по временам года - Круглый год" | Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, изменениям, происходящим в живой природе. Познакомить с понятием - "Круглый год". |
Март | ||
1. | "Кофейное дерево" | Дать детям представление об экзотическом кофейном дереве, его плодах, их выращивании и сборе. |
2. | "Необходимость влаги для роста растений" | Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой. |
3. | "Почему листья зеленые?" | Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать. |
4. | "Путешествие в страну "Игралочка" | Закрепить знания детей об овощах, фруктах, комнатных растениях и способах ухода за ними в игровой форме. |
Апрель | ||
1. | "Грибное царство" | Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов. |
2. | "Любите землю - матушку" | Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать продукты питания. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным. |
3. | "Люблю тебя, родное Ставрополье" | Познакомить детей с растительностью Ставропольского края, с красотой и богатством родного края. |
4. | "Красная книга" | Познакомить детей с "Красной книгой" Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Ставропольского края. |
5. | Праздник "Мы - друзья природы" | Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. |
Май | ||
1-2 | Мониторинг |
Оценка индивидуального развития воспитанников
Форма проведения | Задачи |
Итоговое занятие в конце изучения курса (май) | 1. Знать разновидности растительного мира 2. Знать, как и чем питается растение. 3. Знать, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. 4. Знать строение семян. 5. Знать, как правильно посадить лук. 6. Знать правила ухода за комнатными растениями. 7. Знать некоторые лекарственные травы и ягоды. 8. Знать, для чего нужен микроскоп и уметь с ним работать. 9. Знать правила поведения в природе. 10. Знать некоторые виды грибов. Уметь отличать съедобные от несъедобных. 11. Знать некоторые растения, внесенные в "Красную Книгу" Ставропольского края. |
ПЛАН работы с родителями:
№ п/п | Месяц | Содержание работы |
2. | Октябрь | Консультация: «Дополнительная программа по экологическому воспитанию, принципы, подходы, цели» |
3. | Ноябрь | Привлечение родителей к расширению природного уголка в группе |
4. | Декабрь | Выставка фото: «Наши эксперименты» Консультация: «Лекарственные травы и ягоды» |
5. | Январь | Привлечение родителей к организации встречи с садоводом-оформителем, дизайнером |
6. | Февраль | Выставка фото: «Наша деятельность в детском саду» Консультация: «Растения синоптики» |
7. | Март | Консультация: «Огород на подоконнике дома» |
8. | Апрель | Консультация: «Красная книга Ставрополья» Привлечение родителей к созданию красной книги в рамках проекта |
9. | Май | Родительское собрание: «Итоги деятельности программы по экологическому воспитанию» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
План по самообразованию
План по самообразованию учителя начальной школы...
План по самообразованию
Материал содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...
План по самообразованию учителя начальных классов
Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...